Решение по иску о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат



Дело №2-121/2011г.

Р Е Ш Е Н И Я

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Седовой Н. В.

С участием прокурора Крыловой О. М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Заречного

Пензенской области в интересах Мельникова В.В.

В.В. к Министерству здравоохранения и

социального развития Пензенской области, Министерству

финансов РФ о выплате задолженности и перерасчете

компенсационных выплат

у с т а н о в и л :

Мельников В. В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году.

Ему как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС была назначена ежегодная компенсация на оздоровление в соответствии со ст. 40 Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая по состоянию на 31 декабря 2010 года составила 592 руб. 27 коп. и ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая по состоянию на 31 декабря 2010 года составила 394 руб. 83 коп.

С 01 января 1997 года по действовавшей редакции закона, Мельникову В. В. были назначены выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 166 руб. 98 коп., что составляло 2 минимальных размера оплаты труда - 83 руб. 49 коп. х 2 = 166 руб. 98 коп. и по ст. 40 Закона - ежегодная компенсация на оздоровление в сумме 250 руб. 47 коп., что составляет 3 минимальных размера оплаты труда - 83 руб. 49 коп. х 3 = 250 руб. 47 коп.

Прокурор ЗАТО г. Заречный Пензенской области, действуя в интересах Мельникова В. В., обратился в суд с иском в Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области и Министерству Финансов РФ о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат.

В обоснование иска указано, что указанные суммы возмещения вреда здоровью истца Мельникова В. В. в 2000 и 2001 году не были проиндексированы пропорционально повышению минимального размера оплаты труда в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством.

Поскольку суммы возмещения вреда не были своевременно проиндексированы и выплачены истцу, полагал, что в пользу Мельникова В. В. подлежат взысканию индексация пропорционально уровню инфляции, что составило для ежегодной компенсации на оздоровление 184 руб. 30 коп. и для ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров 726 руб. 15 коп.

Просил взыскать в пользу Мельникова В.В. с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области за счет средств казны РФ причитающуюся ей сумму задолженности за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2001 года и индексации своевременно не выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2010 года включительно соответственно в размере 582 (Пятьсот восемьдесят два) рубля 09 копеек и 726 (Семьсот двадцать шесть) рублей 15 копеек, а также сумму задолженности за 2000 год и индексации своевременно не выплаченных сумм ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 2000 года по 2010 год включительно соответственно в размере 145 (Сто сорок пять) рублей 52 коп. и 184 (Сто восемьдесят четыре) руб. 30 коп.

Истец Мельников В. В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Прокурор Крылова О. М. данный иск поддержала и настаивала на удовлетворении.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены, в своем отзыве просили дело рассмотреть в их отсутствие. В своем отзыве на иск указали, что статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы равной 83 руб. 49 коп.

С 1 июля 2000 года размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров составлял 166,98 руб., а ежегодной компенсации на оздоровление - 250,47 руб.

Часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) и статья 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» не содержат конкретного указания об индексации в зависимости от роста минимального размера оплаты труда.

Более того, статья 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений в РСФСР» предусматривала, что индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ было установлено, что размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров вместо двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда составит 200 руб., а ежегодной компенсации на оздоровление вместо трехкратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда - 300 руб. Статья 4 вступила в силу с 1 января 2001 года.

В исковом заявлении задолженность за период с 01.07.2000 по 31.12.2000 рассчитывается исходя из размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров 263,99 руб., а ежегодной компенсации на оздоровление 395,99 руб. Однако, с вступлением в силу статьи 4 закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ, размер названных компенсаций уменьшается соответственно до 200 руб. и 300 руб., что противоречит общепринятым правовым нормам.

При определении размера ежегодной компенсации на оздоровление и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров органы социальной защиты населения правомерно руководствовались федеральным законодательством.


Представитель другого ответчика - Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены.

Представитель третьего лица - Департамента социального развития г. Заречного Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены.

Выслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным Законом от 07 августа 2000 года были внесены изменения в Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем размеры выплат, причитающиеся истице стали исчисляться не из минимального размера оплаты труда, а из твердо установленных сумм в размере 200 и 300 рублей.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 5 базового закона в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ, ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации и денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1991 года №2288), ст. 318 Гражданского Кодекса РФ в редакции, действовавшей с 01 января 1995 года до 29 ноября 2002 года, допускавшими возможность индексации и данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 01 июля 2000 года до 01 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда».

Таким образом, суммы возмещения вреда здоровью должны индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132:33,49), при условии, что в период с февраля 1997 года по 1 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм на основании части третей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179 -ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года «2288) исходя из потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном ст. 3 названного Закона.

Определением Конституционного суда от 01 декабря 1997 года № 18-П установлено, что независимо от того, о каких способах возмещения вреда идет речь в оспариваемом Законе- о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Ст. 393 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

Расчет задолженности будет строиться следующим образом.

По ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров:

166 руб. 98 коп. х 1,581 = 264 руб. 00 коп.

264 руб. 00 коп. - 166 руб. 98 коп. = 97 руб.

Ежемесячно истцу Мельникову В. В. не доплачивалось по 97 руб.

Соответственно, общая сумма задолженности по выплатам ежемесячной компенсации на приобретении продовольственных товаров оставил 97 руб. х 6 = 582 руб.

Указанные денежные средства истцом Мельниковым В. В. не были своевременно получены, в связи с инфляцией денежных средств обесценились, а поэтому в данном случае подлежат определению убытки истца в связи с несвоевременным получением денежных средств в возмещение вреда здоровью пропорционально уровню инфляции.

Расчет сумм убытков пропорционально уровню инфляции истцом произведен правильно и сомнений у суда не вызывает. Со стороны ответчика данный расчет оспорен не был.

Ежегодная компенсация на оздоровление за 2000 год истцу не была доплачена в сумме 145 руб. 52 коп. (250 руб. 47 коп. х 1,581 - 250 руб. 47 коп.). Соответственно, убытки истца в связи с несвоевременной выплатой части ежегодной компенсации на оздоровление исходя из уровня инфляции составили 184 руб. 30 коп. Расчет в данной части также является правильным и сомнений у суда не вызывает.

Исходя из положений ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные данным законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907 утверждены правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и выплат компенсации на оздоровление. Согласно указанным правилам в компетенцию органа социальной защиты населения субъекта РФ входят принятие решения о назначении конкретных компенсационных выплат, ведение личных дел граждан, имеющих право на получение компенсации, а также представление в территориальные органы федерального казначейства соответствующих списков граждан.

Данный иск основан на законе и подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика основаны на неправильном толковании закона, а поэтому не могут быть приняты судом во внимание.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Взыскать в пользу Мельникова В.В. с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области за счет средств казны РФ причитающуюся ему сумму задолженности за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2001 года и индексации своевременно не выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период см 01 июля 2000 года по 31 декабря 2010 года включительно соответственно в размере 582 (Пятьсот восемьдесят два) рубля 09 копеек и 726 (Семьсот двадцать шесть) рублей 15 копеек, а также сумму задолженности за 2000 год и индексации своевременно не выплаченных сумм ежегодной денежной компенсации на оздоровление за период с 2000 года по 2010 год включительно соответственно в размере 145 (Сто сорок пять) рублей 52 коп. и 184 (Сто восемьдесят четыре) руб. 30 коп.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -