Дело №2-373/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2011 года
Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Жигаловой М. А.
При секретаре Агеевой Ю. А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по иску Боброва В.А. к
ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о признании
права на досрочную трудовую пенсию
у с т а н о в и л :
<дата> Бобров В. А. обратился в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата> Боброву В. А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у него специального трудового стажа необходимой продолжительности.
Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Бобров В. А. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование своего иска им указано, что комиссия необоснованно не засчитала в специальный стаж следующие периоды:
с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - учебные отпуска;
с <дата> по <дата>- служба в составе Вооруженных сил.
При этом комиссия указала, что «согласно п.5 Правил исчисления..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, зачет таких периодов (учебных отпусков) в специальный стаж не предусмотрен.
С решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области от <дата> <номер> он не согласен в части исключения из специального стажа периода учебных отпусков и периода службы в составе Вооруженных сил по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953, пунктом 3 Приложения № 6 Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Он в спорный период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> находился в учебных отпусках, осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными. В данный спорный период действовали вышеуказанные нормы права.
Следовательно, указанные периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463.
В силу п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В заявленный спорный период с <дата> по <дата> действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, которое утратило силу лишь в 1993 г.
Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного вышеназванным Постановлением, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Следовательно, он имеет право на зачет указанного выше периода несения службы в армии в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось и тем самым поставило его в неравное положение с работниками, выполняющими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека.
Период службы в составе вооруженных сил (<дата> по <дата>) относится к периодам деятельности до <дата>, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В соответствии с п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., на момент обращения за назначением пенсии более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, отработал в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, его стаж на соответствующих видах работ более 25 лет, в связи с чем ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.
Просил признать решение ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата> об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - учебные отпуска, с <дата> по <дата> - служба в составе Вооруженных Сил; обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить ему досрочную трудовую пенсию с <дата>, взыскать с УПФР по г.Заречного судебные расходы по оплате госпошлины - 600 рублей, оплате юридических услуг по составлению искового заявления - 1500 рублей.
В судебном заседании истец Бобров В. А. поддержал данный иск и настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области Пантюшова О. В., выступающая на основании доверенности, иск не признала и возражала против его удовлетворения, пояснив, что в специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды работы и иной деятельности Боброва В.А., в том числе период прохождения им военной службы с <дата> по <дата> продолжительностью 1 год 11 мес. 27 дней.
При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период прохождения военной службы в данных Правилах не поименован, поэтому он не подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности.
Управление считает незаконными и необоснованными исковые требования в части оценки периода военной службы Боброва В.А. по нормам Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 по следующим основаниям.
Во-первых, указанное Положение утратило силу 01.10.1993г.
Во-вторых, согласно п.4 Положения период военной службы мог быть засчитан в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
На дату отмены данного нормативного акта в 1993г. у Боброва В.А. не возникло права на досрочное пенсионное обеспечение по причине недостаточного специального стажа, поэтому данные нормы не могут быть приняты во внимание.
При рассмотрении дела судом необходимо принять во внимание Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» №1950-УП от 12.10.1967г., имевшим большую юридическую силу по отношению к нормативно-правовым актам, принятым Советом Министров СССР. В соответствии со ст. 73 Закона время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. В данной редакции Закона не содержались нормы по включению периода прохождения военной службы в специальный стаж педагогической деятельности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.12.1980г. №3535-х внесены изменения и дополнения в Закон от 12.10.1967г., в соответствии с которыми ст. 78 изложена в новой редакции, в которой солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.
Согласно данным трудовой книжки Бобров В.А. до призыва на военную службу работал на Пензенском приборостроительном заводе в качестве <данные изъяты>. После военной службы истец принялся на работу в Пензенское управление строительства в качестве <данные изъяты>. Данные периоды трудовой деятельности не имеют никакого отношения к педагогической деятельности и не могут быть приняты во внимание как работа по специальности, дающая право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность Боброва В.А. начинается с <дата>, когда он принялся на должность <данные изъяты>. Поэтому оснований для зачета в специальный педагогический стаж периода военной службы Боброва В.А. не имеется.
В специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды нахождения Боброва В.А. в учебных отпусках: - с <дата> по <дата> (10 дн.); с <дата> по <дата> (13 дн.); с <дата> по <дата> (13 дн.); общая продолжительность которых составила 1 мес. 06 дней. Пунктом 5, указанных выше Правил, установлено, что зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение подлежат периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В статье 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам относятся отпуска, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работникам, имеющим особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно статье 122 Трудового Кодекса Российской Федерации основанием для предоставления ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков является ежегодная работа. Учебный отпуск, в свою очередь предоставляется для сдачи экзаменов и никак не может быть отнесен к категории ежегодных отпусков.
Незаконны требования истца о назначении ему досрочной пенсии с <дата> По состоянию на <дата> специальный стаж Боброва В.А. по данным Управления составляет 22 года 07 мес. 21 день, с учетом оспариваемых периодов, продолжительность специального стажа на указанную дату составит менее 25 лет.
Кроме того, Управление ПФР возражает против взыскания с него судебных расходов, понесенных истцом за составление искового заявления. Основой искового заявления явилось решение начальника Управления ПФР, исковое заявление - практически копирует протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.03.2011г. Обоснование заявленных требований осуществлено в форме отрицания доводов, приведенных в Протоколе, каких-либо новшеств исковое заявление практически не содержит. Кроме того, в Протоколе указан перечень нормативных правовых актов, которыми регулируются оспариваемые правоотношения, что значительно упрощает задачу при подготовке искового заявления в части подбора соответствующего нормативного материала, аргументации заявленных требований. Необходимо также учитывать тот факт, что на сегодняшний день сложилась определенная судебная практика при рассмотрении споров по пенсионному законодательству, предмет данного спора - не исключительный, аналогичные судебные иски и судебные решения по результатам рассмотрения данных исков уже существуют, доступны для всеобщего обозрения.
Таким образом, считаем, что сумма расходов за составление иска высока и несоразмерна фактическому объему оказанных услуг.
Просила отказать истцу в удовлетворении его исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Истец Бобров В. А. претендует на включение в его специальный трудовой стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в период с <дата> по <дата>.
В период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР действовало положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.
Одновременно в указанный период действовал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности».
В соответствии со ст. 73 ч. 2 указанного Закона солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступили к работе по полученной до призыва специальности.
Как следует из материалов дела, истец Бобров В. А. после демобилизации из рядов Советской Армии с <дата> стал работать <данные изъяты>, с <дата> он стал работать <данные изъяты>. На момент увольнения из рядов Вооруженных Сил СССР истец также не имел высшего педагогического образования, Пензенский государственный педагогический институт им. В. Г. Белинского он окончил <дата>. Таким образом, условия, предусмотренные Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» со стороны истца Боброва В. А. выполнены не были, а поэтому не имеется оснований для включения в специальный трудовой стаж истца времени его службы в Вооруженных Силах СССР.
Что касается периодов нахождения истца в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в Пензенском государственном педагогическом институте, то они подлежат включению в специальный трудовой стаж истца Боброва В. А. по следующим основаниям.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствие со ст. 196 КЗоТ РСФСР, действующей на период предоставления истцу спорных отпусков, рабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.
Согласно п. 16 положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24. 12. 1982 года №116, рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, в том числе и для участия в экзаменационной сессии.
Отпуска, предоставляемые истцу Боброву В. А. в связи с обучением в высшем учебном заведении, следует отнести к категории дополнительного оплачиваемого отпуска. В период нахождения истца в таком отпуске за ним сохранялось место работы и выплачивалась средняя заработная плата, как и в случае пребывания работника в очередном отпуске, поэтому оснований не включать данные периоды в льготный стаж истца у ответчика не имелось.
Общая продолжительность предоставленных истцу учебных отпусков составила 01 месяц и 06 дней.
Таким образом, специальный трудовой стаж истца Боброва В. А. на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии составил 22 года 08 месяцев и 27 дней, что является недостаточным для назначения ему досрочной трудовой пенсии и поэтому ответчиком в целом было обоснованно отказано истцу в назначении досрочной трудовой пенсии.
Следовательно, в данном случае решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии подлежит признанию недействительным в части невключения в специальный трудовой стаж периода его нахождения в учебных отпусках в связи с обучением в высшем учебном заведении.
В связи с частичным удовлетворением иска суд на основании ст. 98 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации решает вопрос о взыскании в пользу истца понесенных им судебных расходах. В данном случае суд полагает возможным взыскать в пользу истца возврат госпошлины в сумме 200 рублей, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Также суд полагает возможным взыскать частично понесенные им расходы по составлению искового заявления. В соответствии со ст. 94 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации расходы истца на составление искового заявления суд признает необходимыми, поскольку истец специальными познаниями в области права не обладает и ему требуется определенная помощь при составлении искового заявления. С учетом, что иск Боброва В. А. удовлетворен частично, суд полагает возможным взыскать с ответчика в возмещение затрат истца за услуги по составлению искового заявления денежные средства в сумме 200 рублей, что, по мнению суда, соответствует требованиям разумности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать недействительным решение ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области <номер> от <дата> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Боброву В.А. в части невключения в его специальный трудовой стаж периодов его нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Боброва В. А. для назначения досрочной трудовой пенсии периоды его нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
В остальной части иска Боброву В. А. - отказать.
Взыскать с ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области в пользу Боброва В.А. возврат государственной пошлины в сумме 200 (Двести) рублей, в счет оплату юридических услуг 200 (Двести) рублей, всего на общую сумму 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2011 года.
Судья -