Дело № 2-621/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(Дата)
Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Репиной,
при секретаре Попковой Н. С.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косолаповой В.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Косолапова В.А. обратилась в суд с названным иском указав, что (Дата) она обратилась в Управления Пенсионного Фонда России по г. Заречному Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 172-ФЗ от 17.12.2001 года. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области (протокол от (Дата). (Номер) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия стажа, дающего право на досрочную пенсию, достаточной продолжительности (30 лет). Специальный стаж, по мнению комиссии, составил 29 лет 3 месяца 22 дня. Период работы в Шемышейской центральной больнице, расположенной на территории сельской местности, был засчитан в специальный стаж работы с применением льготного порядка (Год работы за 1 год 3 месяца) за исключением нахождения: в отпуске по беременности и родам с (Дата) по (Дата)., с (Дата) по (Дата)., в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата)., с (Дата) по (Дата) Указанные периоды комиссией засчитаны в специальный стаж календарно.
Считает, что данное решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области является незаконным в части зачета периодов нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком в специальный стаж календарно, а не с применением льготного порядка и ущемляющим ее пенсионные права по следующим основаниям.
Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется статьей 39 Конституции РФ. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 05 ноября 2002 года № 320-О, выполняя соответствующую работу гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 и Разъяснению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет засчитывается в стаж работы по специальности, а также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
К спорным периодам: с (Дата). по (Дата)., с (Дата) по (Дата)., с (Дата) г. по (Дата) г., с (Дата) г. по (Дата) г. должно применяться Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 и Разъяснение Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11.
Считает, что вышеуказанные периоды должны быть засчитаны в специальный стаж с применением льготного порядка, т.е. 1 год за 1 год 3 месяца.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского - па (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком К.А.И. с (Дата) по (Дата) составляет календарных 9 месяцев 14дней. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком К.А.И. с (Дата) по (Дата) составляет календарных 1 год 2 месяца 15 дней. Общая продолжительность периодов нахождения в отпусках по уходу за двумя детьми составляет календарных 2 года 1 день, с применением льготного порядка - 2 года 6 месяцев. Таким образом, с применением льготного порядка (1 год работы за 1 год 3 месяца) к периодам нахождения: в отпуске по беременности и родам: с (Дата) по (Дата)., с (Дата) по (Дата).; в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата) ее специальный стаж составляет 30 лет.
По изложенным основаниям, просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области (протокол (Номер) от (Дата) г.) в части зачета периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с (Дата) (Дата). по (Дата)., с (Дата) по (Дата)., нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) г. по (Дата) г., с (Дата) г. по (Дата) г. в специальный стаж календарно; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Заречному Пензенской области засчитать в специальный стаж с применением льготного порядка периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с (Дата) по (Дата)., с (Дата) по (Дата)., нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) г. по (Дата) г., с (Дата) по (Дата); обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Заречному назначить мне досрочную пенсию с (Дата) г.
В судебном заседании истица Косолапова В.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - ГУ УПФР г. Заречного Пантюшова О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указав, что (Дата) Косолапова В.А. обратилась в Управление ПФР по г.Заречному с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20, п. 1, ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный вид пенсии назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Включая периоды нахождения Косолаповой В.А. в отпусках по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж в календарном исчислении, Управление ПФР исходило из того, что п. 5 Правил предусматривается кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в городе, сельской местности, поселках городского типа. То есть установлено льготное исчисление только в отношении периодов работы. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения, при этом отсутствует сам факт работы в должностях и учреждениях, стаж работы в которых засчитывается в льготном исчислении. В конкретном случае истицей не осуществлялась лечебная деятельность в должности медицинской сестры терапевтического отделения Шемышейской центральной больницы. Отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы в календарном исчислении. Специальный стаж работы Косолаповой В.А. по состоянию на (Дата) составил 29 лет 03 месяца 22 дня, что послужило основанием для отказа Косолаповой В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ст. 7 данного закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, (Дата) Косолапова В.А. обратилась в ГУ УПФР по г.Заречному Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Из протокола (Номер) от (Дата) следует, что решением комиссии по назначению и выплате пенсий при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области в досрочном назначении трудовой пенсии истице отказано, ввиду отсутствия у последней требуемого специального трудового стажа.
Принимая указанное решение, комиссия включила в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении: отпуск по беременности и родам с (Дата) по (Дата), с (Дата) по октябрь 1982 года, отпуск по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата).
У суда отсутствуют основания согласиться с позицией истицы о включении в кратном исчислении в льготный стаж работы Косолаповой В.А. периодов отпусков по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата) года.
Как указано в п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости, которая выполняла постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Данным нормативным актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы. Период отпуска по уходу за ребенком до достижения им определенных возрастов по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по уходу за ребенком сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, т. е. отсутствует факт работы в должности и учреждении в сельской местности, поселке городского типа либо в соответствующей должности в отделении хирургического профиля.
Что касается периода нахождения истицы Косолаповой В.А. в отпусках по беременности и родам с мая 1981 года по (Дата), с (Дата) по (Дата), то указанные периоды подлежит включению в льготном исчислении, поскольку в данном случае законодателем (п. 5 Правил….) делается указание о возможности льготного зачета такого периода.
В отношении исчисления периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком льготный порядок не предусмотрен. Поэтому периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора подлежал включению в календарном исчислении, а не в кратном исчислении как 1 год за один год и 3 месяца.
Из материалов дела следует, что Косолаповой В.А. предоставлялся отпуск по беременности и родам с (Дата) по (Дата) и с (Дата) по (Дата) (Дата). Таким образом, в специальный трудовой стаж истицы Косолаповой В.А. подлежат включению периоды дородового и послеродового отпусков в кратном исчислении 09 месяцев 12 дней. По состоянию на (Дата) ответчиком льготный стаж истицы определен в 29 лет 3 месяца 22 дня.
С учетом необоснованно исключенных периодов работы истицы ее льготный стаж на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии составил 29 лет 5 месяцев 18 дней, то есть истица не имеет необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, оснований для возложения обязанности назначить истице досрочную трудовую пенсию с (Дата) не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Иск Косолаповой В.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области включить в специальный стаж Косолаповой В.А. для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды :
- отпусков по беременности и родам с (Дата) по (Дата) и с (Дата) по (Дата) в кратном исчислении;
В остальной части иска Косолаповой В.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено (Дата).
Судья -