Решение о признании права на досрочную пенсию



Дело №2-700/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Дата)

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Лазуткиной М. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Козака Н.И. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о признании

права на досрочную пенсию

у с т а н о в и л :

Козак Н. И. (Дата) обратился в ГУ УПФР по г. Заречному с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленным в виде протокола, Козаку Н. И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ достаточной продолжительности.

При этом в специальный стаж не были включены периоды с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 1 год 11 месяцев 29 дней) службы в составе Вооруженных Сил.

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Козак Н. И. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска он указал, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретаемое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения в действие нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которое утратило силу лишь в 1993 году.

В соответствии с п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, на момент обращения за назначением пенсии, более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, он отработал в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы в составе Вооруженных сил относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, его стаж на соответствующих видах работ более 25 лет, в связи с чем ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.

Просил суд признать отказ ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным и признать на ним право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода службы в составе Вооруженных сил с (Дата) по (Дата).

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области - Капранова Н. Ю., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что назначение досрочной трудовой пенсии по указанной норме производится на основании Списка должностей и учреждений… и Правил исчисления периодов работы…, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года.

Управление ПФР определило специальный стаж педагогической деятельности Козака Н. И. продолжительностью 24 года 03 месяца 14 дней.

В специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды работы и иной деятельности заявителя, в т.ч. период прохождения им военной службы с (Дата) (Дата) по (Дата) продолжительностью 1 год 11 месяцев 29 дней.

При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период прохождения военной службы в данных Правилах не поименован, поэтому не имелось оснований для его зачета в специальный стаж педагогической деятельности.

Управление считает незаконными и необоснованными исковые требования в части оценки периода военной службы Козака Н. И. по нормам Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 по следующим основаниям.

Во-первых, указанное Положение утратило силу 01.10.1993 года.

Во-вторых, согласно п.4 Положения период военной службы мог быть засчитан в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На дату отмены данного нормативного акта в 1993 года у Козака Н. И. не возникло права на досрочное пенсионное обеспечение по причине недостаточного специального стажа, поэтому данные нормы не могут быть приняты во внимание.

В силу п.п. 11 п.1 ст.11 Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 закона.

Просила отказать в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж педагогической деятельности периода военной службы Козака Н. И. считая их не законными и необоснованными.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 3 постановления Правительства РФ №1067 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01. 11. 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 06. 09. 1991 года №463.

Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года 3463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период службы истца с (Дата) по (Дата) в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом согласно п. 4 указанного Положения период службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы Козака Н. И. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Требование о наличии 2/3 льготного стажа также соблюдено. Его льготный стаж, не оспоренный ответчиком, на момент обращения за пенсией составил 24 года 03 месяца и 14 дней. Других ограничений возможности зачета в льготный педагогический стаж службы в армии действующее на тот момент законодательство, регулирующее порядок исчисления стажа педагогическим работникам, не предусматривало.

Таким образом, вышеназванный период службы Козака Н. И. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ссылка ответчика на Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», в котором отсутствовала норма по включению периода прохождения военной службы в специальный стаж педагогической деятельностью является ошибочной, поскольку данное обстоятельство не является препятствием к применению Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое является специальным законом, регулирующим порядок исчисления стажа для назначения досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам.

Таким образом, решение ответчика об отказе в зачете в специальный трудовой стаж истца Козака Н. И. нельзя признать законным и обоснованным.

Требование Козака Н. И. основано на законе и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленное в виде протокола, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Козаку Н.И..

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Козака Н. И. для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных сил с (Дата) по (Дата) и назначить ему досрочную трудовую пенсию с (Дата).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -