Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-1036/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2010 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Цветковой О. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Максимова В.Н. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении

досрочной трудовой пенсии

у с т а н о в и л :

<дата> Максимов В. Н. обратился в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по Списку №1.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата> Максимову В. Н. Было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у него специального трудового стажа необходимой продолжительности.

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Максимов В. Н. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска им указано, что из его специального стажа были необоснованно исключены ученические оплачиваемые отпуска, связанные со сдачей сессии и защитой дипломного проекта при обучении на вечернем отделении <данные изъяты>: <дата> - 20 дней, <дата> - 1 месяц 10 дней, <дата> - 2 месяца В результате, специальный стаж составил 4 года 8 месяцев 11 дней, при необходимом для назначения досрочной пенсии 5 лет, который у него имеется.

С решением ГУ УПФР по г.Заречному он не согласен исходя из следующего:

1. обучение в <данные изъяты> было направлено на повышения уровня квалификации;

2. во время ученических отпусков за ним сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата и, соответственно, проводилось отчисление взносов в фонд социального страхования;

3. после <дата> по вступившему в силу Трудовому кодексу РФ оплачиваемые отпуска в связи с обучением включаются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

С учетом оплачиваемых отпусков, связанных с обучением без отрыва от производства его специальный стаж составляет 5 лет 11 дней.

Просил суд признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г.Заречному от <дата> <номер> и обязать ГУ УПФР по г.Заречному назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>, т.е. с момента подачи заявления.

В судебном заседании истец Максимов В. Н. поддержал данный иск и настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области - Пантюшова О. В., выступающая на основании доверенности, иск не признала и возражала против его удовлетворения, пояснив, что данный вид пенсии назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Таким образом, Максимову В Н. в возрасте 55 лет необходимо выработать специальный стаж по Списку №1 не менее 5 лет и страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно справки <номер> от <дата>, выданной ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», Максимов В. Н. работал на работах предусмотренных Списком <номер> в качестве <данные изъяты>, постоянно и непосредственно занятого на рентгеновских установках с <дата> по <дата> в качестве <данные изъяты> <данные изъяты> с <дата> по <дата> При подсчете специального стажа, дающего право на досрочную пенсию Управление ПФР исключило из периода работы по Списку №1 периоды нахождения Максимова В.Н. в ученических отпусках:

- с <дата>. по <дата> (21 дней);

- <дата>. 10 дней;

- <дата> - 2 месяца,

общей продолжительностью 4 месяца 1 день.

При этом Управление ПФР руководствовалось пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях РФ" (утв. пост. Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в соответствии с которым зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежат периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В статье 116 Трудового кодекса РФ установлено, что к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам относятся отпуска, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работникам, имеющий особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно статье 122 Трудового Кодекса РФ основанием для предоставления ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков является ежегодная работа. Учебный отпуск, в свою очередь предоставляется для сдачи экзаменов и никак не может быть отнесен к категории ежегодных оплачиваемых отпусков.

Учитывая изложенное, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п.1, п.1, ст.27 у Максимова В.Н. по состоянию на <дата> составил 4 года 08 месяцев и 08 дней, что послужило основанием для отказа ему в назначении досрочной трудовой пенсии.

Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Максимова В.Н. из-за отсутствия специального стажа необходимой продолжительности, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что имеются основания для удовлетворения настоящего иска.

Истец Максимов претендует на назначение ему досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с требованиями пенсионного законодательства данный вид пенсии назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.

Истцу Максимову В. Н. в возрасте 55 лет необходимо выработать специальный стаж по Списку №1 не менее 5 лет и страховой стаж не менее 20 лет.

Как следует из материалов дела, истец Максимов В. Н. в период с <дата> по <дата>, <дата> - 1 месяц 10 дней и в <дата> находился в учебных отпусках в связи с обучением в Пензенском промышленном техникуме. Общая продолжительность времени нахождения истца в учебных отпусках составила 04 месяца и 01 день.

Оснований для исключения времени нахождения истца из его льготного стажа у ответчика не имелось.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствие со ст. 196 КЗоТ РСФСР, действующей на период предоставления истцу спорных отпусков, рабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

Согласно п. 16 положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24. 12. 1982 года №116, рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, в том числе и для участия в экзаменационной сессии.

Отпуска, предоставляемые в связи с обучением в учебном заведении, следует отнести к категории дополнительного оплачиваемого отпуска. В период нахождения в таком отпуске за истцом сохранялось место работы и выплачивалась средняя заработная плата, как и в случае пребывания работника в очередном отпуске, поэтому оснований не включать данные периоды в его льготный стаж у ответчика не имелось.

Таким образом, на момент обращения истца к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, у него имелся необходимый специальный трудовой стаж продолжительностью более 5 лет и необходимый страховой стаж продолжительностью более 20 лет, а поэтому у ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области не имелось оснований для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

Иск Максимова В. Н. основан на законе и поэтому подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата>, оформленное в виде протокола, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Максимову В.Н..

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Максимову В. Н. досрочную трудовую пенсию с <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -