Решение по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №2-724/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. (Дата)

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Лазуткиной М. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Авдониной И.И. к

ГУ УПФР по г. Заречного Пензенской области о признании

права на досрочную трудовую пенсию

у с т а н о в и л :

(Дата) Авдонина И. И. обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности.

Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленным в виде протокола, Авдониной И. И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ.

Специальный трудовой стаж истицы Авдониной И. И. на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составил 23 года 01 месяц и 07 дней.

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Авдонина И. И. обратилась в суд с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию.

В обоснование своего иска ею указано, что ответчиком не обоснованно не был включен в специальный трудовой стаж период ее работы в должности заведующей отделом школьной молодежи Пономаревского РК ВЛКСМ (с (Дата) по (Дата)) указав, ч то выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, могла быть включена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12. 1959 года, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

В заявленный период с (Дата) по (Дата) действовало постановление Совета Министров СССР от 17. 12. 1959 года №1397, которое утратило силу лишь в 1993 году.

На момент обращения к ответчику она более 2/3 требуемого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, она отработала в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период работы в должности заведующей отделом школьной молодежи Пономаревского РК ВЛКСМ относится к периоду деятельности до (Дата), т. е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Комиссия также необоснованно отказала во включении ей в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и с (Дата) по (Дата) и с (Дата), поскольку она осуществляла педагогическую деятельность и характеру своей работы ей необходимо было обучаться на курсах повышения квалификации. На курсы повышения квалификации ее направляли по приказу работодателя, в период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы и производились выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Просила признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата) об отказе во включении ей в специальный трудовой стаж периодов работы в должности заведующего отделом школьной молодежи Пономаревского РК ВЛКСМ Оренбургской области с (Дата) по (Дата) и нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата) - незаконным.

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в ее специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы в должности заведующего отделом школьной молодежи Пономаревского РК ВЛКСМ с (Дата) по (Дата) и период нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата) и обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Авдониной И. И. досрочную трудовую пенсию с (Дата).

В судебном заседании истица Авдонина И. И. поддержала данный иск и настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика - Капранова Н. Ю., выступающая на основании доверенности, иск не признала и возражала против его удовлетворения, пояснив, что период работы истицы Авдониной И. И. в должности заведующего отделом школьной молодежи Пономаревского РК ВЛКСМ с (Дата) по (Дата) не был включен в специальный трудовой стаж истицы, поскольку в разделе «Наименование должностей» Списка…, утвержденного постановлением Правительства РФ №781 от 29. 10. 2002 года данная должность не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 01 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принималась в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РФ».

В соответствии с п. п. «а» п. 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходилось на работу, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. На дату отмены данного постановления, т. е. на (Дата), педагогический стаж Авдониной И. И. составил менее 16 лет 8 месяцев (2/3 от 25 лет), что не позволило зачесть указанный период работы в ее специальный трудовой стаж.

В специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды нахождения Авдониной И. И. на курсах повышения квалификации, полагали, что оснований для включения этого периода в льготный стаж не имеется, поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации отсутствует сам факт работы в должности и в учреждении, дающий право на досрочную пенсию.

Просила отказать в удовлетворении иска Авдониной И. И. в связи с отсутствием у нее специального стажа необходимой продолжительности.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 постановления Правительства РФ №1067 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в ввслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, да.ющую право на пенсию за выслугу лет в связщи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периода ы работы до 01. 11. 1999 года засчитываются в соответстветт со Списком профессиий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает правол на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 06. 09. 1991 года №463.

Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года №463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Спорный период работы Авдониной И. И. с (Дата) по (Дата) относился к тому времени, когда действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12. 1959 года №1397. В данный перечень включены такие учреждения как школы и учебные группы при детских санаториях и должность учителя, соответствующзие месту работы и должности истицы.

Согласно п. 1 указанного Положения… учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъяснено, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

Таким образом, имеются основания для включения в льготный стаж истицы периода ее работы в должности заведующего отделом Пономаревского РК ВЛКСМ. Продолжительность данного периода составила 02 года и 02 дня.

Также истица на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии имеет стаж равный 23 года 01 месяц и 07 дней, что более 2/3 требуемого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии. Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что на момент отмены указанного нормативного акта ((Дата)) истица не имела стажа продолжительностью более 16 лет и 08 месяцев, так как право на пенсию приобретается в течение трудовой деятельности определенного лица и такой отказ противоречил правовым позициям Конституционного Суда РФ, определенным им в своем постановлении от 29. 01. 2004 года №2-П «По делу о проверки конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалоба ряда граждан» указано, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Также ответчик необоснованно отказал истице во включении в ее специальный трудовой стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата)

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующего с 01. 02. 2002 года, согласно которой в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.

Таким образом, общая продолжительность необоснованно исключенных периодов из льготной стажа истицы составляет 02 года и 04 дня.

На момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии истица имеет необходимый стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии, а поэтому иск Авдониной И. и. подлежит удовлетворению как законный и обоснованный.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области №154 от (Дата), оформленное в виде протокола, об отказе во включении в специальный трудовой стаж Авдониной И.И. периодов работы в должности заведующего отделом школьной молодежи Пономаревского РК ВЛКСМ Оренбургской области с (Дата) по (Дата) и нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата) - незаконным.

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Авдониной И. И. для назначения досрочной трудовой пенсии период работы в должности заведующего отделом школьной молодежи Пономаревского РК ВЛКСМ с (Дата) по (Дата) и период нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата).

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Авдониной И. И. досрочную трудовую пенсию с (Дата).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -