РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2012 года город Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Климовой О.В.,
при секретаре Аносовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-631\2012 по иску Тараторина В.М. к Николаевой И.А. о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением, определении долей в совместно нажитом имуществе и признании права собственности на № долю в квартире,
установил:
Тараторин В.М. обратился в суд с иском к Николаевой И.А. о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением.
В ходе производства по делу истец Тараторин В.М. неоднократно уточнял свои исковые требования, окончательно предъявив их к Николаевой И.А. о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением, определении долей в совместно нажитом имуществе и признании права собственности на № долю в квартире.
Мотивировал свои требования тем, что 03.03.2006 года между ним и его супругой <данные изъяты> с одной стороны и ответчиком Николаевой И.А. с другой стороны был заключен и удостоверен нотариусом договор пожизненного содержания с иждивением, по условиям которого <данные изъяты> передала в собственность Николаевой И.А. принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Существенным условиями данного договора являются обязанности ответчика осуществлять полное пожизненное содержание <данные изъяты> и Тараторина В.М., заключающееся в помощи по ведению домашнего хозяйства, обеспечении продуктами питания, медицинского обслуживания, приобретении предметов первой необходимости, посещении не менее двух раз в неделю, в случае нахождения их на лечении в стационаре. Кроме того, ответчик обязан осуществлять за свой счет эксплуатацию и ремонт указанной квартиры, в том числе капитальный, а также обязана принимать на себя все необходимые меры для того, чтобы в период действия договора использование указанного имущества не приводило к снижению его стоимости. В декабре 2009 года Николаева И.А. переехала на постоянное место жительства в <адрес>, где проживает до настоящего времени, свои обязанности по договору пожизненного содержания с иждивением не исполняет. 01.05.2011 года его супруга <данные изъяты> умерла, в связи с чем, обязательства по договору между ней и ответчиком прекращены. Между тем, <адрес> была приобретена истцом и <данные изъяты> в период их брака, а потому является совместно нажитым имуществом.
Просил расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением, заключенный 03.03.2006 г., заключенный между ним и Николаевой И.А.; определить за ним № долю общей долевой собственности в совместно нажитой с <данные изъяты> квартире, расположенной по адресу: <адрес>; признать за ним право собственности на № долю <адрес>.
Истец Тараторин В.М. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца Тараторина В.М. по доверенности Настасин С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Николаева И.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, об отложении слушания дела не просила, в ранее представленном отзыве на исковое заявление указала, что возражает против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Николаев А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласен.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, свидетелей <данные изъяты>, <данные изъяты>, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 601 ГК РФ по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
В силу ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 584 ГК РФ договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.
Статьей 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, 03 марта 2006 года между <данные изъяты>, Тараториным В.М. и Николаевой И.А. был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, по условиям которого <данные изъяты> передала в собственность Николаевой И.А. принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>, Николаева И.А. приняла указанную квартиру и обязалась пожизненно полностью содержать <данные изъяты> и Тараторина В.М., предоставляя им вышеуказанную квартиру для пожизненного проживания и пользования, помогать вести домашнее хозяйство, обеспечивать продуктами питания, а в случае возникновения необходимости, обеспечивать уход за ними и медицинское обслуживание, приобретение предметов первой необходимости, посещать не менее двух раз неделю, в случае нахождения их на лечении в стационаре.
Пунктом 6 Договора установлено, что стоимость общего объема содержания <данные изъяты> и Тараторина В.М. в месяц определен в сумму, составляющую два минимальных размера оплаты труда, установленных законом, в отношении каждого получателя ренты.
Кроме того, Николаева И.А. осуществляет за свой счет эксплуатацию и ремонт указанной квартиры, в том числе и капитальный, а также должна принимать необходимые меры для того, чтобы использование вышеуказанного имущества не приводило к снижению стоимости этого имущества.
Данный договор удостоверен 03 марта 2006 года нотариусом г.Тулы <данные изъяты> по реестру №.
Договор пожизненного содержания с иждивением от 03.03.2006 года был зарегистрирован в Управлении Федеральной Регистрационной службе по Тульской области 17.04.2006 года за № и Николаевой И.А. было выдано свидетельство государственной регистрации права серии № от 17.04.2006 г. на <адрес>, что объективно подтверждается копией регистрационного дела на указанную квартиру.
Таким образом, в настоящее время собственником квартиры по адресу: <адрес> является Николаева И.А.
01 мая 2011 года <данные изъяты> умерла, что подтверждается свидетельством о смерти № от 03.05.2011 года, а потому, в соответствии с п. 11 Договора обязательство Николаевой И.А. по пожизненному содержанию с иждивением <данные изъяты> прекращено.
Из искового заявления Тараторина В.М., объяснений, данных им в судебном заседании, следует, что основанием для предъявления исковых требований о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением является ненадлежащее исполнение Николаевой И.А. условий договора. Истец самостоятельно оплачивает содержание жилья и коммунальные услуги, начисляемые на спорную квартиру, покупает продукты питания, в то время как ответчик в нарушение условий договора не оказывает ему должной помощи, не осуществляет надлежащего ухода, выехала на постоянное место жительства в другой город.
Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Пунктом 2 ст. 605 ГК РФ при существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 настоящего Кодекса. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Судом установлено, что истец Тараторин В.М. проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги, выпиской из лицевого счета. Ранее по указанному адресу также на регистрационном учете состояла <данные изъяты>, была снята с учета 11.05.2011 г. по причине смерти, а также Николаева И.А., которая выбыла 21.12.2009 г. на постоянное место жительства в <адрес>.
Таким образом, с конца 2009 года по настоящее время Николаева И.А. проживает по адресу: <адрес>, доказательства обратного суду стороной ответчика представлено не было.
Между тем, Тараторин В.М. является престарелым человеком, инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается имеющимися в материалах дела медицинскими документами, нуждается в посторонней помощи. Истец вынужден самостоятельно оплачивать содержание жилья и коммунальные услуги, начисляемые на спорную квартиру, что подтверждается представленными им квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января 2011 года по апрель 2012 года, покупать себе продукты.
Факт неисполнения ответчиком Николаевой И.А. своих обязательств по договору пожизненного содержания с иждивением также подтвердили в судебном заседании свидетели.
Так, свидетель <данные изъяты> пояснила, что Николаева И.А. за два года до смерти <данные изъяты> уехала на постоянное место жительства в <адрес> и оставила истца и его супругу <данные изъяты> одних, не оказывая им никакой помощи, предусмотренной договором пожизненного содержания, в которой они очень нуждались, будучи престарелыми и больными людьми. Заключая данный договор <данные изъяты> и Тараторин В.М. рассчитывали на помощь со стороны Николаевой И.А., которую она уже около трех лет не оказывает. После смерти <данные изъяты> ответчик категорически заявила, что проживать вместе с Тараториным В.М. не намерена. Сейчас истец проживает один.
Аналогичные показания дала свидетель <данные изъяты>
Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, у суда не имеется, поскольку данные свидетели не заинтересованы в исходе в деле, их показания последовательны, согласуются с иными доказательствам, а потому суд принимает их в качестве доказательства по делу.
Доказательств того, что в соответствии с п. 8 Договора пожизненного содержания с иждивением между сторонами было достигнуто какое-либо соглашение о замене содержания с иждивения в натуре выплатой периодическими платежами в деньгах, не имеется.
Каких-либо доказательств исполнения договора пожизненного содержания с иждивением в отношении Тараторина В.М. ответчик Николаева И.А. не представила, об их наличие в своем отзыве на исковое заявление не ссылалается, ходатайств об их истребовании не заявляла.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что со стороны Николаевой И.А. имеет место нарушение условий договора о предоставлении Тараторину В.М. предусмотренного договором пожизненного содержания, на которое истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рассчитывал при заключении сделки и в котором нуждается в силу преклонного возраста и состояния здоровья.
Установленные обстоятельства применительно к приведенным правовым нормам, учитывая сущность и основную цель договора пожизненного содержания с иждивением, заключающиеся в предоставлении получателю ренты средств к существованию в натуральной форме (обеспечение питанием, уходом, необходимой помощью), позволяют прийти к выводу о том, что допущенные ответчиком нарушения договорных обязательств являются существенными, что является основанием для расторжения данного договора в части его заключения между Тараториным В.М. и Николаевой И.А.
Разрешая требования Тараторина В.М. об определении доли в совместно нажитом имуществе и признании права собственности на № доли <адрес>, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Тараторин В.М. и <данные изъяты> с 28.06.1995 года состояли в зарегистрированном браке, что также объективно подтверждается записью акта о заключении брака № от 28.06.1995 г., произведенную отделом ЗАГС по Хангаласскому улусу Управления ЗАГС при правительстве Республики Саха (Якутия).
В соответствии с п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Аналогичные положения содержаться в ч. 1 ст. 34 СК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 СК РФ общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
При этом, согласно ч. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
В силу положений действующего гражданского законодательства об общей собственности супругов (статья 34 СК Российской Федерации, статья 256 ГК Российской Федерации) право собственности одного из супругов на долю в имуществе, нажитом во время брака, не прекращается после смерти другого супруга.
Принимая во внимание, что право собственности на <адрес> возникло у <данные изъяты> 30.04.1997 года, то есть в период брака, то указанная квартира является совместно нажитым имуществом супругов Тараторина В.М. и <данные изъяты>
Более того, при заключении Договора пожизненного содержания с иждивением 03.03.2006 года и последующей регистрации его в регистрирующем органе, истец Тараторин В.М. давал нотариально удостоверенное согласие на заключение с гражданской Николаевой И.А. договора отчуждения <адрес> с условием их пожизненного содержания с иждивением и на регистрацию прав и документов в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности применительно к вышеизложенным правовым нормам, принимая во внимание удовлетворение исковых требований истца в части расторжения договора пожизненного содержания с иждивением, суд приходит к выводу, что истец Тараторин В.М. имеет право на супружескую долю в общем имуществе – <адрес>, и с учетом принципа равенства долей супругов, определяет долю Тараторина В.М. равной №.
Таким образом, исковые требования Тараторина В.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГК РФ, суд
решил:
исковые требования Тараторина В.М. удовлетворить.
Расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением, заключенный 03 марта 2006 года между Тараториным В.М. и Николаевой И.А., удостоверенный нотариусом г.Тулы <данные изъяты>, зарегистрированный в реестре за №.
Определить долю Тараторина В.М. в совместно нажитой с <данные изъяты> <адрес>, равной № доле.
Признать за Тараториным В.М. право собственности на № долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Зареченский районный суд г. Тулы.
Председательствующий: