Решение по иску о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №2-798/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Дата)

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Андриановой Н. В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Гусарова В.М. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о признании

права на досрочную трудовую пенсию

у с т а н о в и л :

Гусаров В. М. (Дата) обратился в ГУ УПФР по г. Заречному с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленным в виде протокола, Гусарову В. М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом в специальный стаж не были включены периоды с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 2 года 6 месяцев 28 дней) службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Гусаров В. М. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска он указал, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретаемое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения в действие нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которое утратило силу лишь в 1993 году.

В соответствии с п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, на момент обращения за назначением пенсии, более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, он отработал в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы в составе Вооруженных сил относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, его стаж на соответствующих видах работ более 25 лет, в связи с чем ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.

Просил суд признать отказ ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о не включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода службы в составе Вооруженных сил- с (Дата) по (Дата) незаконным и признать на ним право на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода службы в составе Вооруженных сил с (Дата) Пензенской области в свою пользу понесенные им расходы по оплате госпошлины в сумме 400 рублей, расходы по выдаче доверенности в сумме 500 рублей, оплата услуг по технической работе за доверенность в с уд в размере 100 рублей, итого 1000 рублей.

В судебном заседании истец Гусаров В. М. и его представитель Дурин О. В., выступающий на основании доверенности, иск поддержали и настаивали на его удовлетворении, уточнив требования в части п.1 просительной части, а именно просил признать протокол (Номер) от (Дата) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области, недействительным и обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Гусарову В. М. досрочную трудовую пенсию с (Дата).

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области - Пантюшова О. В. действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что назначение досрочной трудовой пенсии по указанной норме производится на основании Списка должностей и учреждений… и Правил исчисления периодов работы…, утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года.

Управление ПФР определило специальный стаж педагогической деятельности Гусарова В. М. продолжительностью 22 года 06 месяцев и 13 дней.

В специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды работы и иной деятельности заявителя, в т.ч. период прохождения им военной службы с (Дата) по (Дата), продолжительностью 2 года 06 месяцев и 28 дней.

При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период прохождения военной службы в данных Правилах не поименован, поэтому не имелось оснований для его зачета в специальный стаж педагогической деятельности.

Управление считает незаконными и необоснованными исковые требования в части оценки периода военной службы Гусарова В.М. по нормам Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 по следующим основаниям.

Во-первых, указанное Положение утратило силу 01.10.1993 года.

Во-вторых, согласно п.4 Положения период военной службы мог быть засчитан в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На дату отмены данного нормативного акта в 1993 года у Гусарова В. М. не возникло права на досрочное пенсионное обеспечение по причине недостаточного специального стажа, поэтому данные нормы не могут быть приняты во внимание.

Период прохождения Гусаровым В. М. военной службы не имеет никакого отношения к его педагогической деятельности. Согласно данным трудовой книжки, до призыва на военную службу Гусаров В.М. обучался в (наименование учреждения). После окончания (наименование учреждения) с (Дата) был принят на должность (должность) на (Наименование учреждения). Педагогическая деятельность Гусарова В. М. началась с (Дата) в связи с принятием его на должность (должность), то есть через 10 лет после прохождения им военной службы.

В силу п.п. 11 п.1 ст.11 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 закона.

Просила отказать в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж педагогической деятельности периода военной службы Гусарову В. М., считая их не законными и необоснованными.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 3 постановления Правительства РФ №1067 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01. 11. 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 06. 09. 1991 года №463.

Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года 3463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период службы истца с 16.11. 1974 года по 14. 06. 1977 года в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом согласно п. 4 указанного Положения период службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы Гусарова В. М. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Требование о наличии 2/3 льготного стажа также соблюдено. Его льготный стаж, не оспоренный ответчиком, на момент обращения за пенсией составил 22 года 6 месяцев 13 дней. Других ограничений возможности зачета в льготный педагогический стаж службы в армии действующее на тот момент законодательство, регулирующее порядок исчисления стажа педагогическим работникам, не предусматривало.

Таким образом, вышеназванный период службы Гусарова В. М. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ссылка ответчика на Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», в котором отсутствовала норма по включению периода прохождения военной службы в специальный стаж педагогической деятельностью является ошибочной, поскольку данное обстоятельство не является препятствием к применению Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое является специальным законом, регулирующим порядок исчисления стажа для назначения досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам.

Таким образом, решение ответчика об отказе в зачете в специальный трудовой стаж истца Гусарова В. М. нельзя признать законным и обоснованным.

При постановлении решения по настоящему делу суд на основании ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца возврат уплаченной им государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском в сумме 400 рублей.

Также суд взыскивает в пользу истца понесенные им расходы по оплате услуг представителя на основании ст. 100 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При определении размера затрат на оплату услуг представителя суд принимает во внимание то обстоятельство, что данное дело особой сложности не представляет, объем работ исполненных представителем (составление искового заявления, участие в досудебной подготовке дела к слушанию и в заседании суда первой инстанции) и полагает целесообразным определить размер подлежащих возмещению затрат в сумме 1000 рублей, что соответствует требованиям разумности.

В отношении расходов на оформление доверенности суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ суд в определенной части признает необходимыми расходы на оформление нотариальной доверенности. Исковое заявление от имени истца Гусарова В. М. подписано его представителем Дуриным О. В. и подано им в суд от его имени. Суд также принимает во внимание, что указанная доверенность выдана на срок до трех лет и дает право на совершение большого количества действий и с учетом этого суд считает взыскать расходы в сумме 150 рублей, что соответствует требованиям разумности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР от (Дата) (Номер), оформленное в виде протокола, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Гусарову В.М..

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Гусарова В.М. период его службы в составе Вооруженных Сил РФ с (Дата) по (Дата).

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Гусарову В. М. досрочную трудовую пенсию с (Дата).

Взыскать с ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области в пользу Гусарова В. М. понесенные им расходы по оплате госпошлины в сумме 400 (Четыреста) рублей, расходы по выдаче доверенности в сумме 150 (Сто пятьдесят) рублей, расходы по оплате услуг представителя 1000 (Одна тысяча) рублей, всего на общую сумму 1550 (Одна тысяча пятьсот пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -