Дело № 2-919/10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«10» ноября 2010 года
Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Репиной Е.В.,
при секретаре Попковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Управления Судебного департамента Пензенской области гражданское дело по иску Андреевой Т.В. к ФГУЗ «МСЧ № 59» ФМБА России о перерасчете заработной платы и взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Андреева Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что работает в должности <данные изъяты> в ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России. Ее заработная плата с 01 января составляет (среднемесячная) 5036 рублей 72 копейки со всеми компенсационными и стимулирующими выплатами. Считает, что установленный размер заработной платы нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства. Действие Конституции РФ означает, что все Конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Статья 15 Конституции РФ имеет высшую юридическую силу.
С 01 января 2009 года Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4 330 рублей в месяц.
Законодательное определение понятия заработной платы устанавливается в ч.1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
При этом, в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 129, ч. 2 ст. 135 ТК РФ тарифная ставка, оклад являются фиксированными размерами оплаты труда за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Вознаграждение за труд, признаваемое в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ первым по значимости слагаемым элементом заработной платы, находится под особой защитой Конституции РФ.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Отсюда следует, что вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является не просто составной частью заработной платы, предусмотренной ТК РФ, но особой конституционной гарантией, не допускающей при этом никакой дискриминации. Таким образом, Конституции РФ, являющаяся законом прямого действия и имеющая в иерархии нормативных правовых актов РФ приоритет, предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, т.е части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. В соответствии с Отраслевым соглашением по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ на 2010-2012 годы, 2.3.3.3, заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ранее действовавшей Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации». Вместе с тем с <дата> на момент подачи искового заявления истец получала заработную плату, в которую входят как вознаграждение за труд в виде оклада (тарифной ставки) в размере 2850 рублей, так и компенсационные выплаты по совокупности в размере 1779 рублей в месяц.
В соответствии с трудовым законодательством (ст.ст. 146,147,148,315,316,317 ТК РФ) компенсационные выплаты работникам не только формально не включаются в состав именно вознаграждения за труд (часть 1 статьи 129, часть 2 статьи 135 ТК РФ), но и основания для осуществления этих выплат связываются не с количеством и качеством труда, а с выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, по профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) условиях, отклоняющихся от нормальных, с работой в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд и компенсационных выплат могут быть, могут и не быть установлены в порядке, предусмотренном статьей 135 ТК РФ, тогда как вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда, как Конституционная гарантия, является обязательной формой выражения заработной платы.
Кроме того, работодатель неправомерно включает в состав минимального размера оплаты труда доплаты за работу (при совмещении профессий (должностей), при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Эта работа, согласно статьям 60.2 и 151 ТК РФ, является дополнительной к основному виду работ и с согласия истца выполняется за дополнительную оплату (доплату), поэтому не может включаться в минимальный размер оплаты труда. Учитывая, что по основной должности (профессии) истец отработала месячную норму времени (выполнила нормы труда), то ее заработная плата за эту работу, согласно статье 133 ТК РФ, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поскольку работодатель фактически снижает заработную плату за работу, выполняемую по основной должности (профессии) и в порядке совмещения профессий (должностей) (расширения зон обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника), тем самым нарушаются нормы статьи 132 ТК РФ.
Считает, что размер ее вознаграждения за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, а работодатель, в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства, включает все причитающиеся за работу выплаты в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы). Следовательно, нарушаются требования федеральных законов, и с <дата> по настоящее время ей не выплачивается заработная плата в полном размере. Согласно прилагаемому расчету задолженности сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с <дата> по <дата> составляет 15327 рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 132 ТК РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
На основании изложенного, просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <дата> по <дата> в сумме 15327 рублей; обязать ответчика выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и ТК РФ, т.е оклад (тарифную ставку) в размере не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), выплаты компенсационного и стимулирующего характера - сверх фиксированного размера оплаты труда.
В судебном заседании истец Андреева Т.В., представитель Бирюков В.П., действующий на основании доверенности, и допущенный к участию в деле в качестве представителя истца Стародубов Р.Ю., заявленные требования поддержали в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФГУЗ «МСЧ № 59» ФМБА России - Кафтасьев С.В. - действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указав, что ФЗ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ). В то же время в действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
С учетом вышеприведенных норм закона, считает выплату истцу должностного оклада в размере меньшем, чем МРОТ, так как трудовым законодательством допускается установление окладов (должностных окладов), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда, и правомерно включает в минимальный размер оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты.На основании изложенного, просил в иске отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статья 2 ТК РФ предусматривает исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений:
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 135 (части первая и вторая) Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Андреева Т.В. согласно трудовому договору <номер> от <дата> принята на работу в <данные изъяты> ФГУЗ «МСЧ № 59» ФМБА России на должность <данные изъяты>.
Согласно приказу <номер> от <дата> Андреева Т.В. принята на должность <данные изъяты> с должностным окладом 2850 рублей с <дата>.
Пунктом 6.1 Трудового договора истице Андреевой Т.В. была установлена 5-дневная рабочая неделя, 7 час. 48 мин. часовой рабочий день. Пунктом. 7.1.1. трудового договора установлен должностной оклад в размере 2 850 рублей. Пунктами 7.2. и 7.3. договора Андреевой Т.В. установлены компенсационные и стимулирующие выплаты.
Обосновывая требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с <дата> по <дата> в размере 15 327 рублей, истица Андреева Т.В. указала, что ответчиком неправомерно установлен должностной оклад в меньшем размере, чем предусмотрено законом, а именно ч. 3 ст. 133 ТК РФ, в связи с чем полагала, что ее должностной оклад должен быть не менее минимального размера оплаты труда, гарантированного ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Вместе с тем с указанной позицией истицы и ее представителей, суд согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от <дата> № 90-ФЗ, от <дата> № 54-ФЗ), месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В судебном заседании со стороны истицы Андреевой Т.В. не оспаривалось, того обстоятельства, что совокупный размер заработной платы превышает минимальный размер оплаты труда, что подтверждается также справками о заработке и других доходах за <дата>.
Поскольку совокупный размер месячной заработной платы истицы Андреевой Т.В., включая должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также иные выплаты, составляет минимальный размер оплаты труда, нарушения трудовых прав истицы Андреевой Т.В. при выплате ей заработной платы в период с <дата> по <дата> ответчиком не допущено.
Доводы истицы и ее представителей о том, что должностной оклад истицы не может быть ниже гарантированного законом минимального размера оплаты труда, так как является вознаграждаем за труд, суд во внимание не принимает, поскольку условий установления должностного оклада не ниже МРОТ действующее законодательство не предусматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
Иск Андреевой Т.В. к ФГУЗ «МСЧ № 59» ФМБА России о перерасчете заработной платы и взыскании задолженности по заработной плате - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «15» ноября 2010 года.
Судья -