Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-1052/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2010 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Булановой И. Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Кутузовой С.А. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении

досрочной трудовой пенсии

у с т а н о в и л :

<дата> Кутузова С. А. обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата>, оформленным виде протокола, Кутузовой С. А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у нее специального трудового стажа необходимой продолжительности.

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Кутузова С. А. обратилась в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска ею указано, что из ее специального трудового стажа были исключены периоды: отпуска по уходу за ребенком в возрасте от полутора лет до достижении ребенком возраста трех лет, а именно с <дата> по <дата> (2 мес.19дн.); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> - поездка для сопровождения команды учащихся <данные изъяты>.

С решением государственного учреждения УПФ Российской Федерации по г. Заречному она не согласна, так как считает, что оно незаконно и необоснованно.

Согласно п.9 ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав граждан и назначении трудовых пенсий «применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона № 173 - ФЗ.

Это следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2 - П, в котором указано, что определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель, исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития, должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены; чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приоритетных прав, действенности их государственной защиты.

Таким образом, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004 года № 2 - П высказал свою позицию, суть которой сводится к следующему: если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, то возможно применение законодательства, действовавшего на момент выполнения работы, «чтобы не ухудшать прав граждан на пенсионное обеспечение», чтобы не ставить граждан в неравное положение и не ограничивать их в правах.

1. Комиссия необоснованно не включила в ее педагогический стаж период отпуск по уходу за ребенком в возрасте от полутора лет до достижении ребенком возраста трех лет, а именное <дата> по <дата> (во время занятия должности <данные изъяты>). Этот отпуск она оформляла по уходу за дочерью Е., <дата> рождения.

Согласно п.9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав граждан и назначении трудовых пенсий применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Это следует и из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П. Ответчик, сославшись на данное постановление, просто неверно его истолковал и потому принял неверное решение.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, ее специальный педагогический стаж надо исчислять по тем нормам законодательства, которые действовали ранее, «чтобы не ухудшать прав граждан на пенсионное обеспечение», чтобы не ставить граждан в неравное положение и не ограничивать их в правах.

Ранее действовавшее законодательство, конкретно часть 3 ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции, действующей с 06.12.1982 по 05.10.1992 г.г., то есть до 06.10.1992 года) предусматривала непосредственно следующее: «Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности».

В данной норме права нет указаний на конкретную продолжительность отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, нет указаний на то, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в специальный стаж только до достижения ребенком возраста полутора лет. Здесь нет также указаний на то, что такой порядок исчисления стажа не применяется к случаям назначения пенсий на льготных условиях.

Обращает на себя внимание тот факт, что в нашей стране продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком, как оплачиваемого, так и без сохранения заработной платы, менялась с течением времени в сторону увеличения. Но при этом вышеуказанное правило исчисления стажа оставалось неизменным.

Ответчик незаконно не принял во внимание и проигнорировал такой нормативный акт трудового законодательства, как Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22.08.89 г. №677, которое было принято во исполнение постановления Съезда народных депутатов СССР от 09.06.89 года «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР».

В целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за малолетними детьми в пункте 2 постановления № 677 было прямо постановлено: «увеличить повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лег. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Ответчик не учел, что это нормативное указание действительно вступило в силу с 01.12.1989 года и стало выполняться по всей стране в обязательном порядке, хотя соответствующие изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены только в 1992 году. Не с 06.10.1992 года, а именно с 01.12.1989 года женщинам стали предоставлять отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет /ранее предоставлялись только до полутора лет/.

С учетом вышеизложенного при рассмотрении данного трудового спора необходимо руководствоваться таким подзаконным актом, содержащим нормы трудового права, как Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22.08.89 года № 677, который был принят во исполнение постановления Съезда народных депутатов СССР.

При этом необходимо учитывать, что данная норма трудового права обязывала засчитывать в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и не содержала никаких указаний о неприменении такого порядка исчисления стажа при назначении льготных пенсий.

Далее, в Разъяснениях Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 23/24-1 1 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лег и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноябри 1989 г. N 375/24-11) в пункте 3 указано: «Всем женщинам, по их желанию, может предоставляться с 1 декабря 1989 г. такой отпуск независимо от того, когда они использовали отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

В пункте 4 данного Разъяснения указано, что отпуска предоставляются по заявлению женщины «полностью или по частям» и «оформляются приказом (распоряжением) администрации».

В пункте 7 вышеуказанного Разъяснения также было указано: «Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работ по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим социалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот».

Ответчик должен был руководствоваться и данными нормами Разъяснения, поскольку они полностью соответствуют Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22.08.89 года № 677.

Таким образом, действовавшее в 1990 - 1991 годах законодательство не содержало никаких указаний на то, что установленный порядок исчисления специального стажа не применим к случаям назначения пенсий на льготных условиях.

В новой редакции ст. 167 КЗоТ РФ вступила в силу только с 06.10.92 года. Поэтому этот закон обратной силы не имеет и не распространяется на тех, кому отпуска по уходу за ребенком были предоставлены до 06.10.92 года, то есть, не распространяется на нее.

20.12.2005 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» за № 25, где в п. 15 также указал: « При разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и нений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».

При этом также не разграничиваются отпуска по уходу за ребенком в зависимости от возраста ребенка. Следовательно, как частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им отпуска полутора лет, так и отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком от полутора лет до достижения им возраста трех лет подлежат включению в специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Не включение ответчиком в ее педагогический стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> являемся незаконным.

2. Не были включены в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> и период с <дата> по <дата> - поездка для сопровождения команды учащихся <данные изъяты>.

На курсы повышения квалификации она направлялась по распоряжению работодателя, в данном случае, <данные изъяты>, за ней, согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ сохранялась средняя заработная плата по основному месту работы в <данные изъяты>, следовательно, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ были уплачены.

<дата> команда школы заняла первое место в городском конкурсе «Люди в погонах», посвященном 23 февраля, и их делегировали в <адрес> на военный катер. Для сопровождения детей по приказу Департамента образования она тоже была командирована в <адрес>. Ответственность за жизнь и здоровье учащихся школы входит в ее должностные обязанности, поэтому за ней сохранялась средняя заработная плата в школе, следовательно, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ были также уплачены.

С учетом указанных периодов и периодов, не оспариваемых ГУ «УПФР» по г. Заречному ее специальный (педагогический) стаж для назначения досрочной трудовой пенсии на <дата> составлял 25 лет.

Просила признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ «УПФР» по г. Заречному от <дата> <номер>; обязать ГУ «УПФР» по г. Заречному включить в ее льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды: отпуск по уходу за ребенком в возрасте от полутора лет до достижении ребенком возраста трех лет, а именно с <дата> по <дата>; курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> - поездка для сопровождения команды учащихся школы в поездке в <адрес> и назначить ей досрочную трудовую пенсию с <дата>.

В судебном заседании истица Кутузова С. А. иск поддержала и настаивала на его удовлетворении, уточнив иск в части времени назначения досрочной трудовой пенсии с <дата>.

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области - Пантюшова О. В., выступающая на основании доверенности, иск не признала и возражала против его удовлетворения, пояснив, что Управление ПФР не включило в специальный стаж работы период нахождения Кутузовой Н А. в отпуске по уходу за ребёнком (дочерью Е., <дата> года рождения) после достижения ею возраста 1,5 лет - с <дата> по <дата>. (02 месяца и 19 дней.) по следующим основаниям.

Статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР (действовал на момент спорного периода), предусмотрено по желанию женщины представление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данной статьей предоставлены гарантии по включению периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности.

На основании п.7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 установлено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.

Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

То есть законодателем выделена норма о включении в стаж работы по специальности, при назначении пенсии на льготных условиях, только периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Управление ПФР не включило в специальный стаж периоды нахождения Кутузовой С.А. на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> (24 дня); с <дата> по <дата> (06 дней); с <дата> по <дата> (4 дня); с <дата> по <дата> (13 дней); с <дата> по <дата> (16 дней), общей продолжительностью 02 месяца и 03 дня.

При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации отсутствует сам факт работы в должности и в учреждении, дающий право на досрочную пенсию, поэтому данные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж работы.

Управление ПФР не включило в специальный стаж Кутузовой С.А. также иные периоды отвлечений от основной педагогической деятельности (командировки) продолжительностью 10 дней, а именно: с <дата> по <дата> (05 дней) - <данные изъяты>; с <дата> по <дата> (05 дней) - <данные изъяты>.

При этом Управление руководствовалось указанными выше Правилами, которыми не предусмотрено включение в специальный стаж педагогической деятельности периодов нахождения в командировках по причине отсутствия занятости в течение полного рабочего дня и факта работы в должности и в учреждении, дающих право на досрочную пенсию.

Учитывая изложенное, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии у Кутузовой С.А. по состоянию на <дата> (включительно) составил 24 года 06 месяцев 28 дней, что послужило основанием для отказа ей в назначении досрочной трудовой пенсии.

Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Кутузовой С.А. из-за отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчина, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Из материалов дела видно, что истица Кутузова С. А. с период с <дата> по <дата> находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в связи с рождением у нее дочери Е. <дата>.

Оснований не включать данный период работы в льготный стаж истицы Кутузовой С. А. у ответчика не имелось.

Как указано в постановлении Совета Министров СССР и ВЦСПС «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» от 22.08.1989 года №677 с 1 декабря 1989 года была установлена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком от полутора лет и до достижения им возраста трех лет.

Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В Письме Минтруда РФ от <дата> <номер>-АП «О досрочном назначении женщинам пенсии по старости с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком» и в письме ПФР от 19. 04. 2004 года №ЛЧ-25-26/4134 «О включении периодов ухода за ребенком до <дата> в стаж на соответствующих видах работ» указано, что периоды нахождения женщин в отпусках по уходу за ребенком, предоставленные до <дата>, должны засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

При этом указанный документ не содержит в себе деления на то, какие именно отпуска по уходу за детьми могут и не могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20. 12. 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Во время нахождения в спорном отпуске истица Кутузова С. А. в соответствии с действующим на тот период времени законодательством рассчитывала на включение этого периода ее работы в специальный трудовой стаж.

Исключение этого периода из льготного стажа истицы является противоречащим правовым позициям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда РФ от 29. 01. 2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалоба ряда граждан» указано, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Продолжительность этого периода работы Кутузовой С. А. составила 02 месяца и 19 дней.

Также не имелось у ответчика оснований исключать периоды нахождения истицы Кутузовой С. А. на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в командировках.

Согласно материалам дела истица Кутузова С. А.находилась на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> (24 дня); с <дата> по <дата> (06 дней); с <дата> по <дата> (4 дня); с <дата> по <дата> (13 дней); с <дата> по <дата> (16 дней), а также направлялась в командировки с <дата> по <дата> (05 дней) - <данные изъяты>; с <дата> по <дата> (05 дней) - <данные изъяты>.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В силу ст. 112 Кодекса Законов о труде РФ, действующего до 01 февраля 2002 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы(должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время с 01 февраля 2002 года, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.

Трудовым законодательством командировки определены как поездка работника по распоряжению работодателя на неопределенный срок для выполнения служебного поручения вне места основной работы.

При направлении работников в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Таким образом, как при направлении работника на курсы повышения квалификации, так и в командировку за ним сохраняется место работы и выплачивается средняя заработная плата, а поэтому данные периоды работы истицы подлежат включению в ее специальный стаж.

Общая продолжительность периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в командировках составила 02 месяца и 13 дней.

Таким образом, продолжительность периодов нахождения истцы в отпуске по уходу за ребенком, нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках составила 05 месяцев и 02 дня.

На момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии истица приобрела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, а поэтому у ответчика не имелось оснований для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии истице Кутузовой С. А.

Иск Кутузовой С. А. основан на законе и поэтому подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата>, оформленное в виде протокола, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Кутузовой С.А..

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Кутузовой С. А. для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, периоды нахождения в командировках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Кутузовой С. А. досрочную трудовую пенсию с <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -