Дело № 2- 555/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Заречный «15» августа 2011 года Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Репиной Е.В., при секретаре Дегтяреве Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении зала суда гражданское дело по исковому заявлению Мясниковой О.К. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области о назначении досрочной трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л Мясникова О.К. обратилась в суд с вышеназванным иском указав, что (Дата) она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Заречном Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением лечебной деятельности. В соответствии с решением от 04.02.2011 года № 6 Комиссия Управления ПФ РФ в г. Заречном Пензенской области отказала в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям, поскольку по представленным истцом документам, ее страховой стаж определен ГУ УПФР по г. Заречному в размере 30 лет 04 месяца 25 дней, специальный стаж определен в размере 25 лет 10 месяцев 14 дней. Периоды работы с (Дата) по (Дата) в должности (Данные изъяты) и с (Дата) по (Дата) в должности (Данные изъяты) не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, т.к. истец в данные периоды не осуществляла врачебную деятельность. Решение комиссии считает незаконным и необоснованным. Все выполняемые истцом обязанности в вышеназванные периоды были связаны с врачебной деятельностью. (Данные изъяты) В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008 года № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» заместитель руководителя медицинской организации, являющийся председателем врачебной комиссии, должен иметь высшее медицинское образование. Работа истца регламентировалась должностными инструкциями, приказами начальника МСЧ (Номер), приказами Министерства здравоохранения РФ, регламентирующими работу (Данные изъяты). В период работы с (Дата) по (Дата) в должности заместителя начальника МСЧ (Номер) по клинико-экспертной работе истец являлась (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) В период работы с (Дата) по (Дата) в должности (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) На основании изложенного, просила суд признать решение ГУ УПФ РФ по г. Заречному об отказе в назначении пенсии от (Дата) (Номер) незаконным; включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости: периоды работы с (Дата) по (Дата) в должности заместителя (Данные изъяты), с (Дата) по (Дата) в должности (Данные изъяты); обязать ответчика назначить пенсию с (Дата) и взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей. В судебном заседание истец Мясникова О.К. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив по обстоятельствам искового заявления. Просила иск удовлетворить. Представитель ответчика - ГУ УПФР г. Заречного Пензенской области - Абаровская Л.Г., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указав, что Мясникова O.K. (Дата) обратилась в Управление ПФР по г.Заречному с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20, п.1, ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Данный вид пенсии назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Назначение данной пенсии производится на основании Списка должностей и учреждений... и Правил периодов работы..., утвержденных Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002года. Указанные Список и Правила являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. Продолжительность специального стажа медицинской деятельности Мясниковой O.K. по состоянию на (Дата) (включительно) составила 25 лет 10 мес. 14 дней. Управление ПФР не включило в специальный стаж периоды работы с (Дата) по (Дата) (02 года 04 мес. 27 дней) в должности «заместитель начальника МСЧ по клинико-экспертной работе» и с (Дата) по (Дата) (02 года 11 дней) в должности «заместитель начальника по экспертизе временной нетрудоспособности» по следующим основаниям. В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. постановлением РФ от 22 сентября 1999 года N 1066), в разделе «Наименование должностей» поименованы врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. В Списке 2002 года также сохранено условие зачета в специальный стаж медицинской деятельности работы в должностях врачей - руководителей учреждений (их структурных подразделений) - осуществление ими врачебной деятельности. Таким образом, правом на пенсию по рассматриваемому основанию пользуются врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Работа руководителей и их заместителей по должности врача-специалиста, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты за работу по должности врача- специалиста определяется приказом по учреждению. Для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, справкой учреждения со ссылкой на приказ должно быть подтверждено осуществление врачебной деятельности врачом-руководителем. При этом объем выполнения указанной деятельности правового значения не имеет. Справкой (Номер) от (Дата), выданной МСЧ-(Номер) выписками из Приказов по МСЧ(Номер), подтверждается работа истца по должности (Данные изъяты) в период с (Дата) по (Дата). Осуществление врачебной деятельности в оспариваемые периоды документально не подтверждено, следовательно, не имелось оснований для включения их в специальный стаж работы. В связи с чем, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Мясниковой O.K., из- за отсутствия специального стажа необходимой продолжительности, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, (Дата) Мясникова О. К. обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Из протокола (Номер) от (Дата) следует, что решением комиссии по назначению и выплате пенсий при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области в досрочном назначении трудовой пенсии истцу отказано, ввиду отсутствия у последней требуемого специального трудового стажа, связанного с осуществлением лечебной деятельности. Продолжительность специального стажа медицинской деятельности Мясниковой O.K. по состоянию на (Дата) (включительно) составила 25 лет 10 мес. 14 дней. Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды: работы с (Дата) по (Дата) (02 года 04 мес. 27 дней) в должности (Данные изъяты) и с (Дата) по (Дата) (02 года 11 дней) в должности (Данные изъяты) Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В указанный Список включены врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), при условии, что они осуществляют врачебную деятельность. Таким образом, правом на пенсию по рассматриваемому основанию пользуются врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Обосновывая заявленные требования, в судебном заседании истица ссылалась на то обстоятельство, что она работала в должности (Данные изъяты) и (Данные изъяты), при этом осуществляла лечебную деятельность: проводила осмотр больного, оценивала его состояние, изучала амбулаторную карту, оценивала проведенное лечение больного лечащим врачом, давала рекомендации лечащему врачу о дальнейшем лечении больного и обследовании, решала вопрос о трудоспособности больного. Однако с указанными доводами истицы суд согласиться не может по следующим основаниям. В период работы истца Мясниковой О.К. с (Дата) по (Дата) в должности заместителя (Данные изъяты). Ее работа регламентировалась: - должностной инструкцией на заместителя начальника по клинико-экспертной работе МСЧ(Номер) от (Дата), пункт 2.2 которой указывал, что председатель клинико-экспертной комиссии возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для ее эффективной работы. - приказом начальника МСЧ(Номер) от (Дата) (Номер) «О совершенствовании организации экспертизы временной нетрудоспособности в МСЧ(Номер)» Пункты 3.2 и 3.6. предусматривали, что клинико-экспертная комиссия контролирует обоснованность выдачи листка нетрудоспособности, направляет пациента на медико-социальную экспертизу. Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13.01.1995 № 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», было утверждено положение о заместителе руководителя лечебно-профилактического учреждения по клинико-экспертной работе. Согласно данному положению в обязанности (Данные изъяты) входит: организация работы по контролю качества медицинской деятельности лечебно-профилактического учреждения, его подразделений и отдельных специалистов; возглавляет клинико-экспертную комиссию и обеспечивает условия для ее эффективной работы; участвует в разработке моделей конечных результатов деятельности данного учреждения, подразделений и специалистов, представляет их на клинико-экспертную комиссию для утверждения и реализации; осуществление контроля за выполнением медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, реализацией моделей конечных результатов, проведением экспертизы временной нетрудоспособности; участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов; анализ заболеваемости, в том числе с утратой временной нетрудоспособности, руководство работой по разработке и реализации мероприятий по их снижению; анализ клинико-экспертных ошибок, в том числе по экспертизе временной нетрудоспособности, принятие решений по материалам в пределах компетенции; осуществление взаимодействия с медико-социальными экспертными комиссиями, а также со страховыми медицинскими компаниями и территориальными Фондами обязательного медицинского страхования, исполнительными органами Фонда социального страхования, рассмотрение их исков и претензий; организация повышения квалификации специалистов учреждения по вопросам клинико-экспертной работы, в том числе экспертизы временной нетрудоспособности; организация врачебных конференций по вопросам качества оказания медицинской помощи, заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, с анализом допущенных врачебных ошибок; рассмотрение обращений пациентов по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизы временной утраты трудоспособности, профессиональной ориентации и профессиональной пригодности; осуществление контроля за ведением медицинской документации, статистического учета и отчетности по курируемым разделам работы. Указанные должностные обязанности также были возложены (Данные изъяты) МЧС (Номер) должностной инструкцией, утвержденной начальником МСЧ (Номер) от (Дата). Врачебная комиссия была образована приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от (Дата) (Номер)н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», которым утверждены функции (Данные изъяты) Начальником МСЧ (Номер) утвержден приказ от (Дата) (Номер) «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России», который затем был признан утратившим силу приказом начальника МСЧ (Номер) от (Дата) (Номер) «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России». Согласно данным приказам, (Данные изъяты) МСЧ (Номер) осуществляла общее руководство работой врачебной комиссии, координировала и контролировала ее деятельность. Согласно разделу 2 Положения о врачебной комиссии МСЧ-(Номер) утвержденного приказом начальника МСЧ (Номер) от (Дата) (Номер) «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России», в функции врачебной комиссии МСЧ (Номер) входили: (Данные изъяты) (Данные изъяты) (Данные изъяты) Оценивая выполняемые истицей обязанности, суд полагает, что они не включают в себя обязанности по выполнению врачебной деятельности. Исполняемые истицей Мясниковой О.К. должностные обязанности в период с (Дата) по (Дата) и с (Дата) по (Дата) по своей сути относятся к обязанностям по выполнению экспертной работы в области здравоохранения, контролю, проведения анализа и оценке экспертной деятельности. Представленные истицей выписки из амбулаторных карт больных, подтверждают только выполнение истцом обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и приказами, при этом не могут свидетельствовать об осуществлении истицей Мясниковой О.К. лечебной деятельности. Пункт 5.3. Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 года № 377 предусмотривает, что врачам - руководителям учреждений здравоохранения их заместителям разрешается вести в учреждениях, штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 % должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей и их заместителей по должности врача-специалиста, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты за работу по должности врача- специалиста определяется приказом по учреждению. При указанных основаниях, для реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения должно быть подтверждено осуществление врачебной деятельности врачом - руководителем. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П отметил, что, закрепляя в Законе «О трудовых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Доказательств того, что истица Мясникова О.К. в спорные периоды вела работу по специальности, в судебное заседание представлено не было, а потому ответчиком обоснованно было отказано во включении периодов работы: с (Дата) по (Дата) (02 года 04 мес. 27 дней) в должности (Данные изъяты) и с (Дата) по (Дата) (02 года 11 дней) в должности (Данные изъяты) в специальный стаж истицы и в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия специального стажа необходимой продолжительности, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии. Доводы истицы Мясниковой О.К. о том, что термин «лечебная деятельность» является неопределенным и включает в себя также те обязанности, которые выполнялись ею при работе в должности (Данные изъяты) и (Данные изъяты), суд признает несостоятельными, поскольку законодатель в Списке … наравне с врачами - специалистами, указывает также врачей - руководителей, осуществлявших врачебную деятельность. Положением об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 года № 377 наряду с исполнением врачом-руководителем своих должностных обязанностей, предусматривается осуществление работы по специальности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд- Р Е Ш И Л: Иск Мясниковой О.К. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено «22» августа 2011 года. Судья