Дело №2-981/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2010 года
Городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Жигаловой М. А.
При секретаре Булановой И. Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по иску Мельниковой В.М. к
ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении
досрочной трудовой пенсии
у с т а н о в и л :
<дата> Мельникова В. М. обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области от <дата> <номер>, оформленным в виде протокола, Мельниковой В. М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее специального трудового стажа необходимой продолжительности.
Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Мельникова В. М. обратилась в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование своего иска ею указано, что с решением государственного учреждения УПФР по г. Заречному Пензенской области она не согласна, так как считает, что оно незаконно и необоснованно по следующим причинам.
ГУ УПФ РФ по г. Заречному Пензенской области необоснованно исключило из ее специального стажа следующие периоды: с <дата> по <дата> (продолжительностью 20 дней); с <дата> по <дата> (продолжительностью 10 дней), - 11 дней - <дата>, 4 дня - <дата> - учебные отпуска; а также с <дата> по <дата> (продолжительностью 13 дней) - курсы повышения квалификации.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953, пунктом 3 Приложения № 6 Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В период с <дата> по <дата> она обучалась в <данные изъяты>, с <дата> она начала педагогическую деятельность в учреждении, которое является образовательным.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 Приложения № 6 к инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку она в спорный период с <дата> по <дата>, осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм прав, а именно с <дата> по <дата> (продолжительностью 20 дней), с <дата> по <дата> (продолжительностью 10 дней), 11 дней - <дата>, - 4 дня - <дата> а потому с учетом Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться мастями и будет реализовано, указанные периоды нахождения в учебных отпусках подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Считает, что необоснованно также исключен из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, период нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя (с <дата> по <дата> (продолжительностью 13 дней).
Повышение квалификации является трудовой обязанностью работника, непосредственно связанной с педагогической деятельностью.
Согласно пункту 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях Российской Федерации" основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, период повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должен включаться а этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а значит, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Без учета указанных периодов стаж на соответствующих видах работ на <дата> составил 24 года 10 месяцев 8 дней. Не засчитанный Комиссией специальный стаж составил 58 дней. Учитывая не засчитанный комиссией вышеназванный период, ее специальный стаж составляет 25 лет 2 дня.
Просила суд признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по г. Заречному Пензенской области от <дата> <номер>.
Обязать ГУ УПФ РФ по г. Заречному Пензенской области засчитать в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, следующие периоды:
- с <дата> по <дата> (продолжительностью 20 дней),
- с <дата> по <дата> (продолжительностью 10 дней),
- 11 дней - <дата>.,
- 4 дня - <дата> - учебные отпуска;
-с <дата> по <дата> (продолжительностью 13 дней)- курсы повышения квалификации,
и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости для педагогических работников с <дата>, т.е. с момента подачи заявления.
Взыскать с ГУ УПФ РФ по г. Заречному Пензенской области судебные расходы: оплату госпошлины в размере 400 рублей, оплату юридических услуг за составление искового заявления в размере 1000 рублей, итого: 1400 рублей.
В судебном заседании истица Мельникова В. М. поддержала иск и настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области - Пантюшова О. В., выступающая на основании доверенности, иск не признала и возражала против его удовлетворения, пояснив, что в специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды нахождения Мельниковой В.М. в учебных отпусках во время обучения в высшем учебном заведении в период работы <данные изъяты> с <дата> по <дата> (20 дн.); с <дата> по <дата> (10 дн.); 11 дней <дата>, 4 дня <дата>, общая продолжительность которых составила 1 месяц и 15 дней.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, установлено, что зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение подлежат периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В статье 116 Трудового кодекса РФ сказано, что к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам относятся отпуска, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работникам, имеющий особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно статье 122 Трудового Кодекса РФ основанием для предоставления ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков является ежегодная работа. Учебный отпуск, в свою очередь предоставляется для сдачи экзаменов и никак не может быть отнесен к категории ежегодных отпусков.
Управление ПФР также не включило в специальный стаж периоды нахождения Мельниковой В.М. на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> (13 дней). При этом Управление руководствовалось указанными выше Правилами, которыми не предусмотрено включение курсов квалификации в специальный стаж по причине отсутствия занятости в течение полного рабочего дня и факта работы в должности и в учреждении, дающих право на досрочную пенсию.
Стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии у Мельниковой В.М. на <дата> (включительно) составил 24 года 10 месяцев и 08 дней, что послужило основанием для отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии.
Кроме того, УПФР считает завышенными расходы, понесённые истицей за составление искового заявления. По данной категории споров давно сложилась определённая судебная практика. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 07.12.1991 года № 2122-1, средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, имеют целевое назначение, строго лимитированы и направляются на выплату государственных пенсий. Для осуществления взыскания с территориальных органов ПФР каких-либо выплат, необходимо, чтобы данные расходы были предусмотрены отдельной строкой в расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. В бюджете ПФР такой вид расходов как оплата юридических услуг за составление искового заявления не предусмотрен.
Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчина, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Из материалов дела видно, что истица Мельникова В. М. в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, 11 дней <дата>, 4 дня <дата> находилась в учебных отпусках в связи с обучением в <данные изъяты>.
Оснований для исключения периодов нахождения в учебных отпусках из льготного стажа истицы у ответчика не имелось.
Согласно ст. 198 ч.ч. 2 и 3 КЗоТ РСФСР студентам и учащимся, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся отпуск на первом и втором курсах - 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах - 40 календарных дней, а на период сдачи государственных экзаменов предоставлялся отпуск 30 календарных дней.
Статьей 196 КЗоТ РСФСР, действующей на период обучения истицы, предусматривались льготы для рабочих и служащих, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях в виде оплачиваемых отпусков и другие льготы.
Из принятого постановлением Совета Министров СССР №1116 от 24. 12. 1982 года положения «О льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях» следовало, что лицам, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, предоставлялся именно дополнительно оплачиваемый отпуск на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.
В соответствии со ст. 109 «и» Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03. 08. 1972 года действовавшего в период использования истицей ученических отпусков для участия в лабораторно-экзаменационных сессиях в трудовой стаж включалось время фактического обучения, указанного в дипломе или справке.
Учитывая совокупность действовавших в тот период нормативных актов, свидетельствующих о том, что учебный отпуск был отнесен законодателем к категории дополнительных оплачиваемых отпусков, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11. 07. 2002 года ученические отпуска должны быть включены в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Продолжительность времени нахождения истицы Мельниковой В. М. в учебных отпусках составила 01 месяц и 15 дней.
В период с <дата> по <дата> истица Мельникова В. М. находилась на курсах повышения квалификации.
Отказ ответчика во включении этого периода в специальный трудовой стаж не основан на законе.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующего с 01. 02. 2002 года, согласно которой в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.
Таким образом, время нахождения истицы Мельниковой В. М. на курсах повышения квалификации подлежат включению в льготный стаж истицы для назначения ей досрочной трудовой пенсии. Общая продолжительность этого периода составила 13 дней.
Общая продолжительность необоснованно исключенных периодов из льготного стажа истицы составила 01 месяц и 28 дней.
С учетом периода льготного стажа, определенного ответчиком, и необоснованно исключенных периодов специального стажа истицы Мельниковой В. М. специальный трудовой стаж истицы на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии составляет 25 лет и 06 дней, т. е. истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии, а поэтому у ответчика не имелось оснований для отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии.
Иск Мельниковой В. М. основан на законе и поэтому подлежит удовлетворению.
При постановлении решения по настоящему делу в связи с удовлетворением иска суд на основании ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца возврат государственной пошлины в сумме 400 рублей, уплаченной при обращении в суд с настоящим иском.
Также суд считает в соответствии со ст. 94 ГПК РФ необходимыми расходы истицы Мельниковой В. М. на оплату услуг по составлению искового заявления, поскольку она не обладает определенным образованием и ей требовалась помощь специалиста в этом. Однако, размер расходов за составление искового заявления является завышенным, с учетом требований разумности суд определяет к взысканию в возмещение затрат на составление искового заявления денежные средства в сумме 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата>, оформленное в виде протокола, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Мельниковой В.М. - недействительным.
Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области засчитать в специальный трудовой стаж Мельниковой В.М. для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> - 11 дней, <дата> - 4 дня и период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> и назначить Мельниковой В. М. досрочную трудовую пенсию с <дата>.
Взыскать с ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области в пользу Мельниковой В. М. возврат госпошлины в сумме 400 (Четыреста) рублей и расходы по составлению искового заявления в сумме 400 (Четыреста) рублей, всего на общую сумму 800 (Восемьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.
Судья -