Дело № 2-715\2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «08» сентября 2011 года г. Пенза Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Репиной Е. В., при секретаре Лазаревой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Управления судебного департамента в Пензенской области гражданское дело по заявлению Брюниной О.В. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в государственной регистрации права общей долевой собственности, У С Т А Н О В И Л: Брюнина О.В. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 25 августа 2011 года ею был получен отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области № 12/4392, согласно которому отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым (Номер), площадь которого в соответствии с Выпиской из государственного кадастра недвижимости от (Дата) составляет (Данные изъяты) и расположенный по адресу: (Адрес). основанием к отказу указано, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно, согласно п.1 ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Из представленных на государственную регистрацию прав документов следует, что жилой дом, расположенный на данном земельном участке принадлежит нескольким сособственникам. Считает указанный отказ противоречащим закону и нарушающим ее право иметь в частной собственности землю, гарантированное ст. 36 Конституции РФ, согласно следующему. Согласно информации, содержащейся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, доли в праве на жилой дом, расположенный на земельном участке, принадлежат на праве общей долевой собственности следующим лицам: Брюниной О.В. -12/144 долей; К.И.В. - 12/144 долей; Б.Л.М. - 16/288 долей; БН.Б. - 1/6 доли; Б.Л.И. - 1/12 доли; Б.Н.В. - 5/36 долей; Б.Г.И. -1/16 доли; Б.Н.М. - 10/96 долей в праве. Указанные доли наследников подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, техническим паспортом на жилой дом. (Дата) заявитель, а также другие участники долевой собственности на жилой дом: К.И.В., Б.Л.М., БН.Б., Б.Л.И., Б.Н.В., обратились в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителям жилое здание. Заявители предоставили регистрирующему органу необходимые для регистрации документы, так заявитель предоставила: свидетельства о праве на наследство по закону. В соответствии с п.6 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается, а, значит, не имеет оснований и ссылка регистрирующего органа на п. 40 Правил ведения Единого государственного реестра прав, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года №219, что для проведения государственной регистрации прав на земельный участок необходимо заявление всех участников долевой собственности (также Б.Н.М., Б.Г.И., К.И.В.). Более того, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ, являются подзаконным актом, а значит не должны противоречить федеральному закону. Ссылка на ст. 36 Земельного Кодекса РФ, предусматривающая совместное обращение для приобретения прав на неделимый земельный участок не применяется к данным правоотношениям, поскольку п. 5 ст. 36 ЗК РФ регламентирует случаи предоставления участков органом местного самоуправления при первоначальном приобретении прав на неделимый земельный участок, тогда как в настоящем случае заявители уже имеют ограниченное вещное право на земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности и согласно ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 2007 года N 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки» государственная регистрация прав собственности на земельные участки граждан, к которым перешли в порядке наследования осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество без принятия решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан. Как указано Конституционным Судом РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 года № 16-П, понятие «предоставление земельного участка» недопустимо распространять на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками. В таких случаях имеет место не предоставление земли, а изменение титула прав на земельный участок для граждан, уже реально этим участком владеющих, то есть происходит перерегистрация регистрирующими органами ранее закрепленного права на право собственности. Согласно п. 5 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности не допускается лишь в том случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Таких оснований для запрета не имеется. Иной возможности приобрести право собственности на доли в названном земельном участке, кроме как, осуществив государственную регистрацию права собственности в порядке ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заявитель не имеет. Совладельцы Б.Н.М., Б.Г.И., К.И.В. в оформлении прав на земельный участок принимать участия не желают, всячески уклоняются от регистрационных действий в течение длительного времени, тем самым злоупотребляют своими правами, игнорируя процесс совместного обращения за регистрацией прав в регистрирующий орган, что в соответствии со ст. 10 ГК РФ является недопустимым, что в конечном итоге делает невозможным, предусмотренное п. 40 Правил ведения Единого государственного реестра прав, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года №219, совместное обращение всех сособственников домовладения в Управление Росреестра по Пензенской области для оформления земельного участка в долевую собственность и идентификации одним номером государственной регистрации записи о праве каждого участника долевой собственности. Указанные обстоятельства и требования регистрирующего органа нарушают гарантированные ч. 1,2 ст. 19, ч. 2,3 ст. 35, ст. 36, ч. 1,3, ч. 1,2,3 ст. 55 Конституции России права и законные интересы истца. В целях добровольного устранения недостатков, указанных в сообщении Управления Росреестра по Пензенской области о приостановке государственной регистрации и недопущении в последующем отказа в регистрации в адрес указанных лиц заявителем неоднократно и безрезультативно, в том числе, и письменно, направлялись предложения о явке в регистрирующий орган для оформления права общей долевой собственности на землю. Таким образом, считает, что предоставленные в Управление Росреестра по Пензенской области документы и заявление и по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства, а потому согласно п. 2 ст. 17 и п. 6 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрирующий орган не вправе был истребовать дополнительные документы. Следовательно, ссылка государственного регистратора Управления на положения абзацев 4,10 п. 1 ст. 20 приведенного закона является неправомерной и нарушающей конституционное право заявителя на оформление права долевой собственности на землю. На основании изложенного, просила суд признать незаконным отказ № 12/4392 от 19.08.2011 года Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в государственной регистрации права общей долевой собственности Брюниной О.В. на земельный участок, расположенный по адресу: (Адрес), кадастровый номер (Номер); обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области зарегистрировать 12/144 долей в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, исходя из перешедшей в порядке наследования доли в жилом доме. В судебное заседание заявитель Брюнина О.В. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель заявителя - Брюнин В.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, просил его удовлетворить в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области - Г.Т.Ю., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, указав, что (Дата) в регистрирующий орган обратились К.И.В. (12/144 доли), Б.Л.М. JI.M. (16/288 доли), БН.Б. (1/6 доля), Б.Л.И. (1/12 доли), Б.Н.В. (5/36 доли) и Брюнина О.В. (12/144 доли) с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на доли в праве собственности на земельный участок при жилом доме, расположенный по адресу: (Адрес). (Дата) было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании абз.4, 10 п. 1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации): документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав. Согласно 4.1, 3 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности строения расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если здание, находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность. Согласно п.1, п.4 ст.244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Согласно п. 9 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных приказом Минюста РФ от 25.03.2003.№ 70 каждый из участников долевой собственности может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество независимо от того, обращаются ли за государственной регистрацией другие участники общей долевой собственности, только в случае проведения регистрации права, возникшего (возникающего) не с момента государственной регистрации. В данном же случае право общей долевой собственности заявителей возникает с момента государственной регистрации, поэтому необходимо заявление всех участников общей долевой собственности на регистрацию вышеуказанного права, которое одновременно может являться подтверждением согласия остальных участников долевой собственности. В пакете документов, представленном заявителями на государственную регистрацию, отсутствовал вышеуказанный документ. Статья 25.2 Закона о регистрации устанавливает перечень необходимых документов для регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный, в частности, для индивидуального жилищного строительства. Спорный земельный участок не подпадает под категорию участков, которые в соответствии с Законом о регистрации не может быть предоставлен в частную собственность. Перечень документов, предоставленных заявителями на регистрацию, соответствует перечню, указанному в п.1 ст.25.2 Закона о регистрации, п.6 которой содержит категорический запрет на истребование у гражданина каких-либо иных документов, не указанных в этом перечне. Однако названая норма закона не содержит положений, регулирующих регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок. Поэтому доводы заявительницы о том, что регистрирующий орган не вправе был истребовать дополнительные документы, не предусмотренные ст.25.2 Закона о регистрации, не состоятельны. Регистрация прав общей собственности имеет особенности по сравнению с общим порядком решения соответствующих вопросов для индивидуальных собственников. Согласно ст. 6 п.2 абз.2 ЗК РФ земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из положений определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2004 года №82-0 «По запросу Первомайского районного суда г. Пензы о проверке конституционности п.5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации» следует, что порядок приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие лицам на праве общей долевой собственности, должен учитывать волеизъявления всех сособственников этих зданий, строений, сооружений. Заявительница указывает, что ссылка регистрирующего органа в сообщении об отказе в регистрации на п.40 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219, не имеет оснований и указанные Правила являются подзаконным актом, а, значит, не должны противоречить федеральному закону. Полагала данную позицию заявительницы ошибочной по следующим основаниям. Принимая решение об отказе в государственной регистрации, регистратор руководствовался нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Закона о регистрации. Согласно ст. 3 Закона о регистрации правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также иные нормативные правовые акты, изданные в соответствии с федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения ЕГРП» не противоречит нормам ГК РФ, ЗК РФ и Закону о регистрации, а, наоборот, издано в соответствии с данными законами. Статья 36 ЗК РФ регламентирует приобретение в собственность земельных участков, которое включает в себя как предоставление, так и иные случаи приобретения, в том числе в упрощенном порядке. Для приобретения в общую долевую собственность земельного участка инициатива всех участников общей долевой собственности необходима как в случае приобретения прав по дачной амнистии, так и при предоставлении земельного участка. Кроме того, Брюнина О.В. указывает, что оставшиеся совладельцы уклоняются от регистрационных действий, тем самым злоупотребляют своими правами. Однако, это их право, а не обязанность приобрести в собственность земельные участки. Статьей 25.2 Закона о регистрации предусмотрен заявительный характер регистрации, не позволяющий принудить гражданина к регистрации его права собственности в упрощенном порядке. Просила оставить заявление Брюниной О.В. без удовлетворения. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Согласно ч.ч. 1,3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (Далее - ЗК) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В силу ч.ч. 1,4 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. Из ч. 1 ст. 8 ГК следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Как установлено в судебном заседании, собственниками жилого дома, расположенного по адресу: (Адрес) являются Брюнина О.В., К.И.В., Б.Л.М., БН.Б., Б.Л.И., Б.Н.В., Б.Г.И., Б.Н.М., К.И.В. При этом, в праве общей долевой собственности Брюниной О.В. и К.И.В. принадлежит по 12/144 долей, Б.Л.М. - 16/288 долей, БН.Б. - 1/6 доли, Б.Л.И. - 1/12 доли, Б.Н.В. - 5/36 долей, Б.Г.И. - 1/16 доли, Б.Н.М. - 10/96 доли и К.И.В. - 1/6 доли. Указанное домовладение расположено на земельном участке площадью 2070 кв.м., являющемся единым, тип разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка, вид права - государственная собственность. Судом также установлено, что (Дата) Брюниной О.В., К.И.В., Б.Л.М., Б.Н.Б., Б.Л.И. Б.Н.В. в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области поданы документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на указанный земельный участок. Сообщением Управления Росреестра по Пензенской области от (Дата) заявителям в срок до (Дата) было предложено предоставить заявления остальных сособственников земельного участка. Документы, истребуемые Управлением Росреестра по Пензенской области для регистрации оспариваемого права, Брюниной О.В. представлены не были, что не оспаривалось представителем заявителя. 19 августа 2011 года Брюниной О.В. было отказано в государственной регистрации на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав. Статья 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ устанавливает перечень необходимых документов для регистрации права собственности на земельный участок. Земельный участок, подлежащий оформлению в долевую собственность Брюниной О.В., не подпадает под категорию участков, которые в соответствии с Федеральным законом не могут быть предоставлены в частную собственность. Перечень документов, предоставленных заявителем Брюниной О.В., соответствует перечню, указанному в п. 1 ст. 25.2 названного Федерального закона, п.6 которой содержит категорический запрет на истребование у гражданина каких-либо иных документов, не указанных в этом перечне. Однако названная норма закона не содержит положений, регулирующих регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок, в связи с чем доводы заявителя Брюниной О.В. о том, что Управление Росреестра по Пензенской области не вправе требовать от нее документы, не предусмотренные статьей 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не состоятельны. Регистрация прав общей собственности имеет особенности по сравнению с общим порядком решения соответствующих вопросов для индивидуальных собственников. В силу ч. 1,3 ст. 36 ЗК Брюнина О.В. имеет право приобрести в общую долевую собственность земельный участок площадью (Данные изъяты), с кадастровым номером (Номер) при домовладении (Адрес) учетом долей в праве собственности на здание. Вместе с тем, часть 3 статьи 36 ЗК в категорической форме не определяет, каким образом должны распределяться доли при приобретении земельного участка в общую долевую собственность, в связи с чем такое приобретение может быть осуществлено и с отступлением от долей в праве собственности на здание. Исходя из положений ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 131 ГК право общей долевой собственности на земельный участок возникает только с момента государственной регистрации, в связи с чем необходимо выявить волю других участников общей долевой собственности на жилой дом, в настоящем случае - Б.Г.И., Б.Н.М. и К.И.В. на регистрацию права в тех долях, которые указаны в заявлении на регистрацию. В связи с чем, истребование Управлением Росрееста по Пензенской области документов, указанных в сообщении от 02 марта 2011 года является обоснованным. Согласно ч. 3 ст. 36 ЗК в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Согласно ч. 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Как следует из определения Конституционного суда Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 82-О «По запросу Первомайского районного суда г. Пензы о проверке конституционности п. 5 статьи 36 Земельного кодекса российской Федерации» (п.п. 2,3) неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом. Закрепленный оспариваемой нормой порядок приобретения прав на неделимые земельные участки с расположенными на них зданиями (строениями, сооружениями), как учитывающий волеизъявление всех сособственников, которым эти здания принадлежат на праве общей долевой собственности, имеет особенности по сравнению с общим порядком решения соответствующих вопросов, закрепленным для индивидуальных собственников таких зданий, строений, сооружений. Из положений данного определения Конституционного суда следует, что порядок приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие лицам на праве общей долевой собственности, должен учитывать волеизъявления всех сособственников этих зданий, строений, сооружений. Следовательно, толкование Управлением Росреестра по Пензенской области норм действующего законодательства и положений п. 9 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 25.03.2003 года №70 не противоречит действующему законодательству. Необходимо также учитывать, что в случае проведения государственной регистрации права общей долевой собственности при вышеуказанном домовладении, земельный участок фактически будет обладать разными правовыми режимами, что является недопустимым. Доводы представителя заявителя о том, что ссылка на статью 36 ЗК, предусматривающую совместное обращение граждан для приобретения прав на неделимый земельный участок, не распространяется на спорные правоотношения, так как частью 5 указанной статьи регламентируются случаи предоставления земельного участка органом местного самоуправления, суд признает необоснованными. Право общей долевой собственности на земельный участок, возникает только с момента государственной регистрации в силу ст. 131 ГК, таким образом, при регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, необходимо выявить волю других участников общей долевой собственности на жилой дом. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, с учетом того, что право общей долевой собственности заявителя на земельный участок возникает с момента государственной регистрации, регистрация долей на земельный участок может быть осуществлена и с отступлением от долей в праве собственности на здание, доводы представителя Управления Росрееста по Пензенской области о необходимости предоставления заявлений всех участников общей долевой собственности, которые являются подтверждением согласия всех участников долевой собственности на регистрацию права в указанной доли являются обоснованными. Указанный порядок направлен на защиту прав и интересов всех участников общей долевой собственности. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. В указанных в части 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена; в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона). Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. Действия Управления Росреестра по Пензенской области соответствовали требованиям ст.19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждено сообщением о приостановлении государственной регистра от 02.03.2011 года и сообщением об отказе в государственной регистрации права от 19 августа 2011 года. В связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации заявитель Брюнина О.В. уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 02 марта 2011 года была извещена о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц, ей предложено представить заявления на государственную регистрацию всех сособственников на данный объект. Поскольку дополнительные документы, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, заявителем представлены не были, Брюниной О.В. было обоснованно отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: (Адрес). Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об оставлении заявления Брюниной О.В. без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд - Р Е Ш И Л: Заявление Брюниной О.В. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в государственной регистрации права общей долевой собственности - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение десяти дней со дня изготовления решения в мотивированной форме. Мотивированное решение изготовлено «13» сентября 2011 года. Судья -