Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2- 581/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Заречный           «18» августа 2011 года

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Репиной Е.В.,

при секретаре Дегтяреве Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда гражданское дело по исковому заявлению Лялина С.Р. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л

Лялин С.Р. обратился в суд с названным иском указав, что (Дата) он обратился к ответчику - в ГУ УПФР по г.Заречному Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 17Э-ФЗ от 17.12.2001г., предоставив необходимые документы, подтверждающие специальный педагогический стаж - 25 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном Учреждении Управлении Пенсионного Фонда РФ по г. Заречному от 18.06. 2011 года (Номер), оформленным в виде протокола, ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточного педагогического стажа. Согласно указанному решению его педагогический стаж на момент обращения за назначением пенсии составляет 24 года 05 месяцев 01 день. При этом в специальный стаж не были включены учебные отпуска и курсы повышения квалификации. Не согласен с Решением об исключении из стажа периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации. Работая в (Данные изъяты) в должности (Данные изъяты) и обучаясь заочно в (Данные изъяты) он был обязан в сроки без отрыва от производства участвовать в учебно-экзаменационных сессиях. Данное отсутствие оформлялось предоставлением учебных отпусков с сохранением среднего заработка. Обучение являлось совершенствованием профессиональной педагогической квалификации. С учетом незаконно исключенных периодов, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, на момент обращения за назначением пенсии составил 25 лет.

На основании вышеизложенного, просил признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному от (Дата), включить в специальный стаж \для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды ученических отпусков и курсов повышения квалификации ; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с (Дата).

В судебном заседание истец Лялин С.Р. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - ГУ УПФР г. Заречного Васякина Г.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, указав, что (Дата) истец обратился в Управление ПФР по г.Заречному с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19, п 1, ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный вид пенсии назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При назначении данного вида пенсий Управление ПФР руководствуется действующими в настоящее время Списком должностей и учреждений. .. и Правилами исчисления периодов работы. .. утвержденными постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. В специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды нахождения Лялина С.Р. в учебных отпусках общая продолжительность которых составила 06 месяцев 25 дней. Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях РФ" (утв. пост. Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516), установлено, что зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение подлежат периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. В статье 116 Трудового кодекса РФ установлено, что к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам относятся отпуска, предоставляемые работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работникам, имеющий особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно статье 122 Трудового Кодекса РФ основанием для предоставления ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков является ежегодная работа. Учебный отпуск, в свою очередь предоставляется для сдачи экзаменов и никак не может быть отнесен к категории ежегодных отпусков. Управление ПФР не включило в специальный стаж периоды нахождения Лялина С.Р. на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 7 дней. При этом, Управление руководствовалось указанными выше Правилами, которыми не предусмотрено их включение в специальный стаж по причине отсутствия занятости в течение полного рабочего дня и факта работы в должности и в учреждении, дающих право на досрочную пенсию. Учитывая изложенное, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии у истца на (Дата) (включительно) составил 24 года 05 месяцев 01 день, что послужило основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, (Дата) Лялин С.Р. обратился в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Из протокола (Номер) от (Дата) следует, что решением комиссии по назначению и выплате пенсий при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области в досрочном назначении трудовой пенсии истцу отказано, ввиду отсутствия у последнего требуемого специального трудового стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности.

Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения истца в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, сославшись на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11. 07. 2002 года № 516.

Вместе с тем, анализ норм пенсионного законодательства в совокупности с собранными по делу доказательствами позволяет суду придти к выводу о том, что периоды нахождения истца в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, подлежат зачету в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что истец обучался в (Данные изъяты). В связи с обучением в данном учебном заведении истцу предоставлялись учебные отпуска в следующие периоды: с (Дата), всего общей продолжительностью 06 месяцев 25 дней.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствие со ст. 196 КЗоТ РСФСР, действующей на период предоставления истцу спорных отпусков, рабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

Согласно п. 16 Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24. 12. 1982 года №116, рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, в том числе и для участия в экзаменационной сессии.

Отпуска, предоставляемые в связи с обучением в учебном заведении, следует отнести к категории дополнительного оплачиваемого отпуска. В период нахождения в таком отпуске за истцом сохранялось место работы и выплачивалась заработная плата, как и в случае пребывания работника в очередном отпуске, что не давало ответчику исключать данные периоды из льготного стажа истца.

Судом установлено, что истец в период с (Дата) по (Дата) общей продолжительностью 7 дней, находился на курсах повышения квалификации.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от (Дата) (Номер), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В силу ст. 112 Кодекса Законов о труде Российской Федерации, действующего до 01. 02. 2002 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.

Таким образом, общая продолжительность необоснованно исключенных периодов из льготного стажа истца Лялина С.Р. составляет 07 месяцев 2 дня.

С учетом периода льготного стажа, определенного ответчиком, истец имеет необходимый специальный трудовой стаж на день обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, а потому решение ГУ УПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии подлежит признанию недействительным как принятое в нарушение норм пенсионного законодательства.

Суд считает, что ссылка на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27-28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11. 07. 2002 года №516 является неправомерной, потому как является ухудшением условий реализации права на пенсионное обеспечение, приобретенное им в соответствии с ранее действующим законодательством, что в силу ст. 55 Конституции РФ недопустимо и потому при исчислении продолжительности стажа, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в стаж должны включаться все периоды работы, которые засчитывались в стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Лялина С.Р. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата) - незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области включить в специальный стаж Лялина С.Р. для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды :

- с (Дата) - нахождения в учебных отпусках;

- с (Дата) - нахождения на курсах повышения квалификации.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области назначить Лялину С.Р. трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с (Дата).

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2011 года.

Судья                             Е. В. Репина