ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 февраля 2012 года город Тула
Судья Зареченского районного суда г. Тулы Меркулова О.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Управляющая Компания г. Тулы»,
установил:
25 января 2012 года государственным инспектором Зареченского района г. Тулы по пожарному надзору главным специалистом ОНД по Зареченскому району г. Тулы Красниковым Р.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» за не составление декларации о мерах пожарной безопасности в отношении объекта защиты – жилого многоквартирного дома № 17 по ул. Пузакова г. Тулы.
В судебное заседание представитель лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, представитель ЗАО «Управляющая Компания г. Тулы» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в суд отзыве по делу об административных правонарушениях представитель ЗАО «Управляющая компания г.Тулы» по доверенности Бросалов А.А. просит дело прекратить, протокол об административном правонарушении признать незаконным, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности должна разрабатываться: собственником объекта защиты, лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором; органов управления многоквартирным домом. ЗАО «УК г.Тулы» к категории указанных лиц не относится, органом управления многоквартирным домом в силу ч.1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. С целью соблюдения собственниками помещений требований пожарной безопасности, в счет-квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2010 году была размещена информация о необходимости принятия решений общих собраний собственников об изготовлении пожарных деклараций на многоквартирный дом, однако собственники помещений таких решений не приняли.
Государственный инспектор Зареченского района г. Тулы по пожарному надзору главный специалист ОНД по Зареченскому району г. Тулы по доверенности Красников Р.Н. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просил привлечь ЗАО «Управляющая Компания г. Тулы» к административной ответственности, полагая несущественным тот факт, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении преобразованного в настоящее время ОАО «Управляющая компания г. Тулы», поскольку ЗАО «Управляющая компания г. Тулы» являются правопреемниками реорганизованного юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая, что лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало, судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
01 декабря 2011 года в ГУ МЧС России по Тульской области поступило заявление жителя дома 17 по ул. Пузакова г. Тулы о нарушении ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» требований ч. 7 ст. 64 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ и приказа МЧС РФ «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» от 24.02.2009 года № 91.
При рассмотрении государственным инспектором Зареченского района г. Тулы по пожарному надзору заявления жителя дома 17 по ул. Пузакова г. Тулы установлено, что 26 декабря 2011 года в 09-00 часов в помещениях многоквартирного жилого дома 17 по ул. Пузакова г. Тулы, управляющей компанией которого является ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 64 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, а именно не составлена декларация пожарной безопасности в отношении объекта защиты – жилого многоквартирного дома № 17 по ул. Пузакова г. Тулы.
Определением государственного инспектора Зареченского района г. Тулы по пожарному надзору главного специалиста ОНД по Зареченскому району г. Тулы Красникова Р.Н. от 26 декабря 2011 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Копия данного определения своевременно направлена ОАО «Управляющая компания г. Тулы».
25.01.2012 года в отношении ОАО «Управляющая компания г. Тулы» государственным инспектором Зареченского района г.Тулы по пожарному надзору главным специалистом ОНД по Зареченскому району г. Тулы Красниковым Р.Н. составлен протокол №30 об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица –ОАО «Управляющая компания г. Тулы», которое было заблаговременно и надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления данного протокола.
26.01.2012 года ОАО «Управляющая компания г. Тулы» указанный протокол об административном правонарушении был получен.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе проведения административного расследования и при составлении протокола об административном правонарушении не были нарушены положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также права и законные интересы лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.
В соответствии ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 (нарушение Правил пожарной безопасности в лесах), ст. 11.16 (нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) указанного Кодекса.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены в Правилах пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313.
Согласно пункту 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Статьей 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, принятого в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров и установившего общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, установлено, что для объектов защиты, эксплуатирующихся на момент вступления в силу Технического регламента (30 апреля 2009 года) декларация пожарной безопасности должна быть разработана в течение года после вступления в силу закона.
Данное требование распространяется на все объекты защиты, параметры которых предусматривают проведение экспертизы проектной документации, независимо от даты введения их в эксплуатацию, а также зданий класса функциональной пожарной опасности Ф. 1.1 независимо от строительных критериев.
Градостроительным кодексом РФ (ст. 49) определены объекты капительного строительства, подлежащие государственной экспертизе, а также перечень объектов, которым такая экспертиза не требуется. Жилые многоквартирные дома этажностью более трех, данным перечнем не охватываются. Согласно ст. 1 Технического регламента его нормы обязательны для исполнения, в том числе, при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом обслуживании и эксплуатации.
В силу требований ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
На основании решения общего собрания собственников жилых помещений управление многоквартирным домом № 17 по ул. Пузакова г. Тулы осуществляет ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» по договору управления № 10-319-Зар. от 01.06.2010 года. Указанным договором разработка, согласование и предоставление Декларации пожарной безопасности многоквартирного дома не предусматривается, расходы в статью «содержание жилья» не включены. Для включения данных работ в перечень работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, выполняемых ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» по договору управления, необходимо решение общего собрания собственников жилого дома 17 по ул. Пузакова.
Вместе с тем, в рамках указанного договора ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» принимает полномочия по управлению многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений; обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» обязано, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенного согласно техническому паспорту на жилой дом (кроме наружных инженерных сетей).
Решения о расторжении данного договора не принималось.
Подпунктом «ж» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, кроме того, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, на ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» возложена обязанность по обеспечению пожарной безопасности многоквартирного дома № 17 по ул. Пузакова г. Тулы.
Следовательно, невыполнение ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» требования о своевременном составлении декларации пожарной безопасности является нарушением правил пожарной безопасности. Доводы законного представителя юридического лица о том, что ЗАО «УК г.Тулы» не относится к лицам, которыми должна разрабатываться декларация пожарной безопасности, а потому в действиях данного юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, являются несостоятельными. Суд считает, что данные доводы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регламентирующих данные правоотношения. Учитывая круг обязательств, принятых ОАО «Управляющая компания г. Тулы» по договору управления, непринятие собственниками помещений решений общих собраний об изготовлении пожарных деклараций на многоквартирный дом, не опровергает выводы о виновности Управляющей компании, на которую возложена прямая обязанность обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Способ исполнения данных обязательств подлежит урегулированию между сторонами договора и должен способствовать достижению целей данного договора, а также решению задач, поставленных перед участниками правоотношений.
Доказательств, подтверждающих устранение ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» выявленных нарушений, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах действия ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» по нарушению правил пожарной безопасности образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как установлено в настоящем судебном заседании 01.02.2012 года произошло изменение типа организационно-правовой формы открытого акционерного общества «Управляющая компания г. Тулы», которое преобразовано в закрытое акционерное общество «Управляющая компания г. Тулы».
Учитывая, что изменение типа акционерного общества осуществляется в рамках одной организационно-правовой формы и в соответствии с действующим законодательством не является реорганизацией юридического лица, а осуществляется лишь путем внесения изменения в учредительные документы юридического лица, то считаю, что ответственность за административное правонарушение, изложенное в протоколе №30 об административных правонарушениях от 25.01.2012 года должна быть возложена на ЗАО «Управляющая компания г. Тулы».
ЗАО «Управляющая Компания г. Тулы» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом и свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 71 №.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При назначении административного наказания ОАО «Управляющая Компания г. Тулы» в силу ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При изложенных обстоятельствах, учитывая требования ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также характер допущенных нарушений, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде штрафа, что направлено на обеспечение достижения цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.1, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
признать открытое акционерное общество «Управляющая Компания г. Тулы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 150 000 ( сто пятьдесят тысяч) рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению на расчетный счет:
УФК по ТО (Главное управление МЧС России по ТО)
р/с 40101810700000010107 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по ТО г. Тула
ИНН 7106063211 БИК 047003001 КПП 710601001
КБК 17711627000010000140 Код ОКАТО 70401000000.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Зареченский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: