Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-484/2011г.

                                      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Булановой И. Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Гусаровой О.В. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении

досрочной трудовой пенсии

у с т а н о в и л:

(Дата) Гусарова О. В. обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.

Решением ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области от (Дата) (Номер) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа продолжительностью 25 лет, исключив периоды работы в качестве (Данные изъяты) - с (Дата) по (Дата) в (Данные изъяты), с (Дата) по (Дата) в (Данные изъяты), т.к. указанная должность и учреждения не предусмотрены Списками профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Списками учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей; в качестве (Данные изъяты) - с (Дата) по (Дата) в (Данные изъяты), с (Дата) по (Дата) и с (Дата) по (Дата) в (Данные изъяты), т. к. указанные учреждения не предусмотрены Списками учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей; в качестве (Данные изъяты) с (Дата) по (Дата), т.к. работа в данной должности и в данном учреждении, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, за периоды, начиная с 1.01.2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно двух условий: имеющийся у лица на 1.01.2001 года стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факт работы в период с 1.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Считая данный отказ незаконным, Гусарова О. В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска ею указано, что она осуществляет педагогическую деятельность с 1 сентября 1980 года, когда она, после окончания Пензенского педагогического училища по специальности «учитель рисования и черчения», была принята на должность (Данные изъяты). С 12.12.1991 года учреждение было реорганизовано и переименовано в (Данные изъяты). С (Дата) она была переведена на должность (Данные изъяты), а учреждение стало называться (Данные изъяты). С 17.09.1999 года учреждение стало именоваться (Данные изъяты). С 26 декабря 2001 года учреждение стало именоваться (Данные изъяты). Наименования должностей и учреждения менялись в централизованном порядке, согласно решению комитета по управлению имуществом города Заречного и Приказу ГОРОНО г.Заречного от 09.02.1993 года № 34/к, изданному на основании приложения №2 к приказу МО РФ от 11.11.1992 года №40 (тарифно-квалификационные характеристики работников образования), с 1 января 1993 года, соответствующие изменения вносились в трудовые книжки. При этом должности «(Данные изъяты)» и «(Данные изъяты)» являлись тождественными: она на протяжении всего времени работы осуществляла педагогическую деятельность и выполняла одни и те же функциональные обязанности, что видно из ее должностных инструкций, приложенных к заявлению. Она обучала (Данные изъяты). В настоящее время она продолжает работать в (Данные изъяты).

Считает, что решение комиссии об отказе в назначении пенсии является незаконным и необоснованным, ограничивает мое право на социальное обеспечение и противоречит Федеральному Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и законодательству, существовавшему на момент возникновения правоотношений. Комиссия ответчика не включила в ее педагогический стаж все 30 лет 3 месяца и 24 дня ее педагогической деятельности. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. С учетом особенностей условий труда педагогических и иных работников, которым пенсия по старости назначается досрочно, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 был установлен порядок исчисления периодов их работы. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В решении УПФР имеется ссылка на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года, в котором отсутствует должность руководитель кружка. Вместе с тем, на момент ее трудоустройства, применялось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, согласно п.п. 2 и 4 которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию по выслуге лет. Данное положение распространяло свое действие на период работы до 01.10.1993 года.

Согласно п.3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И, работа в качестве руководителя кружка во внешкольных детских учреждениях также подлежала зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно Постановлению Минтруда РФ от 11.11.1992г. № 33 к должностным обязанностям педагога дополнительного образования были отнесены: осуществление разнообразной творческой деятельности воспитанников, комплектование кружка и принятие мер к его сохранению в течение срока их работы, участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся, составление планов и программ занятий, обеспечение их выполнения, выявление творческих способностей обучающихся, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей, организация участия обучающихся в массовых мероприятиях и др. Аналогичные по своему содержанию обязанности ранее действующим законодательством возлагались и на руководителей кружков, согласно Постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду от 07.01.1977г. № 3, и п. 2.6 Положения о кружках (студиях), организуемых на принципах самоокупаемости профсоюзными комитетами, культурно-просветительными, внешкольными учреждениями профсоюзов, прилагаемого к Постановлению Секретариата ВЦСПС от 11.09.1987 года № 25-15. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 29.01.2004 года № 2- П), положения Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, позволяющие участникам правоотношений в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенные ими на основе действовавшего законодательства права будут уважаться и реализовываться в будущем. Исходя из положений приказа Министерства Образования Российской Федерации от 11.11.1992 года № 40, следует, что должности руководителей кружков и педагогов дополнительного образования тождественны, и замена наименований должностей произошла по инициативе законодателя. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года), при несогласии гражданина с решением пенсионного органа о незачете в специальный стаж работы отдельных периодов работы, вопрос о виде (типе) учреждения, тождественности выполняемых работником функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается исходя из характера и специфики, условий осуществляемой работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, нагрузки, с учетом целей и задач, направлений деятельности организации, в которых работал работник. Работая в Доме пионеров (затем в Доме детского творчества), она имела все основания считать, что время работы в данном внешкольном учреждении и в данных должностях будет в соответствии с действовавшим законодательством засчитано в стаж, дающий право на льготную пенсию.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно ч. 3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в том мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Считает, что решение ГУ УПФР об исключении из моего специального трудового стажа периодов ее работы с (Дата) по (Дата) в качестве (Данные изъяты) незаконно, неправомерно ограничивает ее в пенсионных правах и ставит ее в неравные условия с другими категориями граждан. Полагает, что с учетом вышеуказанных периодов ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, на момент ее обращения за назначением пенсии составил более 30 лет, а следовательно, пенсия по старости должна ей быть назначена с (Дата).

Просила признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г.Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленное в виде протокола и решения об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика - ГУ УПФР по г.Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж периоды ее работы в качестве (Данные изъяты) с (Дата) по (Дата) (Данные изъяты), с (Дата) по (Дата) в (Данные изъяты); в качестве (Данные изъяты) с (Дата) по (Дата) в (Данные изъяты), с (Дата) по (Дата) и с (Дата) по (Дата) (Данные изъяты) с (Дата) по (Дата), а всего 30 лет 3 месяца и 24 дня и назначить ей пенсию с (Дата), т.е. с момента обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истица Гусарова О. В. исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области Пантюшова О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований Гусаровой О. В. указав, что, данный вид пенсии назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Управление отказало в зачете в специальный стаж педагогической деятельности периода работы заявительницы с (Дата) по (Дата) (продолжительность 11 лет 03 месяца и 11 дней) в качестве (Данные изъяты) и с (Дата) по (Дата) (продолжительность 1 год 20 дней) в качестве (Данные изъяты). В оспариваемый период Гусарова О.В. находилась в отпусках по уходу за ребёнком, (Данные изъяты), до достижения ею возраста полутора лет с (Дата) по (Дата) и сыном (Данные изъяты) с (Дата) по (Дата).

Должность «руководитель кружка» и указанные учреждения не предусмотрены действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781. Не предусматривались должность и учреждения в ранее действующих Списках..., утвержденных Постановлениями от 06 сентября 1991 года №463 и 22 сентября 1999 года №1067.

В соответствии с п.2 и п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа по специальности во внешкольных детских учреждениях при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с п.3.2. Инструктивного письма от 30 июня 1986 года №1-63-И Министерства социального обеспечения РСФСР, к работе по специальности относится работа во внешкольных детских учреждениях в качестве руководителя кружка. К внешкольным детским учреждениям мог быть отнесён Дом пионеров.

На дату отмены действия данного Положения то есть на 01.10.1993 года, Гусарова О.В. не имеет специального стажа педагогической деятельности, поэтому данные периоды не могут быть включены в специальный стаж.

С (Дата) по (Дата) (6 лет 08 месяцев и 16 дней) Гусарова О.В. работает в должности «(Данные изъяты)» в учреждении «(Данные изъяты)», с (Дата) по (Дата) (2 года 03 месяца и 08 дней) в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «(Данные изъяты)». Указанные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж, так как учреждения не соответствуют Списку 2002 года. Не предусматривались данные учреждения и в ранее действующих Списках. В оспариваемые периоды Гусарова О.В. находилась в отпусках без сохранения заработной платы - (Дата).

В период с (Дата) по (Дата) (7 лет 11 месяцев и 26дней) учреждение, в котором работает Гусарова О.В. (Данные изъяты) именуется «(Данные изъяты)» Наименование должности и учреждения указаны в пунктах 2 соответствующих разделов Списка 2002 года.

В пункте 12 Правил исчисления периодов работы..., утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 установлены условия включения в специальный стаж периодов работы в учреждениях дополнительного образования детей, начиная с 1 января 2001 года, а именно, на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В данном случае эти условия не соблюдаются.

Учитывая изложенное, по данным Управления Гусарова О.В. не имеет специального стажа работы, дающего ей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Гусаровой О.В. из-за отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии по необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности дает работа в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком учреждений, организаций и должностей, работа в которых право на выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397; Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №953); Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября №1067 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2001 года №79); Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, с ограничениями, установленными Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлениями.

В период работы истицы Гусаровой О. В. в должности (Данные изъяты), а затем в (Данные изъяты) с (Дата) по (Дата) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.

Согласно п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

Как указано в п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30. 06. 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к работе по специальности относится работа во внешкольных детских учреждениях в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.

К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. (перечень неисчерпывающий).

Работа истицы (Данные изъяты) подлежит включению в специальный трудовой стаж истца при определенном условии.

В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения время такой работы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

У Гусаровой О. В. требуемого стажа работы для включения спорного периода работы в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не имелось, поскольку согласно трудовой книжки истицы вся ее трудовая деятельность протекает в учреждении дополнительного образования детей, что дает суду основания признать действия ответчика, не включившего данный период в льготный стаж истицы, законными и обоснованными.

Период работы истицы с (Дата) по (Дата) в качестве (Данные изъяты), а с (Дата) по (Дата) - в качестве (Данные изъяты) подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы по следующим основаниям.

В разделе 2 «Наименование должностей» Списка должностей и учреждение, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, имеется должность педагога дополнительного образования, в разделе 2 «Наименование учреждений» указан дворец детского (юношеского) творчества.

Отказ ответчика во включении данного периода в специальный трудовой стаж вызван тем, что наименование учреждения, в котором работала истица в спорный период, не соответствует наименованию учреждения, указанному в Списке. Однако, такой отказ ответчика во включении данного периода в льготный стаж работы истицы вызван формальными соображениями, поскольку такое несоответствие фактического наименования учреждения наименованию, указанному в Списке является не существенным.

Другие периоды работы истицы с (Дата) по (Дата) в качестве (Данные изъяты) а с (Дата) по (Дата) в качестве (Данные изъяты) не могут быть включены в специальный трудовой стаж истицы по следующим основаниям.       

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

На 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

У лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2000 года в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В отношении истицы данные условия в совокупности не соблюдаются (отсутствует необходимый стаж работы продолжительностью 16 лет и 8 месяцев по состоянию на 01 января 2001 года), а поэтому оснований для включения указанных периодов работы в льготный стаж истицы не имеется.

Таким образом, истица Гусарова О. В. имеет на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии специальный трудовой стаж продолжительностью 08 лет, что является недостаточным для назначения истице досрочной трудовой пенсии, а поэтому ответчиком было отказано ей в назначении досрочной трудовой пенсии.      

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать недействительным решение ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Гусаровой О.В. недействительным в части отказа во включении в ее специальный трудовой стаж периодов ее работы с (Дата) по (Дата) - в качестве педагога (Данные изъяты), с (Дата) по (Дата) - в качестве (Данные изъяты).

Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области включить в специальный трудовой стаж Гусаровой О. В. для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды: с (Дата) по (Дата) - в качестве (Данные изъяты), с (Дата) по (Дата) - в качестве (Данные изъяты).

В остальной части иска Гусаровой О. В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2011 года.

Судья -