Решение по иску об отмене заключения врачебной комиссии



Дело №2-1014/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2010 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Булановой И. Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Денисова Н.А. к

ФГУЗ «Медико-санитарная часть №59» об отмене заключения

врачебной комиссии

у с т а н о в и л :

Согласно заключению врачебной комиссии <номер> от <дата> в отношении Денисова Н. А. выявлены противопоказания к работе, связанной <данные изъяты>, вследствие чего он нуждается в трудоустройстве на работе, не связанной <данные изъяты>.

Денисов Н. А. обратился в суд с иском об отмене заключения врачебной комиссии, указывая в обоснование иска, что форма бланка и порядок его заполнения, не соответствуют приказу Минздравсоцразвития №513н, на заключении не указан номер формы бланка.

В данном заключении не идентифицировано лицо, в отношении которого выдавалась данная бумага. Указана только фамилия и инициалы, нет даты рождения.

Состав комиссии не соответствует положенным нормативам, указанным в приказе от 24 сентября 2008 года №513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Врачебная комиссия должна состоять из председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и профильных врачей. В рассматриваемом документе присутствуют только подписи двух человек, без указания и расшифровки фамилии, имени и отчества и должностей лиц, принявших обжалуемое решение. Направлением ему на врачебную комиссию никто не выдавал, и он данную комиссии не проходил, решение врачебной комиссии вынесено заочно, после прохождения диспансеризации.

Просил отменить незаконно выданное заключение врачебной комиссии <номер> от <дата>, так как это заключение имеет сомнительную легитимность, и может вызвать для него неблагоприятные последствия (увольнение с работы).

В судебном заседании истец Денисов Н. А. и его представитель Борисов Б. А., выступающий на основании доверенности, поддержали предъявленный иск и настаивали на его удовлетворении.

Представитель ответчика - МСЧ- 59 - Кафтасьев С. В., выступающий на основании доверенности, иск не признал и возражал против его удовлетворения, пояснив, что приказом Минздравсоцразвития №513н от 24. 09. 2008 года «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» форма бланка врачебной комиссии (подкомиссии) не установлена, не установлен порядок заполнения заключения врачебной комиссии. Приказ Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 устанавливающий единые формы первичной медицинской документации учреждений здравоохранения признан утратившим силу в соответствии с приказом Минздрава СССР от 05. 10. 1988 года №750.

В соответствии с п. 7 п. 9 Приказа Минздравсоцразвития РФ №513н от 24 сентября 2008 года «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» и приказом ФГУЗ МСЧ-59 №88 от 24. 04. 2009 года «Об организации деятельности врачебной комиссии», в поликлинике для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты> создана врачебная подкомиссия в следующем составе: Н.Я.В. - председатель комиссии, П.Е.Ю. - врач-<данные изъяты>, С.С.Г. - врач-<данные изъяты>, Б.П.В. - врач-<данные изъяты>.

Все члены врачебной подкомиссии в соответствии с п. 8 п. 11 Приказа Минздравсоцразвития №513н от 24 сентября 2008 года «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» имеют высшее медицинское образование и правомочны принимать решения в соответствии с п. 2.8 Приложения №6 приказа №88 от 24. 04. 2009 года «Об организации деятельности врачебной комиссии» о профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных условиях труда.

<дата> при вынесении решения о профессиональной пригодности к труду по состоянию здоровья Денисова Н. А. врачебная подкомиссия принимала решение не в полном составе по причине нахождения в очередном отпуске врачей С.С.Г. и П.Е.Ю. Считают, что решение комиссии является правомочным, поскольку в соответствии с п. 1.5 Приложения №6 приказа №88 от 24. 04. 2009 года решение подкомиссии МСЧ-59 считается принятым, если поддержало большинство членов врачебной комиссии, присутствующих на заседании. Решение подкомиссии считается правомочным, если на заседании комиссии присутствовало не менее половины ее членов. Решение врачебной комиссии МСЧ-59 оформляется протоколом и вносится в первичные медицинские документы, а также в журнал учета клинико-экспертной работы.

К участию в деле в качестве третьего лица по определению судьи привлечено ГУ «СУ ФПС №22 МЧС России», представитель которого Греков А. С., выступающий на основании доверенности, иск не признал и возражал против его удовлетворения, пояснив, что истец полагает, что форма бланка заключения и порядок его заполнения не соответствуют приказу Минздравсоцразвития РФ от 24. 09. 2008 года №513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Однако приказом Минздравсоцразвития РФ №513н от 24. 09. 2008 года форма бланка заключения врачебной комиссии не утверждалась, а, следовательно, не указывался порядок его заполнения.

Ранее приказом Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» были утверждены формы первичной медицинской документации. Но согласно приказу Минздрава СССР от 05. 10. 1988 года №750 «О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР» приказа Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 признан утратившим силу, следовательно, его применение не допустимо.

Унифицированная форма заключения врачебной комиссии на текущий момент не утверждена, следовательно, медицинские учреждения вправе самостоятельно разрабатывать и применять формы заключения врачебных комиссий.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16. 08. 2004 года <номер> определен Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с п. 9, 11 которого «руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных правовых актов. Результаты периодических осмотров оформляются заключением медицинской комиссии.

Таким образом, заключение от <дата> <номер>, выданное по итогам периодического медицинского осмотра Кузякина П. Н. <дата>, является надлежащим легитимным результатом прохождения осмотра истцом.

Довод истца о том, что данное заключение врачебной комиссии может повлечь для него неблагоприятные последствия в виде увольнения с работы, ничем не обоснован и противоречит требованиям действующих нормативно-правовых актов.

В соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23. 12. 1992 года №4202-1, сотрудник <данные изъяты> может быть уволен со службы:

- по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

- по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, не возможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.

Следовательно, заключение врачебной комиссии, а не военно-врачебной комиссии, не может являться основанием для увольнения сотрудника со службы.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, проверив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения настоящего иска.

<данные изъяты>

Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2003 года №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» установлено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ был издан приказ от 16.08.2004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)»

Кроме того, приказом Минздрава РФ <данные изъяты> была установлена периодичность медицинских осмотров <данные изъяты> указанная периодичность составляет 1 год. Также данным приказом установлено, что предварительным и периодическим медицинским осмотрам подлежат все граждане, <данные изъяты> в соответствии со списком должностей и профессий, утвержденным Правительством РФ.

19 января 2006 года между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ФГУЗ «Медико-санитарная часть №59» был заключен государственный контракт <номер> на выполнение работы «Медицинское обслуживание персонала <данные изъяты>

Приложением к указанному государственному контракту является техническое задание. В задачи МСЧ-59 входит медицинское обслуживание персонала <данные изъяты>, что включает в себе проведение медицинских осмотров предварительных (при поступлении на работу), так и периодических в соответствии с приказом Минздрава РФ от 21. 03. 2000 года №101 и Приказа Минздрава и медицинском промышленности РФ от 14. 03. 1996 года №90).

<дата> начальником МСЧ-59 издан приказ <номер> «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России». Указанным приказом утверждено положение о подкомиссии поликлиники для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты>. В функции данной подкомиссии включена выдача заключений при определении профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда.

В соответствии с планом проведения периодических медицинских осмотров на объекте <номер> на <дата> сотрудники <данные изъяты>, третьего лица, <дата> в количестве 75 человек должны пройти периодический медицинский осмотр <дата>.

В перечень контингента сотрудников <данные изъяты> подлежащих периодическим медицинским осмотрам на <дата>, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития №83 от 16. 08. 2004 года, приказом Минздрава России №90 от 14. 03. 1996 года и приказом Минздрава России №101 от 21. 03. 2000 года, утвержденный <дата> ВрИО начальника <данные изъяты> и согласованный с руководителем РУ №59 ФМБА России <дата>, включена должность <данные изъяты>. В список сотрудников <данные изъяты>, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на <дата> в соответствии с приказом Минздравсоцразвития №83 от 16. 08. 2004 года, приказом Минздрава России №90 от 14. 03. 1996 года и приказом Минздрава России №101 от 21. 03. 2000 года включен истец Денисов Н. А.

При вынесении данного решения врачебной комиссией было учтено, что истец Денисов Н. А. страдает <данные изъяты>.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14. 03. 1996 года №90 противопоказаниям к работам, связанным с <данные изъяты> является наличие у работника <данные изъяты>.

Решением суда г. Заречного Пензенской области от <дата>, вступившим в законную силу, было установлено, что прохождением истцом службы <данные изъяты>.

Таким образом, по состоянию на <дата> у врачебной комиссии ответчика имелись основания для вынесения заключения о наличии противопоказаний к работе у ответчика с <данные изъяты>.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16. 08. 2004 года №83 определен Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с п. 9, 11 которого «руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных правовых актов. Результаты периодических осмотров оформляются заключением медицинской комиссии.

Такое право врачебной подкомиссии предоставлено Положением о подкомиссии поликлиники для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты>.

Таким образом, заключение от <дата> <номер>, выданное по итогам периодического медицинского осмотра Денисовым Н. А. <дата>, является надлежащим легитимным результатом прохождения осмотра истцом.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты им здоровья.

Исходя из смысла данной правовой нормы здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.

Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан Российской Федерации. Данное право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав. К ним в частности относится право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности, что включает в себя деятельность медицинских учреждений по особому контролю за состоянием здоровья лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами.

Таким образом, оспариваемое истцом Денисовым Н. А. решение врачебной комиссии принято в его интересах, в целях охраны его здоровья.

При этом в судебном заседании не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности принятого заключения врачебной комиссии.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008 года с последующими изменениями №513н утвержден порядок деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

Во исполнение данного приказа начальником МСЧ-59 принят приказ №88 от 24 апреля 2009 года «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России».

Довод иска о том, что форма бланка и порядок его заполнения не соответствует Приказу Минздравсоцразвития №513н от 24. 09. 2008 года, суд признает не состоятельным по следующим основаниям.

Приказом Минздравсоцразвития РФ №513н от 24. 09. 2008 года форма бланка заключения врачебной комиссии не утверждалась, а, следовательно, не указывался порядок его заполнения.

Ранее приказом Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» были утверждены формы первичной медицинской документации. Но согласно приказу Минздрава СССР от 05. 10. 1988 года №750 «О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР» приказа Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 признан утратившим силу, следовательно, его применение не допустимо.

Унифицированная форма заключения врачебной комиссии на текущий момент не утверждена, следовательно, медицинские учреждения вправе самостоятельно разрабатывать и применять формы заключения врачебных комиссий.

Также нельзя согласиться с доводами истца о том, что не идентифицировано лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое заключение, поскольку заключение о пригодности направлено начальнику <данные изъяты>, в которой проходит службу истец. В данном случае заключение врачебной комиссии обжалуется истцом, полагавшего, что таким заключением нарушаются его права и интересы, чем опровергаются доводы иска в этой части.

Согласно приказу начальника МСЧ-59 от <дата> врачебная комиссия МСЧ-59 включает в своем составе 5 подкомиссий, в том числе подкомиссия поликлиники для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты> врачебной комиссии МСЧ-59, председателем которой является Н.Я.В. В состав данной подкомиссии также включена П.Е.Ю. - врач-<данные изъяты>, С.С.Г. - врач-<данные изъяты>, Б.П.В. - врач-<данные изъяты>.

Как следует из п. 14 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 24. 09. 2008 года №513н, решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало большинство членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии). Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется протоколом врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии). Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносится в медицинскую документацию.

Указанным нормативным актом не предусмотрены требования, предъявляемые к кворуму врачебной комиссии, т. е. при наличии какого количества членов врачебной комиссии правомочно заседание врачебной комиссии. В данном случае предъявляются требования к количеству голосов, при котором возможно принятие решения, что является другим понятием.

Поэтому доводы о незаконности обжалуемого заключения по указанным основаниям суд признает несостоятельными, а, следовательно, доводы истца о подложности приказа №72 от 18. 03. 2010 года правового значения для разрешения данного спора по существу не имеют.

Необоснованны также доводы истца о том, что ответчиком не были проведены необходимые диагностические и реабилитационные мероприятия, поскольку в данном случае проводился медицинский осмотр работника на предмет возможности выполнения им профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Истца Денисова Н. А. никто не направлял на освидетельствование в МСЭК.

В данном случае имеется протокол заседания данной комиссии, решение подкомиссии внесено в журнал клинико-экспертной работы лечебного учреждения и нашло свое отражение в амбулаторной карте на истца.

Ссылку истца на то, что решение в отношении него принято врачебной комиссией заочно, в его отсутствие, суд признает несостоятельной, поскольку нормативными актами не установлено обязательное присутствие больного при принятии решения о его непригодности к той или иной профессиональной деятельности по результатам прохождения им обязательного медицинского осмотра.

Оснований для удовлетворения настоящего иска суд не усматривает.

Доводы истца о том, что заключение врачебной комиссии для него может повлечь для него увольнение со службы, суд признает не состоятельными, так как в соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23. 12. 1992 года №4202-1, сотрудник <данные изъяты> может быть уволен со службы:

- по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

- по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, не возможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.

Следовательно, заключение врачебной комиссии не может являться основанием для увольнения сотрудника со службы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Денисова Н.А. к ФГУЗ «Медико-санитарная часть №59» об отмене заключения врачебной комиссии - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -