Дело №2-338/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2011 года
Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Жигаловой М. А.
При секретаре Агеевой Ю. А.
С участием прокурора Крыловой О. М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по иску Кулагиной Т.Я. к
Министерству здравоохранения и социального развития
Пензенской области о выплате задолженности и перерасчете
компенсационных выплат
у с т а н о в и л :
Кулагина Т. Я. согласно удостоверению серии <номер> является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1987 года. Кулагиной Т. Я. как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была назначена ежегодная компенсация на оздоровление согласно ст. 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию аварии на Чернобыльской АЭС», которая на 01 января 2007 года составила 690 руб. 85 коп. и ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров согласно п. 3 ст. 15 Закона в размере 460 руб. 56 коп.
С 1 января 1997 года в соответствии с действующей на тот момент времени редакцией закона ему были назначены указанные выплаты по п. 10 ст. 15 Закона - 166 руб. 98 коп. (2 МРОТ - 83,49 х 2 = 166,98) и по ст. 40 - 250 руб. 47 коп.(3 МРОТ - 83,49 х 3 = 250,47).
Кулагина Т. Я. обратилась в суд с иском о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат.
В обоснование своего иска ею указано, что Федеральным законом от 07. 08. 2000 года были внесены изменения в Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Полагала, что выплачиваемые ей компенсационные выплаты, поскольку входят в общий объем возмещения вреда, должны индексироваться с 01. 07. 2000 года и с 01. 01. 2001 года пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, с 01. 01. 2002 года, с 01. 01. 2003 года и с 01. 01. 2004 года - пропорционально повышению роста величины прожиточного минимума в Пензенской области, а в последующем - пропорционально росту инфляции.
Однако спорные выплаты ей не индексировались надлежащим образом, в связи с чем она просила взыскать в свою пользу задолженность по выплате ежегодной компенсации на оздоровление за 2000-2008 годы в размере 3824 руб. 38 коп., а также задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01. 07. 2000 года по 31. 01. 2008 года в сумме 29690 руб. 31 коп. за счет средств, предусмотренных на данные цели, а с 01. 02. 2008 года обязать выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 921 руб. 03 коп., а также обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области назначить ему с 01. 02. 2008 года на приобретение продовольственных товаров в размере 921 руб. 03 коп., а также ежегодную компенсацию на оздоровление за 2008 год в размере 1381 руб. 49 коп. до изменения состояния здоровья с последующей индексацией в соответствии с установленным законом порядком.
В ходе рассмотрения судом настоящего дела по заявлению истицы Кулагиной Т. Я. была произведена замена ненадлежащего ответчика, указанного в пункте 1 просительной части искового заявления с Министерства Финансов РФ на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В своем отзыве на иск указали, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью различен. Так, ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная денежная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации. В связи с чем просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - Департамента социального развития г. Заречного Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Выслушав заключение прокурора, суд считает, что данный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из статей 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 01 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции Федерального Закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ») предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных выплат, но та же норма в редакции Федерального закона от 22. 08. 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальный поддержки. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным Законом от 07 августа 2000 года №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального Закона от 7 августа 2000 года №122-ФЗ и статьей 4 Федерального Закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т. е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 01 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального Закона от 7 августа 2000 года №122-ФЗ в Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, согласно которым для лиц, относящихся к той категории граждан, к которым относится истица Кулагина Т. Я., ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью составила 300 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и 12 февраля 2001 года). Федеральных Законом от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №847, от 07 мая 2005 года №292, от 25 апреля 2006 года №246, от 21 марта 2007 года №171, от 21 декабря 2007 года №914 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а в последствием с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 июня 2004 года в размере 220 рублей, ежегодная компенсация за вред здоровью - 330 рублей; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 года №292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 01 января 2005 года в размере 244 руб. 20 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью - 366 руб. 30 коп.; в соответствии с постановлением Правительства РФ №246 от 25 апреля 2006 года ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01 января 2006 года устанавливается в размере 266 руб. 18 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 399 руб. 27 коп.; постановлением Правительства РФ от 21. 03. 2007 года №171 с 01 января 2007 года ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается в сумме 287 руб. 47 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 431 руб. 21 коп.; постановлением Правительства РФ от 21. 12. 2007 года №914 с 01 января 2008 года ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается в размере 311 руб. 90 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 464 руб. 86 коп.
Согласно данным имеющимся в материалах дела истице Кулагиной Т. Я. производилась индексация компенсационных выплат, а именно по состоянию на 01 января 2002 года компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление были проиндексированы в 1,254 раза и составили соответственно 250 руб. 80 коп. и 376 руб. 20 коп., на 01 января 2003 года - в 1, 193 раза и размер спорных выплат составил 299 руб. 20 коп. и 448 руб. 81 коп., на 01 января 2004 года - в 1, 178 раза и размер выплат составил 352 руб. 46 коп. и 528 руб. 70 коп.
Индексация компенсационных выплат по состоянию на 01 января 2005 года третьим лицом была произведена пропорционально уровню инфляции, определенного постановлением Правительства РФ №246 от 25 апреля 2006 года и размер соответственно составил 391 руб. 23 коп. и 586 руб. 86 коп.
По состоянию на 01 января 2006 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года №246 была проиндексированы спорные выплата и их размер составил 426 руб. 44 коп. и 639 руб.
Аналогичным образом были проиндексированы причитающиеся истице компенсационные выплаты по состоянию на 01 января 2007 года.
Таким образом, в данном случае суд не усматривает оснований для индексации компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление в том объеме как просит истица, поскольку получаемые спорные компенсационные выплаты значительно превышают размеры ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда здоровью, установленных указанными постановлениями Правительства РФ.
Что же касается порядка индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда указанных выплат, то суд полагает, что данные выплаты могут быть проиндексированы в указанном порядке в 1,581 раза с 01. 07. 2000 года по 31.12.2000 года, поскольку в указанное время иного порядка индексации для указанных сумм законом предусмотрено не было, а поэтому расчет строится следующим образом:
166 руб. 98 коп. х 1,581 = 264 руб. 00 коп.
264 руб. 00 коп. - 166 руб. 98 коп. = 97 руб. 02 коп.
97 руб. 02 коп. х 6 = 582 руб. 12 коп.
Таким образом, задолженность по выплате ежемесячной компенсационной выплаты за 2000 год составила 582 руб. 12 коп.
Размер ежегодной денежной компенсации вреда здоровью за 2000 год будет составлять 395 руб. 99 коп. (250 руб. 47 коп. х 1,581). Соответственно, задолженность по ее выплате составит 145 руб. 52 коп. (395 руб. 99 коп. - 250 руб. 47 коп.)
Следовательно, задолженность по выплате ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление составит 727 руб. 67 коп. (582 руб. 12 коп. + 145 руб. 52 коп.), а в остальной части иска должно быть отказано за необоснованностью заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в пользу Кулагиной Т.Я. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01. 07. 2000 года по 31. 12. 2000 года в сумме 581 (Пятьсот восемьдесят два) руб. 15 коп., а также задолженность по выплате ежегодной компенсации на оздоровление за 2000 год в сумме 145 (Сто сорок пять) руб. 52 коп., всего на общую сумму 727 (Семьсот двадцать семь) руб. 67 коп.
В остальной части иска Кулагиной Т. Я. - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.
Судья -