Дело №2-1013/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2010 года
Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Жигаловой М. А.
При секретаре Булановой И. Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по иску Кузякина П.Н. к
ФГУЗ «Медико-санитарная часть №59» об отмене заключения
врачебной комиссии
у с т а н о в и л :
Согласно заключению врачебной комиссии <номер> от <дата> в отношении Кузякина П. Н. выявлены противопоказания к работе, <данные изъяты>, вследствие чего он нуждается в трудоустройстве на работе, <данные изъяты>.
Кузякин П. Н. обратился в суд с иском об отмене заключения врачебной комиссии, указывая в обоснование иска, что форма бланка и порядок его заполнения, не соответствуют приказу Минздравсоцразвития №513н.
Состав комиссии не соответствует положенным нормативам, указанным в приказе от 24 сентября 2008 года №513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Врачебная комиссия должна состоять из председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и профильных врачей. В рассматриваемом документе присутствуют только подписи четырех человек, без указания и расшифровки фамилии, имени и отчества и должностей лиц, принявших обжалуемое решение. Направлением ему на врачебную комиссию никто не выдавал, и он данную комиссии не проходил, решение врачебной комиссии вынесено заочно, после прохождения диспансеризации.
Просил отменить незаконно выданное заключение врачебной комиссии <номер>, так как это заключение имеет сомнительную легитимность, и может вызвать для него неблагоприятные последствия (увольнение с работы).
В судебном заседании истец Кузякин П. Н. поддержал предъявленный иск и настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика - МСЧ-59 Кафтасьев С. В., выступающий на основании доверенности, иск не признал и возражал против его удовлетворения, пояснив, что приказом Минздравсоцразвития РФ №513н от 24 сентября 2008 года «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» форма бланка врачебной комиссии не установлена, не установлен порядок заполнения заключения комиссии (подкомиссии). В соответствии с п. 7 п. 9 приказа Минздравсоцразвития РФ №513н от 24 сентября 2008 года «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» ФГУЗ МСЧ-59 был разработан приказ №88 от 24. 04. 2009 года, которым регламентируется порядок работы врачебной комиссии (подкомиссии), а также утверждена форма заключения врачебной комиссии (подкомиссии).
Состав врачебной комиссии поликлиники для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты> в соответствии с п. 7 п. 8 п. 11 Приказа Минздравсоцразвития РФ №513н от 24 сентября 2008 года «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» и п. 1.7 Приложения №6 приказа ФГУЗ МСЧ №59 №88 от 24. 04. 2009 года «Об организации деятельности врачебной комиссии» состоит из Н.Я.В. - председателя подкомиссии, П.Е.Ю. - врача<данные изъяты>, С.С.Г. - врача<данные изъяты>, Б.П.В. - врача <данные изъяты>.
Все члены комиссии в соответствии с п. 8 п. 11 Приказа Минздравсоцразвития РФ №513н от 24 сентября 2008 года «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» имеют высшее медицинское образование и правомочны принимать решение в соответствии с п. 2.8 Приложения №6 приказа ФГУЗ МСЧ №59 №88 от 24. 04. 2009 года «Об организации деятельности врачебной комиссии» о профессиональной пригодности лиц работающих во вредных и опасных условиях труда.
К участию в деле в качестве третьего лица по определению судьи привлечено ГУ «СУ ФПС №22 МЧС России», представитель которого Греков А. С., выступающий на основании доверенности, иск не признал и возражал против его удовлетворения, пояснив, что истец полагает, что форма бланка заключения и порядок его заполнения не соответствуют приказу Минздравсоцразвития РФ от 24. 09. 2008 года №513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Однако приказом Минздравсоцразвития РФ №513н от 24. 09. 2008 года форма бланка заключения врачебной комиссии не утверждалась, а, следовательно, не указывался порядок его заполнения.
Ранее приказом Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» были утверждены формы первичной медицинской документации. Но согласно приказу Минздрава СССР от 05.10. 1988 года №750 «О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР» приказа Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 признан утратившим силу, следовательно, его применение не допустимо.
Унифицированная форма заключения врачебной комиссии на текущий момент не утверждена, следовательно, медицинские учреждения вправе самостоятельно разрабатывать и применять формы заключения врачебных комиссий.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16. 08. 2004 года №83 определен Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с п. 9, 11 которого «руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных правовых актов. Результаты периодических осмотров оформляются заключением медицинской комиссии.
Таким образом, заключение от <дата> <номер>, выданное по итогам периодического медицинского осмотра Кузякина П. Н. <дата>, является надлежащим легитимным результатом прохождения осмотра истцом.
Довод истца о том, что данное заключение врачебной комиссии может повлечь для него неблагоприятные последствия в виде увольнения с работы, ничем не обоснован и противоречит требованиям действующих нормативно-правовых актов.
В соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23. 12. 1992 года №4202-1, сотрудник <данные изъяты> может быть уволен со службы:
- по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
- по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, не возможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.
Следовательно, заключение врачебной комиссии, а не военно-врачебной комиссии, не может являться основанием для увольнения сотрудника со службы.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения настоящего иска.
<данные изъяты>
Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2003 года №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» установлено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ был издан приказ от 16.08.2004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)»
Кроме того, приказом Минздрава РФ <данные изъяты> была установлена периодичность медицинских осмотров <данные изъяты> указанная периодичность составляет 1 год. Также данным приказом установлено, что предварительным и периодическим медицинским осмотрам подлежат все граждане, деятельность которых связана с <данные изъяты>, в соответствии со списком должностей и профессий, утвержденным Правительством РФ.
19 января 2006 года между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ФГУЗ «Медико-санитарная часть №59» был заключен государственный контракт за <номер> на выполнение работы «Медицинское обслуживание персонала <данные изъяты>.
Приложением к указанному государственному контракту является техническое задание. В задачи МСЧ-59 входит медицинское обслуживание персонала объектов <данные изъяты>, что включает в себе проведение медицинских осмотров предварительных (при поступлении на работу), так и периодических в соответствии с приказом Минздрава РФ от 21. 03. 2000 года №101 и Приказа Минздрава и медицинском промышленности РФ от 14. 03. 1996 года №90).
<дата> начальником МСЧ-59 издан приказ <номер> «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России». Указанным приказом утверждено положение о подкомиссии поликлиники для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты> врачебной комиссии МСЧ-59». В функции данной подкомиссии включена выдача заключений при определении профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда.
В соответствии с планом проведения периодических медицинских осмотров на объекте <номер> на <дата> сотрудники <данные изъяты>, третьего лица, <дата> в количестве 75 человек должны пройти периодический медицинский осмотр за <дата>.
В перечень контингента сотрудников <данные изъяты>, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на <дата>, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития №83 от 16. 08. 2004 года, приказом Минздрава России №90 от 14. 03. 1996 года и приказом Минздрава России №101 от 21. 03. 2000 года, утвержденный <дата> года ВрИО начальника <данные изъяты> Г.А.В., и согласованный с руководителем РУ №59 ФМБА России 10. 12. 2009 года, включена должность <данные изъяты>.
В список сотрудников <данные изъяты>, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на <дата> в соответствии с приказом Минздравсоцразвития №83 от 16. 08. 2004 года, приказом Минздрава России №90 от 14. 03. 1996 года и приказом Минздрава России №101 от 21. 03. 2000 года включен истец Кузякин П. Н.
При вынесении данного решения врачебной комиссией было учтено, что <дата> Кузякин П. Н. проходил лечение по <данные изъяты> Данный диагноз согласно записям в его амбулаторной карте был снят только <дата>, ему был выставлен диагноз: <данные изъяты>
Согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14. 03. 1996 года №90 противопоказаниям к работам, связанным <данные изъяты> является наличие у работника <данные изъяты>.
То обстоятельство, что в настоящее время у истца установлен диагноз <данные изъяты>, то это обстоятельство является противопоказанием к допуску на работу <данные изъяты>.
Решением суда г. Заречного Пензенской области от <дата>, вступившим в законную силу, было установлено, что прохождением истцом службы в отделе <данные изъяты> связано с <данные изъяты>.
Таким образом, по состоянию на <дата> у врачебной комиссии ответчика имелись основания для вынесения заключения о наличии противопоказаний к работе у ответчика с <данные изъяты>.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16. 08. 2004 года №83 определен Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с п. 9, 11 которого «руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных правовых актов. Результаты периодических осмотров оформляются заключением медицинской комиссии. Такое право врачебной подкомиссии предоставлено Положением о подкомиссии поликлиники для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты>.
Таким образом, заключение от <дата> <номер>, выданное по итогам периодического медицинского осмотра Кузякина П. Н. <дата>, является надлежащим легитимным результатом прохождения осмотра истцом.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинском помощи в случае утраты им здоровья.
Исходя из смысла данной правовой нормы здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.
Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан Российской Федерации. Данное право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав. К ним в частности относится право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности, что включает в себя деятельность медицинских учреждений по особому контролю за состоянием здоровья лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами.
Таким образом, оспариваемое истцом Кузякиным П. Н. решение врачебной комиссии принято в его интересах, в целях охраны его здоровья.
При этом в судебном заседании не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности принятого заключения врачебной комиссии.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008 года с последующими изменениями №513н утвержден порядок деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Во исполнение данного приказа начальником МСЧ-59 принят приказ №88 от 24 апреля 2009 года «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России».
Довод иска о том, что форма бланка и порядок его заполнения не соответствует Приказу Минздравсоцразвития №513н от 24. 09. 2008 года, суд признает не состоятельным по следующим основаниям.
Приказом Минздравсоцразвития РФ №513н от 24.09.2008 года форма бланка заключения врачебной комиссии не утверждалась, а, следовательно, не указывался порядок его заполнения.
Ранее приказом Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» были утверждены формы первичной медицинской документации. Но согласно приказу Минздрава СССР от 05.10. 1988 года №750 «О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР» приказа Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 признан утратившим силу, следовательно, его применение не допустимо.
Унифицированная форма заключения врачебной комиссии на текущий момент не утверждена, следовательно, медицинские учреждения вправе самостоятельно разрабатывать и применять формы заключения врачебных комиссий.
Согласно приказу начальника МСЧ-59 от 24. 04. 2009 года врачебная комиссия МСЧ-59 включает в своем составе 5 подкомиссий, в том числе подкомиссия поликлиники для медицинского обслуживания персонала <данные изъяты> врачебной комиссии МСЧ-59, председателем которой является Н.Я.В. В состав данной подкомиссии также включены П.Е.Ю. - врач-<данные изъяты>, С.С.Г. - врач-<данные изъяты>, Б.П.В. - врач-<данные изъяты>.
Довод истца о том, что Н.Я.В. по состоянию на <дата> не могла возглавлять подкомиссию поликлиники объекта, суд признает не состоятельными.
Согласно данным трудовой книжки Н.Я.В. с <дата> была принята на должность <данные изъяты>, а с <дата> она переведена в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>.
Указанные изменения в наименовании должности, занимаемой Н.Я.В., были учтены и согласно приказу начальника МСЧ-59 от <номер> от <дата> внесены изменения в приказ <номер> от <дата>. Право утверждения состава подкомиссий лечебного учреждения предоставлено руководителю медицинского учреждения.
В данном случае руководителем медицинского учреждения подтверждены полномочия Н.Я.В. как руководителя подкомиссии врачебной комиссии в новой должности, а поэтому у суда не имеется оснований согласиться с такими доводами истца.
Решение в отношении истца Кузякина П. Н. принято полным составом членов данной врачебной комиссии, имеется протокол заседания данной комиссии, решение подкомиссии внесено в журнал клинико-экспертной работы лечебного учреждения.
То обстоятельство, что решение подкомиссии не внесено в амбулаторную карту Кузякина П. Н., не является основанием для признания этого решения незаконным, поскольку первичным документом является в данном случае протокол заседания врачебной комиссии. Внесения записи в первичную медицинскую документацию является вторичным, производным от принятого решения врачебной комиссии о непригодности к выполняемой работе истца.
Ссылку истца на то, что решение в отношении него принято врачебной комиссией заочно, в его отсутствие, суд признает несостоятельной, поскольку нормативными актами не установлено обязательное присутствие больного при принятии решения о его непригодности к той или иной профессиональной деятельности по результатам прохождения им обязательного медицинского осмотра.
Оснований для удовлетворения настоящего иска суд не усматривает.
Доводы истца о том, что заключение врачебной комиссии может повлечь для него увольнение со службы, суд признает не состоятельными так, как в соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23. 12. 1992 года №4202-1, сотрудник <данные изъяты> может быть уволен со службы:
- по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
- по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, не возможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья.
Следовательно, заключение врачебной комиссии не может являться основанием для увольнения сотрудника со службы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Кузякина П.Н. к ФГУЗ «Медико-санитарная часть №59» об отмене заключения врачебной комиссии - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.
Судья -