Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-1035/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Булановой И. Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Давыдовой З.И. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении

досрочной трудовой пенсии

у с т а н о в и л :

<дата> Давыдова З. И. обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата>, оформленным в виде протокола, Давыдовой З. И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее специального трудового стажа необходимой продолжительности.

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Давыдова З. И. обратилась в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска ею указано, что ответчик не засчитал ей в стаж педагогической деятельности ни период учебы на очном отделении (наименование учреждения) с <дата> по <дата>, несмотря на то, что непосредственно перед началом и сразу после окончания учебы она осуществляла педагогическую деятельность, о чем имеется запись в трудовой книжке и предоставлены все подтверждающие этот факт документы; ни периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

с <дата> по <дата>-(продолжительностью 6 дней);

с <дата> по <дата>-(продолжительностью 8 дней);

с <дата> по <дата>- (продолжительностью 7 дней).

Считает невключение указанных периодов учебы в льготный стаж неправомерным, так как, выбирая очное отделение ВУЗа, она руководствовалась действовавшим на тот период времени законодательством, предусматривающим включение периода очного обучения в ВУЗе в специальный педагогический стаж и защиту ее пенсионных прав.

В соответствии с п.2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993года № 953, п.З приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Верховный Суд РФ давно и последовательно указывает на возможность применения к периодам работы до 1993 года Постановления Совмина СССР № 1397 от 1959 года, так как это полностью согласуется с правилами применения законодательства во времени. Доводы же ответчика о том, что постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года не может быть применено при учете в специальный стаж периодов обучения в ВУЗе, как утратившее силу, нельзя считать обоснованными, так как в этой части правильной является ссылка на постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, в котором указано на необходимость сохранения за гражданином, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Также на правовую определенность и связанную с ней предсказуемость указывают положения ч. 2 статьи 6, ч.4 статьи 15, ч.1 статьи 17, статей 18,19 и ч.1 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Считает также необоснованным исключение из педагогического стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней зарплаты, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, и поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Заречном Пензенской области включить ей в специальный педагогический стаж периоды учебы в ВУЗе и нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с <дата>.

В судебном заседании истица Давыдова З. И. иск поддержала и настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области Пантюшова О. В., выступающая на основании доверенности, иск не признала и возражала против его удовлетворения, пояснив, что Управление ПФР не включило в специальный стаж педагогической деятельности период обучения Давыдовой З.И. в (наименование учреждения) с <дата> по <дата> (продолжительностью 04 года 09 месяцев). Периоды учебы не могут быть зачтены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" четко определены периоды, подлежащие включению в страховой стаж, период учебы в их числе не поименован. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2002 года №516 установлен порядок исчисления периодов, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Норм о приравнивании учебы к специальному стажу действующее законодательство в области досрочного пенсионного обеспечения не содержит.

Управление ПФР при оценке пенсионных прав по периодам обучения, не применяет нормы Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в связи с утратой им силы с 01.10.1993 года.

При рассмотрении дела судом необходимо принять во внимание следующее:

В соответствии с п.2 и п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, при условии если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту письмо от 30 июня 1986 года №1-63-И), при исчислении стажа работы по специальности различаются:

работа, дающая право на пенсию по "Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет"

работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по "Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения"

В соответствии с абз.2 п.3.3. письма от 30 июня 1986 года № 1-63-И, под педагогической деятельностью понимается работа, предусмотренная в разделе I Перечня (кроме подраздела 2), а также работа, предусмотренная в пп. "д", "е" (кроме исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах), "и" п. 1 Положения, в абзацах втором и четвертом п. 2 Положения.

К числу педагогических учебных заведений относятся педагогические и учительские институты, педагогические училища и другие учебные заведения, дающие педагогическое образование. В период обучения в <данные изъяты> Давыдова З.И. работала (наименование учреждения) с <дата> по <дата> Указанный период работы не засчитан в специальный трудовой педагогический стаж, поскольку работа в данной должности не даёт право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, условия, установленные абзацем 5 пункта 2 Положения и абзацем 1 пункта 3.3 Инструктивного письма от 30 июня 1986 г. № 1-63-И не выполняются, поскольку за периодом обучения в (наименвоание учрежедния) непосредственно следует период работы в качестве (наименование должности), следовательно, за периодом обучения непосредственно не следует педагогическая деятельность.

Кроме того, в специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды нахождения Давыдовой З.И. на курсах повышения квалификации:

с <дата> по <дата> (6 дней); с <дата> по <дата> (08 дней);

с <дата> по <дата> (7 дней), общая продолжительность которых составила 21 день.

При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации отсутствует сам факт работы в должности и в учреждении, дающий право на досрочную пенсию, поэтому данные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж работы.

Учитывая изложенное, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии у Давыдовой З.И. по состоянию на <дата> (включительно) составил 21 год 08 месяцев 13 дней, что послужило основанием для отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии.

Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Давыдовой З.И.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 3 постановления Правительства РФ №1067 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01. 11. 1999 года засчитываются в соответствие со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 06. 09. 1991 года №463.

Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года №463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период учебы истицы Давыдовой З. И. в ФИО28 с <дата> по <дата> действовало положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.

Согласно п. 2 указанного положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно данным трудовой книжки истица Давыдова З. И. до поступления в (наименвоание учрежедния) работала (наименвоание должности).

В период обучения в (наименвоание учреждения) с <дата> истица была принята в (наименование учреждения) на должность (наименование должности). В данной должности она проработала до <дата>, то есть непосредственно после окончания ею (наименование учреждения) истица трудилась в должность (наименование должности).

Работа в должности (наименование должности) не относится к педагогической деятельности, поскольку не включена в перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17. 12. 1959 года №1397, в список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Сама истица Давыдова З. И. не отрицала того, что она преподавательской деятельность после окончания (наименвоание учреждения) не занимала, преподавательских часов у нее в тот период не было.

Также суд принимает во внимание, что работа истицы в качестве (наименование должности) с <дата> по <дата> не был включен ответчиком в специальный трудовой стаж. Указанные действия УПФР по г. Заречному Пензенской области оспорены не были.

Таким образом, истица в период с <дата> по <дата>, т. е. непосредственно после окончания (наименование учреждения) не занималась педагогической деятельность, преподавательской деятельностью она стала заниматься с <дата>, когда была принята (наименование должности).

Ответчиком - ГУ УПФР по г. Заречному было обоснованно отказано истице Давыдовой З. И. во включении периода ее обучения в высшем учебном заведении в специальный трудовой стаж, поскольку не соблюдается условие, предусмотренное законодательством, а именно осуществление педагогической деятельности непосредственно как перед поступлением в высшее учебное заведение, так и непосредственно после окончания него.

Иск Давыдовой З. И. в части понуждения к включению в ее специальный трудовой стаж времени обучения с <дата> по <дата> в (наименование учрежедния) не основан на законе, а поэтому в удовлетворении иска в указанной части должно быть отказано.

Как следует из материалов дела, истица в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> находилась на курсах повышения квалификации.

Оснований не включать периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации у ответчика не имелось по следующим основаниям.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.

Таким образом, время нахождения истицы Давыдовой З. И. на курсах повышения квалификации подлежит включению в льготный стаж истицы для назначения ей досрочной трудовой пенсии. Общий период нахождения истицы Давыдовой З. И. на курсах повышения квалификации составляет 21 день.

С учетом периода льготного стажа, определенного ответчиком, в общей сложности льготный стаж истицы Давыдовой З. И. для назначения досрочной трудовой пенсии составляет 21 год 09 месяцев и 04 дня.

Следовательно, у ответчика не имелось оснований для назначения истице Давыдовой З. И. досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее специального трудового стажа необходимой продолжительности (25 лет), а поэтому в удовлетворении иска в части возложения обязанности на ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении досрочной трудовой пенсии должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Давыдовой З.И. для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.

В остальной части иска Давыдовой З. И. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200