Решение о назначении досрочной трудовой пенсии.



Дело №2-88/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕНДЕРАЦИИ

21 февраля 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Агеевой Ю. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Видинеева В.В. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о признании права

на досрочную трудовую пенсию

у с т а н о в и л :

Видинеев В. В. (Дата) обратился в ГУ УПФР по г. Заречному с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением им педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленным в виде протокола, Видинееву В. В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом в специальный стаж не были включены периоды с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 1 год 10 месяцев 25 дней) службы в составе Вооруженных Сил СССР, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 6 дней), с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 13 дней), с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 10 дней).

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Видинеев В. В. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска он указал, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретаемое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения в действие нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которое утратило силу лишь в 1993 году.

В соответствии с п.п. «г» пункта 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным вышеназванным Постановлением, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет. Засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы в составе Вооруженных сил относится к периодам деятельности до (Дата), т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В соответствии с п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, на момент обращения за назначением пенсии, более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, он отработал в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Также необоснованно исключены из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации по направлению работодателя с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 6 дней), с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 13 дней) с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 10 дней).

В период нахождения на курсах повышения квалификации работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Повышение квалификации является трудовой обязанностью работника, непосредственно связанной с педагогической деятельностью.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, период повышения работником своей квалификации по направлению работодателя должен включаться в этот стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а значит, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Следовательно, вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации (с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 6 дней), с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 13 дней), с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 10 дней) подлежат включению в стаж работы по специальности, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, независимо от времени обращения истца за назначением пенсии.

Таким образом, его стаж на соответствующих видах работ более 25 лет, в связи с чем ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.

Считает отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области незаконным, поскольку приводит к ограничению его конституционного права на пенсионное обеспечение по старости.

Просил признать протокол (Номер) от (Дата) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области недействительным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Заречному Пензенской области включить в специальный стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды:

с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 1 год 10 месяцев 25 дней) - служба в составе Вооруженных сил;

с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 6 дней),

с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 13 дней),

с (Дата) по (Дата) (продолжительностью 10 дней) - курсы повышения

квалификации.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Заречному назначить ему досрочную пенсию (Дата)

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Заречному Пензенской области в свою пользу судебные расходы на оплату госпошлины в размере 600 рублей, оплату юридических услуг в размере 1500 рублей, всего 2100 рублей.

В судебном заседании истец Видинеев В. В. иск поддержал и настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области - Пантюшова О. В, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что назначение досрочной трудовой пенсии по указанной норме производится на основании Списка должностей и учреждений. .. и Правил исчисления периодов работы. .., утвержденных постановлением Правительства РФ № 2781 от 29.1 0.2002г.

Управление ПФР определило специальный стаж педагогической деятельности Заявителя по состоянию на (Дата) (включительно) продолжительностью в 22 года. 10 мес. 19 дней.

В специальный стаж педагогической деятельности не включен период прохождения Видинеевым В.В. военной службы с (Дата) по (Дата) продолжительностью 1 год 10 мес. 25 дней.

При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период прохождения военной службы в данных Правилах не поименован, поэтому не имелось оснований для его зачета в специальный стаж педагогической деятельности.

Управление считает незаконными и необоснованными исковые требования в части оценки периода военной службы Видинеева В.В. по нормам Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 по следующим основаниям.

Во-первых, указанное Положение утратило силу 01.10.1993 года.

Во-вторых, согласно п. 4 Положения период военной службы мог быть засчитан в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На дату отмены данного нормативного акта в 1993г. у Видинеева В. В. не возникло права на досрочное пенсионное обеспечение по причине недостаточного специального стажа, поэтому данные нормы не могут быть приняты во внимание.

Кроме того, период прохождения Видинеевым В.В. военной службы не имеет никакого отношения к его педагогической деятельности. Согласно данным трудовой книжки, до призыва на военную службу Видинеев В.В. работал в качестве слесаря инструментальщика на (наименование учреждения). После военной службы обучался в Пензенском инженерно-строительном институте. Педагогическая деятельность Видинеева В.В. началась с (Дата) в связи с принятием его на должность учителя черчения школы (Номер), то есть через 11 лет после прохождения им военной службы.

В силу п.п. 11 п.1 ст.11 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 закона.

Управление ПФР не включило в специальный стаж педагогической деятельности Видинеева В.В. периоды его нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 29 дней, а именно: с (Дата) по (Дата) (6 дней), с (Дата) по (Дата) (13 дней), с (Дата) по (Дата). (10 дней).

При этом Управление руководствовалось указанными выше Правилами, которыми не предусмотрено их включение в специальный стаж по причине отсутствия занятости в течение полного рабочего дня и факта работы в должности и в учреждении, дающих право на досрочную пенсию.

Кроме того, Управление ПФР считает завышенными расходы, понесённые истцом за составление искового заявления. По данной категории споров давно сложилась определённая судебная практика. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 07.12.1991 г. № 2122-1, средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, имеют целевое назначение, строго лимитированы и направляются на выплату государственных пенсий. Для осуществления взыскания с территориальных органов ПФР каких-либо выплат, необходимо, чтобы данные расходы были предусмотрены отдельной строкой в расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. В бюджете ПФР такой вид расходов как оплата юридических услуг за составление искового заявления не предусмотрен.

Просила суд отказать в удовлетворении иска.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ №1067 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01. 11. 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 06. 09. 1991 года №463.

Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года 3463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период службы истца с (Дата) по (Дата) в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом согласно п. 4 указанного Положения период службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы Видинеева В. В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до (Дата), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Требование о наличии 2/3 льготного стажа также соблюдено. Его льготный стаж, не оспоренный ответчиком, на момент обращения за пенсией составил 22 года 10 месяцев 19 дней. Других ограничений возможности зачета в льготный педагогический стаж службы в армии действующее на тот момент законодательство, регулирующее порядок исчисления стажа педагогическим работникам, не предусматривало.

Таким образом, вышеназванный период службы Видинеева В. В. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Также подлежат включению в специальный трудовой стаж истца периоды его нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В силу ст. 112 Кодекса Законов о труде РФ, действовавшего до 01. 02. 2002 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.

Таким образом, время нахождения истца Видинеева В. В. на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата) подлежит включению в льготный стаж истца для назначения ему досрочной трудовой пенсии. Общая продолжительность этого периода составляет 29 дней.

Таким образом, общая продолжительность необоснованно исключенных периодов из льготного стажа истца Видинеева В. В. составила 01 год 11 месяцев и 24 дня.

С учетом периода льготного стажа, определенного ответчиком в 22 года 10 месяцев 19 дней истец Видинеев В. В. имеет стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в 25 лет к (Дата), т. е. ответчик права на назначение досрочной трудовой пенсии не приобрел ни на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, ни на день рассмотрения ответчиком его заявления о назначении досрочной трудовой, а соответственно решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии должно быть признано недействительным только в части невключения в специальный трудовой стаж истца Видинеева В. В. спорных периодов.

Право на назначение досрочной трудовой пенсии у истца возникает с (Дата), а поэтому на ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области возлагается обязанность назначить истцу Видинееву В. В. досрочную трудовую пенсию с (Дата).

При постановлении решения по настоящему делу в связи с удовлетворением настоящего иска суд на основании ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца возврат уплаченной им государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском в сумме 600 рублей.

Также суд взыскивает в пользу истца понесенные им расходы по составлению искового заявления, которые суд в соответствии со ст. 94 ГПК РФ признает необходимыми, поскольку истец не обладает специальным образованием в области правоведения и ему необходима помощь специалиста в составлении искового заявления. Однако расходы в сумме 1500 рублей, суд признает завышенными, поскольку в суд в данном случае принимает во внимание категорию сложности данного дела. В данном случае является целесообразным взыскание в возмещение затрат на составление искового заявления денежных средств в сумме 500 рублей, что соответствует требованиям разумности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленное в виде протокола, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Видинееву В.В. недействительным в части невключения в его специальный трудовой стаж периодов службы в Вооруженных Силах СССР с (Дата) по (Дата) и нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата).

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Видинеева В.В. периоды службы в Вооруженных Силах СССР с (Дата) по (Дата) и нахождения на курсах повышения квалификации с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата), с (Дата) по (Дата).

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Видинееву В. В. досрочную трудовую пенсию с (Дата).

Взыскать с ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области в пользу Видинеева В. В. возврат госпошлины в сумме 600 (Шестьсот) рублей, расходы по составлению искового заявления 500 (Пятьсот) рублей, всего на общую сумму 1100 (Одна тысяча сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2011 года.

Судья -