Дело №2-996/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2010 года
Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Жигаловой М. А.
При секретаре Булановой И. Р.
С участием прокурора Крыловой О. М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Заречного,
Пензенской области к Администрации г. Заречного Пензенской
Области о признании незаконным бездействия, выразившегося в
сохранении трудовых отношений с муниципальным служащим, не
соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым
к соответствующей муниципальной должности
у с т а н о в и л :
М.А.В. с <дата> работает в должности <данные изъяты>.
Прокурор ЗАТО г. Заречного Пензенской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования, обратился с заявлением к Администрации г. Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в сохранении трудовых отношений с муниципальным служащим, не соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующей муниципальной должности.
В обоснование своего заявления им указано, что прокуратурой ЗATО г. Заречный проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной службе в Администрации г Заречного, по результатам которой выявлены грубые нарушения.
Проведенной проверкой было установлено, что распоряжением Главы Администрации г. Заречного от <дата> <номер> с <дата> на должность <адрес> был принят М.А.В. <дата> с ним заключен трудовой договор <номер>.
Должность <данные изъяты> отнесена к категории высшей должности муниципальной службы, к которой установлено квалификационное требование - наличие высшего профессионального образования.
В соответствии с требованием прокурора от <дата> <номер> Администрацией г. Заречного были представлены копии распоряжений о назначении на должности с приложением копий документов о трудовой деятельности и образовании.
Согласно представленным документам М.А.В. не имеет высшего образования, в том числе высшего профессионального образования.
<дата> по указанному выше факту прокурором города Главе Администрации города Заречного было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, в котором было указано на необходимость принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона.
В ответе Главы Администрации города Заречного от <дата> <номер>, поступившем в прокуратуру города <дата> указано, что при приеме на муниципальную службу М.А.В. был предъявлен диплом <данные изъяты>
В соответствии с протоколом заседания аттестационной комиссии Администрации г. Заречного от <дата> <номер> аттестационной комиссией решено, что <данные изъяты> М.А.В.. необходимо получить высшее профессиональное образование, при этом не указано на его несоответствие квалификационным требованиям, установленным для высших должностей муниципальной службы.
Согласно приказу <данные изъяты> от <дата> <номер> М.А.В. зачислен <данные изъяты>, однако он продолжает до настоящего времени не соответствовать указанных квалификационным требованиям.
Несмотря на все изложенное, каких- либо конкретных мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной службе в части не соответствия муниципального служащего М.А.В. квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующей муниципальной должности Администрацией г. Заречного не принималось.
Просил признать незаконным бездействие Администрации г. Заречного Пензенской области, выразившееся в сохранении трудовых отношений с муниципальным служащим М.А.В., не соответствующими квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующей муниципальной должности. Обязать Администрацию г. Заречного устранить указанные нарушения законодательства о муниципальной службе.
В судебном заседании старший помощник прокурора Крылова О. М. поддержала данное заявление и настаивала на его удовлетворении.
Представитель Администрации г. Заречного Пензенской области - Токарева Н. П., выступающая на основании доверенности, заявление не признала и возражала против его удовлетворения, пояснив, что согласно статье 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В соответствии со статьей 84 Трудового кодекса Российской Федерации (на которую ссылается прокуратура ЗАТО г.Заречного), трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае, если отсутствует соответствующий документ об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
То есть, согласно диспозиции статьи, для прекращения трудовых отношений на основании части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации, необходимо наличие одновременно двух условий:
1. отсутствие документа об образовании;
2. выполнение работы, требующей специальных знаний, подтвержденных дипломом об образовании.
Таким образом, ст. 84 Трудового кодекса РФ не предусматривает увольнение работника в связи с отсутствием у него только документа об образовании, если он не выполняет работы, требующей специальных знаний.
В соответствии с федеральным законодательством, под специальными знаниями понимают знания, выходящие за рамки общеобразовательной программы; профессиональные знания в области науки, техники, искусства или ремесла, используемые соответствующими сведущими лицами.
Например, в медицине специальными знаниями обладают врачи, поскольку нормативным правовом актом - Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2009 г. №210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» определяются медицинские специальности (с высшим образованием), требующие дополнительной подготовки.
Специальные знания необходимы в сфере градостроительства в области архитектуры. Так, в п.5 ст.22 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» указано, что в муниципальных образованиях должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование.
Аналогичные требования о наличии специальных знаний и специальном образовании содержаться в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и др.
Решение Собрания представителей г.Заречного Пензенской области от 20.02.2008 года № 493 «Об утверждении квалификационных требований для замещений должностей муниципальной службы в городе Заречном Пензенской области» не предусматривает наличие специальных знаний у кандидата при приеме на работу на высшие муниципальные должности.
Таким образом, только отсутствие высшего профессионального образования не является основанием для прекращения трудового договора в соответствии со статьями 77, 84 Трудового кодекса Российской Федерации, а также требованиями Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно Федеральному Закону «О муниципальной службе в Российской Федерации», квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Решением Собрания представителей г.Заречного от 20.02.2008 года № 493 утверждены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими ЗАТО г.Заречного Пензенской области.
Верховный Суд Российской Федерации в обзоре законодательства и судебной практики за 4 квартал 2007 года разъяснил, что прокурор вправе внести представление об устранении нарушений (устранение нарушений путем увольнения работник, не соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к занимаемым им должностям), а порядок исполнения представлении прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
До настоящего времени не было выявлено фактов представления подложных документом при зачислении в <данные изъяты>, в том числе не установлено фальсификации документов М.А.В. при поступлении в <данные изъяты>, следовательно, сотрудники <данные изъяты> знали, что у М.А.В. не было высшего профессионального образования, однако он был принят в <данные изъяты> для прохождение курса переподготовки, он прошел обучение по данной специальности и защитился перед аттестационной комиссией, поэтому предполагалось, что по окончании <данные изъяты> он получил высшее профессиональное образование.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что диплом <данные изъяты> с присвоением квалификации «Магистр» является документом, свидетельствующим о получении высшего профессионального образования. В настоящее время М.А.В. получает высшее образование.
М.А.В. надлежащим образом выполняет свои должностные обязанности, дисциплинарных взысканий со стороны вышестоящих должностных лиц не имеет, характеризуется как инициативный и грамотный руководитель.
Просила заявление прокуратуры ЗАТО г. Заречного о признании незаконным бездействия Администрации г.Заречного Пензенской области, выразившегося в сохранении трудовых отношений с муниципальным служащим М.А.В., не соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующей муниципальной должности, оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо - М.А.В. в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, согласившись с доводами отзыва Администрации на заявление прокурора г. Заречного Пензенской области.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что данное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Ст. 9 данного Федерального закона установлено, что замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыками, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Законом Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Пензенской области. Согласно Перечню должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах к высшим должностям муниципальной службы отнесены, в том числе: заместитель главы местной администрации; руководитель аппарата местной администрации; начальник управления (отдела) местной администрации.
Также указанным законом установлены типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области.
Решением Собрания представителей г. Заречного от 20.02.2008 № 493 (с изменениями от 30.07.2010 года) утверждены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) и стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области.
Квалификационными требованиями к высшим должностям муниципальной службы являются:
- профессиональное образование: высшее профессиональное образование; стаж муниципальной службы: стаж муниципальной службы (государственной службы) на главных должностях муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее пяти лет на отдельных должностях руководителей в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией требовалось профессиональное образование: высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей направлению деятельности.
Должность <данные изъяты> отнесена к категории высшей должности муниципальной службы, к которой установлено квалификационное требование - наличие высшего профессионального образования.
Согласно имеющимся документам заинтересованное лицо М.А.В. не имеет высшего образования, в том числе высшего профессионального образования.
Диплом <данные изъяты> не является документом о высшем образовании государственного образца, что подтверждено ответом <данные изъяты>. Согласно представленному диплому в данном случае М.А.В. был пройден курс профессиональной переподготовки, что не свидетельствует о получении им высшего профессионального образования.
В соответствии с трудовым контрактом, заключенным между М.А.В. и Администрацией г. Заречного от <дата>, в должностные обязанности М.А.В. как <данные изъяты> включено <данные изъяты>
Исполнение таких обязанностей <данные изъяты> требует от работника, замещающего эту должность, наличие высшего профессионального образования, чего в данном случае у заинтересованного лица М.А.В. не имеется.
В соответствии со ст. 84 Трудового Кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Слова в законе «исключает возможность продолжения работы» означают, что если в период действия трудового договора будет обнаружено, что при его заключении было нарушено то или иное указанное в данной статье правило, работодатель не вправе оставить работника на работе, обусловленной таким трудовым договором.
Поэтому доводы представителя Администрации в этой части является необоснованными и вызваны неправильным толкованием закона.
В данном случае прокурором оспаривается бездействие Администрации г. Заречного Пензенской области по сохранению трудовых отношений с <данные изъяты> М.А.В., что не свидетельствует о вмешательстве со стороны прокурора в деятельность Администрации г. Заречного по подбору и расстановке кадров. Обращение прокурора в суд с таким заявлением не означает бесспорное увольнение М.А.В. с занимаемой должности, а возможно иным путем устранение допущенного законодательства о муниципальной службе (перевод на другую должность, что и предусмотрено ст. 84 Трудового Кодекса РФ).
Заявление прокурора ЗАТО г. Заречного Пензенской области основано на законе и подлежит удовлетворению.
Данный иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования, поскольку другие лица, имеющие высшее образование имеют право претендовать на занятие данной муниципальной должности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие Администрации г. Заречного Пензенской области, выразившееся в сохранении трудовых отношений в должности <данные изъяты> с муниципальным служащим М.А.В., не соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующей муниципальной должности.
Обязать Администрацию г. Заречного Пензенской области устранить указанные нарушения законодательства о муниципальной службе.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.
Судья -