Дело №2-408/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2011 года
Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Жигаловой М. А.
При секретаре Агеевой Ю. А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по заявлению Паршина А.А.
об оспаривании решения жилищной комиссии при войсковой
части 3473 и командира войсковой части 3473 о переносе даты
постановки на жилищный учет и восстановлении в очереди на
получение жилого помещения с даты первоначального обращения
у с т а н о в и л :
Паршин А. А. является бывшим военнослужащим войсковой части 3473.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3473 от 12 марта 2011 года, оформленным в виде протокола №61 (п.5.15) и утвержденным командиром войсковой части 3473, была изменена дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - <данные изъяты> Паршина А. А. с 13 апреля 1992 года на 17 октября 2008 года.
Считая данное решение незаконным, Паршин А. А. обратился в суд с заявлением об его оспаривании.
В обоснование своей жалобы им указано, что ранее он проходил службу в в/ч 3473, имеет звание прапорщика. В настоящее время находится в запасе. В 1992 году был поставлен в/ч 3473 на жилищный учет. На тот период имел состав семьи 5 человек: он- Паршин А.А., его жена П.Л.В., их сын П.О.А., жена сына П.С.М. и внук П.А.О., <дата> рождения.
Проживали они семьей по адресу <адрес>. Общая площадь квартиры 43,86 кв.м. На каждого члена семьи приходится 8,77 кв.м. В начале 1996 года его жена П.Л.В. тяжело заболела. Ей была присвоена 2 группа инвалидности. Кроме того, в соответствии с приказом МЗ СССР №330 пунктом 5 и Постановлением за №214 от 28.02.1996 п.3 она в связи с заболеванием имеет право на первоочередное получение жилой площади и на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
Такая справка им была представлена в жилищную комиссию в/ч 3473 В феврале месяце 1998 года жена его сына П.С.М. снялась с регистрационного учета по их адресу.
Состав семьи уменьшился, но с учетом инвалидности его жены и положенной на ее долю дополнительной жилплощади по характеру ее заболевания, нуждаемость в жилищном метраже у них не отпала, что не было принято во внимание последней жилищной комиссией от 12.03.2011 года при проведении перерегистрации военнослужащих состоящих на жилищном учете в в/ч 3473. В протоколе №61 отмечено, что до 2008 года учетная норма по г. Заречному Пензенской области была менее 10 кв.м. приходящаяся на 1 члена семьи. После 2008 года учетную норму увеличили до 12 кв. м.
Поскольку после того, как в 1998 году П.С.М. снялась с регистрационного учета по месту их проживания, доля жилой площади на каждого члена семьи увеличилась с 8,77 кв.м. до 10,96 кв.м., то он не имел права стоять в очереди на улучшение своих жилищных условий и соответственно на период до 2008 года должен быть исключен из нее. Данное Решение жилищной комиссии было утверждено командиром в/ч 3473. Считает данный вывод комиссии и командира в/ч 3473 ошибочным, так как он принят без учета того обстоятельства, что его жена по состоянию своего здоровья нуждается в жилой изолированной отдельной комнате, чем его квартира не располагает.
При снятии с регистрационного учета П.С.М., его жилищная проблема этим решена не была, и при обеспеченности жилой площадью в размере 10,96 кв.м. его семья, с учетом справки МСЧ-59 в части нуждаемости дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты для его жены, инвалида 2 группы, продолжала оставаться нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ
В данной статье также отмечено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Аналогично пунктом 26, 28 и 37 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года № 80, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшения жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий). Указанные военнослужащие включаются в списки очередников на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений.
Статья 58 ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление жилой площади, превышающей норму представления на одного человека, но не более чем в два раза, если в семье имеется в лицо, страдающих одной из тяжелых форм хронических заболеваний.
Данное обстоятельство комиссия должна была учесть при перерегистрации военнослужащих стоящих на учете в в/ч 3473 на получение жилья, поскольку в его случае обеспеченность квадратными метрами на его семью была занижена и он имел полное право находиться в очереди на улучшение своих жилищных условий.
Просил признать незаконным решение жилищной комиссии при войсковой части 3473 от 12 марта 2011 года об изменении даты постановки его Паршина А. А. на учет с 13 апреля 1992 года на 17 октября 2008 года и восстановить его в очереди на получение жилья в войсковой части 3473, исходя из даты принятия его на жилищный учет - 13 апреля 1992 года.
В судебном заседании заявитель Паршин А. А. поддержал данное заявление и настаивал на его удовлетворении.
Заинтересованное лицо П.Л.В. с заявлением Паршина А. А. согласилась и полагала возможным его удовлетворение.
Заинтересованные лица - П.О.А. и П.А.О. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.
Представитель жилищной комиссии и командира войсковой части 3473 - Аброскин М. А., выступающий на основании доверенностей, заявление Паршина А. А. не признал и возражал против его удовлетворения, пояснив, что рассмотрение вопросов по улучшению жилищных условий в воинской части производится в соответствии с действующим законодательством - Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утв. приказом МВД Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» жилищной комиссией войсковой части 3473. Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищной комиссии, оформляемых протоколами и утверждаемых командиром войсковой части 3473 (п. 22 Инструкции). В своем заявлении Паршин А.А. обжалует решение жилищной комиссии войсковой части 3473 от 12 марта 2011 года в части изменения даты постановки заявителя на жилищный учет.
Ссылки заявителя на положения Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 безосновательны, так как данный правовой акт в МВД Российской Федерации, где проходил военную службу заявитель, не применяется и соответственно его положения на оспариваемые заявителем правоотношения не распространяются, кроме того, данный правовой акт согласно приказу Минобороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1297 утратил силу.
Начиная с 26 февраля 1998 года Паршин А.А. составом семьи 4 человека проживал в жилом помещении жилой площадью 29,7 кв.м., общей площадью 43,86 кв.м., причем о произошедших изменениях состава семьи войсковую часть 3473 Паршин А.А. не известил.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР имели право на получение в пользование жилого помещения граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В статье 29 Жилищного кодекса РСФСР были определены основания, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Одним из оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий являлась обеспеченность граждан жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органом власти субъекта Российской Федерации. Данный перечень исчерпывающим не являлся, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Вместе с тем, в законе отсутствовала норма, позволяющая признавать граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, только лишь на том основании, что они не имеют дополнительной жилой площади.
Таким образом, отсутствие у граждан дополнительной жилой площади при наличии нрава на нее, по смыслу действующего жилищного законодательства, не рассматривается как самостоятельное основание нуждаемости.
Право на дополнительную площадь может быть реализовано гражданином только при предоставлении жилого помещения при наличии общих оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (указанная правовая позиция изложена в Решении ВК Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № ВКПИ 03-5).
Согласно п.п. «а» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пензенской области (утв. Решением Исполкома Пензенского областного СНД и Президиума Пензенского областного совета профсоюзов от 10 декабря 1984 г. №661 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 и менее кв.м.
Согласно Решению Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 8 сентября 2005 г. № 105 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Заречном Пензенской области» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляла 10 и менее кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, (с октября 2008 года - 12 и менее кв. м.).
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378. Исходя из названия Перечня, а также по смыслу, придаваемому ему п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, проживание в одной квартире нескольких семей, в составе одной из которых имеется больной с заболеванием, указанным в Перечне, является самостоятельным основанием для признания граждан, проживающих в такой квартире, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Проживание же в квартире одной семьи (как и в случае с Паршиным А.А.), в составе которой имеется подобный больной, самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не является.
Таким образом, Паршин А.А. утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма (был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более 6 кв.м.). После введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, основание, которое давало право Паршину А.А. на получение жилого помещения по договору социального найма возникло у него только в октябре 2008 года (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека менее 12 кв. м.). В связи с тем, что Паршин А.А. с жилищного учета не снимался, была изменена только дата постановки на жилищный учет (по дате возникновения права нахождения на учете).
На жилищном учете войсковой части 3473 состоит Паршин А.А., что же касается членов его семьи, то их права по обеспечению жильем от МВД Российской Федерации являются производными от этого права Паршина А.А. Соответственно, согласно действующему законодательству, сам Паршин А.А. никаким льготным правом по обеспечению жильем от МВД Российской Федерации, как член семьи инвалида не обладает.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, то есть, в вышеуказанном Законе тоже применена та же словесная конструкция - «может быть», что и в ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Словесная конструкция «может быть», использованная законодателем в вышеуказанных нормативных актах, не является императивной и означает, что вопрос предоставления излишней, а не дополнительной, площади семье, в составе которой имеется инвалид, является нравом, а не обязанностью государственного органа, предоставляющего жилье, соответственно, семья, в составе которой имеется больной, страдающий одной из тяжелых форм хронического заболевания, не вправе требовать предоставления ей жилого помещения по завышенным нормам.
В соответствии со ст. 15.1. Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой и подлежит обеспечению жилым помещением Паршин А.А., право на дополнительную общую площадь жилого помещения имеют только лица, перечисленные в пункте 8 статьи 15 указанного Закона, при этом данный пункт не предусматривает возможность предоставления военнослужащим жилья с учетом права инвалида - члена семьи военнослужащего на дополнительную жилую площадь.
Что касается требования заявителя о необходимости предоставления инвалидам - членам семей военнослужащих указанной льготы и в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», то согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, этот вопрос, как связанный с расширением круга получателей льгот, относится к исключительной компетенции законодателя (указанная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 50-0).
Паршин А.А. с членами своей семьи встал на жилищный учет до 1 января 2005 года. Действующим законодательством обеспечение жилой площадью инвалидов указанной категории предусмотрено в особом порядке. Согласно ст. 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью» Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется согласно ст. 28.2 указанного Закона, в соответствии с которой Российская Федерация передала субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов, указанной категории. Средства федерального бюджета для этого, в виде субвенций, зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, обеспечение жилой площадью граждан указанной категории осуществляется в форме предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, соответственно обеспечение жильем жены Паршина А.А. - П.Л.В., именно как инвалида, должно происходить за счет средств федерального бюджета, зачисленных на счет бюджета субъекта Российской Федерации, то есть инвалиды, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма, а не за счет МВД Российской Федерации, как этого требует заявитель (указанная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 50-0).
Считает, что действия должностных лиц воинской части не нарушали прав Паршина А.А. и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего оспариваемые заявителем правоотношения.
Просил в удовлетворении заявления Паршина А.А. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 3473, связанных с переносом даты постановки на жилищный учет и восстановлении в первоначальной очередности в списке, нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что данное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 13 апреля 1992 года заявитель Паршин А. А. был принят на учет войсковой частью 3473 как нуждающийся в улучшении жилищных условий. При этом его семья состояла из 5 человек, а именно него, жены П.Л.В., сына П.О.А., внука П.А.О., <дата> рождения и снохи П.С.М..
В соответствии со ст. 31, 33 Жилищного Кодекса РСФСР, действующих на момент постановки заявителя Паршина А. А. войсковой частью 3473 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по мест работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Как на момент постановки на учет, так и на день рассмотрения судом настоящего дела Паршин А. А. проживает со своей семьей в квартире <адрес>. Общая площадь данной квартиры составляет 43,86 кв.м., а жилая площадь - 29,7 кв. м.
В феврале 1998 года сноха заявителя П.С.М. выехала из указанной квартиры.
В связи с выездом П.С.М. на другое постоянное место жительства у семьи заявителя Паршина А. А. отпала нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно п. п. «а» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пензенской области, утвержденного решением исполкома Пензенского областного совета народных депутатов и Президиума Пензенского областного совета профсоюзов от 10 декабря 1984 года №661 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 9 и менее кв. метров.
В связи с выездом на другое постоянное место жительства П.С.М. у семьи Паршина А. А. нуждаемость в улучшении жилищных условий отпала, так как на каждого члена семьи Паршина А. А. стало приходиться более 6 кв. метров жилой площади.
То обстоятельство, что П.Л.В., жена заявителя, на тот период времени имела право на пользование дополнительной жилой площадью, не свидетельствует о том, что у семьи заявителя нуждаемость в улучшении жилищных условий не отпала. Право гражданина на пользование дополнительной жилой площадью учитывается при предоставлении ему жилого помещения, а не при постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внимание принимается только обеспеченность жилой площадью, а не дополнительной жилой площадью.
Но семья Паршина А. А. с 1998 года продолжала стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом со стороны определенных органов войсковой части 3473 признавалось право заявителя Паршина А. А. на улучшение жилищных условий, поскольку в период с 1998 года и до принятия оспариваемого решения не принималось никаких решений о снятии семьи Паршина А. А. в связи с тем, что он не нуждается в улучшении жилищных условий.
В связи с введением в действие с 01 марта 2005 года Жилищного Кодекса Российской Федерации, с октября 2008 года учетная норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий стала составлять 12 кв. метров общей площади жилого помещения.
Соответственно, вновь с октября 2008 года у семьи заявителя Паршина А. А. возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 28 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года №75, ежегодно с 1 января по 1 марта УРиС тыла ГКВВ МВД России, квартирно-эксплуатационные службы (части) проводят переучет лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. В ходе переучета, при необходимости, вносятся изменения в списки нуждающихся в жилых помещениях относительно изменившихся жилищных условий, состава семьи, прав на льготы.
Действующим законодательством не предусмотрено возможности переноса очереди лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в сложившейся ситуации.
Указанным локальным нормативным актом жилищным комиссиям предоставлено в ходе переучета лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, право только вносить изменения в списки в отношении изменившихся жилищных условий, состава семьи, прав на льготы.
Доводы со стороны представителя жилищной комиссии и командира войсковой части о том, что семье заявителя не может быть предоставлено жилое помещение с учетом льгот его жены П.Л.В., являются преждевременными.
Оспариваемое решение жилищной комиссии и командира войсковой части является не основанным на законе и должно быть признано судом незаконным.
Как указано в ст. 258 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Признание оспариваемого решения незаконным влечет в свою очередь восстановление нарушенного права заявителя Паршина А. А., а именно его право стоять в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 апреля 1992 года, что и было заявлено Паршиным А. А. в своем заявлении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать решение жилищной комиссии войсковой части 3473, оформленное в виде протокола №61 от 12 марта 2011 года (п. 5.15) и утвержденное командиром войсковой части 3473, о переносе очереди Паршина А.А. на другую дату - незаконным.
Восстановить Паршина А. А. в очереди лиц, нуждающихся в жилых помещениях с 13 апреля 1992 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2011 года.
Судья -