РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2011 года город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
при секретаре Пановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-529/2011 по иску Бочаровой Л.Д. к Территориальному управлению администрации г. Тулы по Зареченскому району, Ефимову Л.Д. о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на долю в праве на квартиру в порядке наследования,
установил:
Бочарова Л.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению администрации г. Тулы по Зареченскому району, Ефимову Л.Д. о признании наследника принявшим наследство, определении доли в праве общей долевой собственности на квартиру и признании права собственности на долю в квартире в порядке наследования. Мотивировала свои требования тем, что на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Помимо нее сособственниками указанной квартиры являются ее сын Ефимов М.Н. и мать ФИО1 Она и Ефимов М.Н. зарегистрировали свое право собственности в Управлении Росреестра по Тульской области, а ФИО1 свое право зарегистрировать не успела, так как ДД.ММ.ГГГГ умерла. В ноябре 2010 года она (Бочарова Л.Д.) обратилась к нотариусу г. Тулы Мечиковой Н.Г., однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано по вышеизложенным основаниям. Указывает, что после смерти матери она фактически вступила в наследство - продолжала нести расходы на содержание квартиры, производила ремонтные работы. Просила признать ее фактически принявшей наследство после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, определить долю квартиры в общедолевой собственности как 1/3 и признать за ней право собственности на 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Затем, в порядке статьи 39 ГПК РФ, истец Бочарова Л.Д. уточнила заявленные требования, просила включить 1/3 долю в праве на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 и признать за ней право собственности на 1/3 долю в праве на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Бочарова Л.Д. свои исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Ефимов М.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Бочаровой Л.Д. не возражал.
Представитель ответчика Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражения на иск не представил.
Третье лицо - нотариус г. Тулы Мечикова Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, не сообщила об уважительных причинах неявки, не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, возражения на иск не представила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Из положений ст. 223 ГК РФ следует, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что в соответствии с договором передачи от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, Бочаровой Л.Д. и Ефимову М.Н. на праве долевой собственности (по 1/3 доли за каждым) передана <адрес>.
Согласно выписки (справки) из технического паспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества), выданного ФГУП «РТИ - Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> зарегистрирована на праве общей долевой собственности за: Ефимовым М.Н. - 1/3 доля в праве, принадлежащая на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о Государственной регистрации права 71-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ; Бочаровой Л.Д. - 1/3 доля в праве, принадлежащая на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о Государственной регистрации права 71-АГ № от ДД.ММ.ГГГГ. 1/3 доля в праве не зарегистрирована.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-БО № от ДД.ММ.ГГГГ, не успев при жизни зарегистрировать свое право собственности на 1/3 долю в праве на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
После смерти ФИО1 открылось наследство. Как следует из копии наследственного дела № г. от ДД.ММ.ГГГГ к имуществу умершей ФИО1, Бочарова Л.Д. обратилась к нотариусу г. Тулы Мечиковой Н.Г. с заявлением о принятии наследства по закону после смерти ФИО1
Из письма нотариуса г. Тулы Мечиковой Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что поскольку наследодатель ФИО1 при жизни не зарегистрировала в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, подтверждающие право собственности на <адрес> в <адрес> и не получила свидетельство о государственной регистрации права, на указанное имущество, выдать свидетельство о праве на наследство не представляется возможным. Истцу рекомендовано обратиться в суд по данному вопросу.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Пленум ВС РФ в п. 8 постановления от 24 августа 1993 г. "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. 7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации жилья должен решаться в двухмесячных срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации местной администрацией, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, достоверно установлено, что ФИО1 при жизни выразила свою волю на приватизацию 1/3 доли в праве занимаемого ею жилого помещения по адресу: <адрес>, однако регистрация договора на передачу жилого помещения в собственность не была осуществлена по независящим от нее причинам.
Суд, учитывая необходимость государственной регистрации права собственности на недвижимость и безвозмездный характер сделки по приватизации, считает, что 1/3 доля в праве собственности на указанную квартиру принадлежала ФИО1 по праву приобретения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Бочаровой Л.Д. о включении 1/3 доли в праве на квартиру <адрес> в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Поскольку завещание ФИО1 составлено не было, то наследование после ее смерти осуществляется по закону.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
Бочарова Л.Д. является дочерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении Ляпиной Л.Д. серия II-ШЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о заключении брака серия I-БО № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 и Ляпиной Л.Д., в силу чего истец является наследником первой очереди к имуществу умершей ФИО1
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Статья 1153 ГК РФ регламентирует способы принятия наследства, в части первой указывая на возможность подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из материалов наследственного дела к имуществу умершей ФИО1 усматривается, что истец своевременно обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство на наследственное имущество ФИО1, состоящее из причитающихся умершей денежных средств.
Кроме того, поддерживая свои требования о признании права собственности на долю в праве на спорную квартиру, принадлежащую умершей ФИО1, истец указала на то, что фактически приняла наследство, открывшееся после смерти матери, поскольку проживает в вышеуказанной квартире, несет бремя его содержания.
Данный факт подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной абонентским отделом ОАО «УК г. Тулы», о том, что ФИО1 постоянно и по день своей смерти проживала и состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>. Совместно с ней по данному адресу на регистрационном учете состояли дочь Бочарова Л.Д. и внук Ефимов М.Н., а также выписками из домовой книги и лицевого счета на указанную квартиру.
Анализируя и оценивая все вышеизложенное в совокупности, принимая во внимание то, что истица совершила действия по принятию наследства, открывшееся после смерти ФИО1, суд считает возможным удовлетворить исковые требования и признать за Бочаровой Л.Д. право собственности в порядке наследования по закону к имуществу ФИО1 в виде 1/3 доли в праве собственности на <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бочаровой Л.Д. удовлетворить.
Включить 1/3 долю в праве на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Бочаровой Л.Д. право собственности на 1/3 долю в праве на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Копия верна.
Судья-
Секретарь-