решение суда от 20 сентября 2012 года об оспариваии решения органа государственности власти и предоставлении в аренду земельного участка



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2012 года город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Борисовой Е.А.,

при секретаре Глотовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-861/2012 по иску Крыловой Т.В. к правительству Тульской области, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании решения органа государственной власти и предоставлении в аренду земельного участка,

установил:

Крылова Т.В. обратилась в суд с иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании решения органа государственной власти и предоставлении ей в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1190 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и обязании заключить договор аренды данного земельного участка.

В обоснование своих требований указала, что, являясь инвалидом, она имеет право на первоочередное получение спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона. В реализации данного права ответчиками ей необоснованно отказано, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с данным иском.

Определением Зареченского районного суда г. Тулы в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в соответствии со ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено правительство Тульской области.

Истец Крылова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила о проведении судебного разбирательства в ее отсутствие с участием представителя по доверенности, указав, что поддерживает исковые требования в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Чернышев В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований Крыловой Т.В. по основаниям, изложенным в иске и просил признать незаконным решение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области об отказе в первоочередном предоставлении Крыловой Т.В., как инвалиду, земельного участка , ориентировочной площадью 1190 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> принять решение о предоставлении Крыловой Т.В. вышеуказанного земельного участка в аренду.

Ответчики - правительство Тульской области и министерство имущественных и земельных отношений Тульской области своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом. Причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В силу статьи 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле», п. 1 Постановления администрации Тульской области от 24.12.2008 № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, определен департамент (в связи с переименованием - министерство) имущественных и земельных отношений Тульской области.

Как следует из справки серии МСЭ-2006 Крылова Т.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно.

Из представленных материалов дела усматривается, что 30.03.2012 г. газета «Тульские известия» опубликовала информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка , ориентировочной площадью 1190 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома.

Крылова Т.В. неоднократно обращалась в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (ныне министерство имущественных и земельных отношений Тульской области) с заявлениями о предоставлении ей в аренду как инвалиду вышеуказанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

На вышеуказанные обращения истца департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письменно сообщил Крыловой Т.В. о невозможности предоставления ей данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Конституция РФ (ст.7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и вышеуказанные положения статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов на первоочередное предоставление им земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ по общему правилу продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением установленных случаев.

Из содержания пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ также следует, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, без проведения торгов в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления от других заинтересованных лиц не поступили.

Из приведенных правовых норм следует, что в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, и в случае предоставления инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся.

Вместе с тем системный анализ содержания указанного Федерального закона, в том числе его статьи 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью», на которую ссылается истец в обоснование заявленных требований, Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, приводит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Следовательно, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Согласно сообщению Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы от 08.12.2011 г., управление считает возможным предоставление земельного участка, расположенного по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Однако, как усматривается из представленных материалов дела, объяснений представителя истца по доверенности Чернышева В.В., изложенных в судебном заседании, Крылова Т.В. в улучшении жилищных условий не нуждается, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Документов, подтверждающих обратное в материалы дела представлено не было.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.08.2012 г., Крыловой Т.В. на праве собственности принадлежит квартиры, расположенная по адресу: <адрес>.

При установленных судом обстоятельствах применительно к приведенным правовым нормам оснований для предоставления истцу земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства по указанным ею основаниям не имеется.

Таким образом, разрешая исковые требования в пределах заявленных, в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, оценив представленные доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на правительство Тульской области обязанности по предоставлению Крыловой Т.В. спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Крыловой Т.В. к правительству Тульской области, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об оспаривании решения органа государственной власти и предоставлении в аренду земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –