Решение о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат.



Дело №2-418/2011г.

                                                   Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Агеевой Ю. А.

С участием прокурора Крыловой О. М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Огаркова А.В. к

Министерству здравоохранения и социального развития

Пензенской области о выплате задолженности и перерасчете

компенсационных выплат

                                             у с т а н о в и л :

Огарков А. В. согласно удостоверению серии (Данные изъяты) (Номер) является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Огаркову А. В. как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была назначена ежегодная компенсация на оздоровление согласно ст. 40 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию аварии на Чернобыльской АЭС», которая на (Дата) составила 681 руб. 48 коп. и ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров согласно п. 3 ст. 15 Закона в размере 454 руб. 32 коп.

С (Дата) в соответствии с действующей на тот момент времени редакцией закона ему были назначены указанные выплаты по п. 10 ст. 15 Закона - 166 руб. 98 коп. (2 МРОТ - 83,49 х 2 = 166,98) и по ст. 40 - 250 руб. 47 коп.(3 МРОТ - 83,49 х 3 = 250,47).

Огарков А. В. обратился в суд с иском о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат.

В обоснование своего иска им указано, что Федеральным законом от 07. 08. 2000 года были внесены изменения в Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Полагал, что выплачиваемые ему компенсационные выплаты, поскольку входят в общий объем возмещения вреда, должны индексироваться с (Дата) и с (Дата) пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, с (Дата) - пропорционально повышению роста величины прожиточного минимума в Пензенской области, а в последующем - пропорционально росту инфляции.

Однако спорные выплаты ему не индексировались надлежащим образом, в связи с чем он просил взыскать с его пользу задолженность по выплате ежегодной компенсации на оздоровление за (Дата) годы в размере 3824 руб. 38 коп., а также задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с (Дата) по (Дата) в сумме 29690 руб. 31 коп. за счет средств, предусмотренных на данные цели, а с (Дата) обязать выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 921 руб. 03 коп., а также обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области назначить ему с (Дата) на приобретение продовольственных товаров в размере 921 руб. 03 коп., а также ежегодную компенсацию на оздоровление за (Дата) в размере 1381 руб. 49 коп. до изменения состояния здоровья с последующей индексацией в соответствии с установленным законом порядком.

В ходе рассмотрения судом настоящего дела по заявлению истца Огаркова А. В. была произведена замена ненадлежащего ответчика, указанного в пункте 1 просительной части искового заявления с Министерства Финансов РФ на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены судом.

Представитель третьего лица - Департамента социального развития г. Заречного Пензенской области в судебное заседание не явился, в своем заявлении в суд просили дело рассмотреть в их отсутствие, решение данного вопроса оставлялось на усмотрение суда.

Выслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из статей 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 01 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ») предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных выплат, но та же норма в редакции Федерального закона от 22. 08. 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальный поддержки. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным Законом от 07 августа 2000 года №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального Закона от 7 августа 2000 года №122-ФЗ и статьей 4 Федерального Закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на (Дата) (т. е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с (Дата) - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального Закона от 7 августа 2000 года №122-ФЗ в Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, согласно которым для лиц, относящихся к той категории граждан, к которым относится истец Огарков А. В., ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью составила 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и 12 февраля 2001 года). Федеральных Законом от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города К., жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с (Дата) по (Дата) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в (Дата) годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №847, от 07 мая 2005 года №292, от 25 апреля 2006 года №246, от 21 марта 2007 года №171, от 21 декабря 2007 года №914 утверждены Правила индексации в (Дата) годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а в последствием с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с (Дата) в размере 220 рублей, ежегодная компенсация за вред здоровью - 330 рублей; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 года №292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с (Дата) в размере 244 руб. 20 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью - 366 руб. 30 коп.; в соответствии с постановлением Правительства РФ №246 от 25 апреля 2006 года ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров с (Дата) устанавливается в размере 266 руб. 18 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 399 руб. 27 коп.; постановлением Правительства РФ от 21. 03. 2007 года №171 с (Дата) ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается в сумме 287 руб. 47 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 431 руб. 21 коп.; постановлением Правительства РФ от 21. 12. 2007 года №914 с (Дата) ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается в размере 311 руб. 90 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 464 руб. 86 коп.

Согласно данным имеющимся в материалах дела истцу Огаркову А. В. производилась индексация компенсационных выплат, а именно по состоянию на (Дата) компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление были проиндексированы в 1,254 раза и составили соответственно 250 руб. 80 коп. и 376 руб. 20 коп., на (Дата) - в 1, 193 раза и размер спорных выплат составил 299 руб. 20 коп. и 448 руб. 81 коп., на (Дата) - в 1, 178 раза и размер выплат составил 352 руб. 46 коп. и 528 руб. 70 коп.

Индексация компенсационных выплат по состоянию на (Дата) третьим лицом была произведена пропорционально уровню инфляции, определенного постановлением Правительства РФ №246 от 25 апреля 2006 года и размер соответственно составил 387 руб. 71 коп. и 581 руб. 57 коп.

По состоянию на (Дата) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 года №246 была проиндексированы спорные выплата и их размер составил 420 руб. 67 коп. и 631 руб.

По состоянию на (Дата) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с произведенной индексацией размер компенсационных выплат составил 454 руб. 32 коп. и 681 руб. 48 коп.

Таким образом, в данном случае суд не усматривает оснований для индексации компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление в том объеме как просит истец, поскольку получаемые спорные компенсационные выплаты значительно превышают размеры ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда здоровью, установленных указанными постановлениями Правительства РФ.

Что же касается порядка индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда указанных выплат, то суд полагает, что данные выплаты могут быть проиндексированы в указанном порядке в 1,581 раза с (Дата) по (Дата), поскольку в указанное время иного порядка индексации для указанных сумм законом предусмотрено не было, а поэтому расчет строится следующим образом:

166 руб. 98 коп. х 1,581 = 264 руб. 00 коп.

264 руб. 00 коп. - 166 руб. 98 коп. = 97 руб. 02 коп.

97 руб. 02 коп. х 6 = 582 руб. 12 коп.

Таким образом, задолженность по выплате ежемесячной компенсационной выплаты за (Дата) составила 582 руб. 12 коп.

Размер ежегодной денежной компенсации вреда здоровью за (Дата) будет составлять 395 руб. 99 коп. (250 руб. 47 коп. х 1,581). Соответственно, задолженность по ее выплате составит 145 руб. 52 коп. (395 руб. 99 коп. - 250 руб. 47 коп.)

Следовательно, задолженность по выплате ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление составит 727 руб. 67 коп. (582 руб. 12 коп. + 145 руб. 52 коп.), а в остальной части иска должно быть отказано за необоснованностью заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в пользу Огаркова А.В. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с (Дата) по (Дата) в сумме 581 (Пятьсот восемьдесят два) руб. 15 коп., а также задолженность по выплате ежегодной компенсации на оздоровление за (Дата) в сумме 145 (Сто сорок пять) руб. 52 коп., всего на общую сумму 727 (Семьсот двадцать семь) руб. 67 коп.

В остальной части иска Огаркову А. В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его постановления в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Судья -