Дело №2-742/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2011 года Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе: Председательствующего судьи Жигаловой М. А. При секретаре Кривозубовой Ю. А. Рассмотрев в открытом судебном заседании Гражданское дело по иску Шишкина А.Н. к ГУ УПФР по (Адрес) о назначении досрочной трудовой пенсии у с т а н о в и л: Шишкин А. Н. (Дата) обратился в ГУ УПФР по г. Заречному с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области за (Номер) от (Дата), оформленным в виде протокола, Шишкину А. Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ достаточной продолжительности. При этом в специальный стаж Шишкина А. Н. не был включены период с (Дата) по (Дата) службы в составе Вооруженных Сил. Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Шишкин А. Н. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование своего иска он указал, что с (Дата) работает в системе народного образования. С решением ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о не включении в специальный стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, указанного периода он не согласен по следующим основаниям. На период его службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с (Дата) по (Дата) действовала Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года, которая в статье 63 закрепила, что «воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан». В спорные периоды времени также действовал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 года. Ст.ст.1, 2, 3 данного Закона закрепили, что всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан, гражданин СССР, обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР, все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР. Также в спорные периоды времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что «учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР». Такое право не существует с 01 октября 1993 года, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В своём отказе в назначении досрочной пенсии ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области ссылается на то, что служба в составе Вооруженных Сил может быть включена в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4), и, что данное Постановление утратило силу с 01.10.1993 года, а в последующих Постановлениях указанное условие предусмотрено не было. Однако с этим согласиться нельзя. Верховный Суд Российской Федерации в своём Определении № 2-В08-7 от 25 июля 2008 года разъясняет, что с такими основаниями согласиться нельзя. Период службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина по смыслу ст.ст. 1, 2, 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их правовой защиты. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года № 107-09 подчеркивается, что Правительство Российской Федерации не наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующим порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения. В названном Определении Конституционного суда также говорится о том, что если при разрешении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, а также о несоответствии предписаний такого акта нормами федерального закона, он должен принять решение на основе Конституции Российской Федерации и Федерального закона. Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 15.11.1978 года по 02.12.1980 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 06 декабря 2001 года № 310-0 указывает, что в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежит равенство всех перед законом (статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в обрасти образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.ст. 19 и 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Конституционный суд в названном Определении также подчеркивает, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства. Период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР подтверждается военным билетом серии (Номер), выданным Железнодорожным районным военным комиссариатом Пензенской области (Дата) (копия прилагается), и относится к периоду деятельности до (Дата), т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. На основании изложенного считает, что данный спорный период с (Дата) по (Дата) должен быть засчитан в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения права. Исключение из педагогического стажа периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с (Дата) по (Дата) ухудшает его интересы, так как препятствует ему воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости. В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года № 107-09 говорится о том, что если при разрешении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан фактом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, а также о несоответствии предписаний такого акта нормами федерального закона, он должен принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона. Просил признать решение комиссии ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области от (Дата) (Номер) незаконным и обязать ГУ УПФР по г. Заречному засчитать в его стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с (Дата) по (Дата) и назначить ему пенсию с момента возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В судебном заседании истец Шишкин А. Н. на своих исковых требованиях настаивал и просил удовлетворить. Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Пантюшова О. В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Шишкина А. Н. возражала, пояснив, что назначение досрочной трудовой пенсии по указанной норме производится на основании Списка должностей и учреждений... и Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации (Номер) от (Дата). Управление ПФР определило специальный стаж педагогической деятельности Шишкина А. Н. по состоянию на (Дата) продолжительностью в 24 года 07 месяцев 27 дней. В специальный стаж педагогической деятельности не включен период прохождения им военной службы с (Дата) по (Дата) продолжительностью 2 года 17 дней. При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Период прохождения военной службы в данных Правилах не поименован, поэтому не имелось оснований для его зачета в специальный стаж педагогической деятельности. Согласно п.4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 период военной службы мог быть засчитан в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Однако указанная норма не может быть применена к данным правоотношениям, поскольку Положение утратило силу 01.10.1993 года и на дату его отмены у Шишкина А. Н. не возникло право на досрочное пенсионное обеспечение по причине недостаточного специального стажа. Кроме того, период прохождения Шишкиным А. Н. военной службы не имеет никакого отношения к его педагогической деятельности. Согласно данным трудовой книжки, до призыва на военную службу Шишкин А. Н. работал в качестве (Данные изъяты). После военной службы работал (Данные изъяты). Педагогическая деятельность Шишкина А. Н. началась с (Дата) в связи с принятием его на должность учителя (Данные изъяты). В силу п.п. 1, п.1, ст.11 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 закона. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Шишкина А.Н. о назначении досрочной трудовой пенсии. Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно ч. 3 постановления Правительства Российской Федерации №1067 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01. 11. 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 06. 09. 1991 года №463. Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года 3463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период службы истца с (Дата) по (Дата) в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом согласно п. 4 указанного Положения период службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию. Также при решении вопроса о возможности зачета времени прохождения службы в Советской Армии истцом необходимо руководствоваться положениями ст. 78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» в редакции, действовавшей на момент прохождения истцом службы, согласно которой солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее трехмесячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступили к работе по полученной до призыва специальности. Период службы Шишкина А. Н. в Советской Армии относится к периодам деятельности до (Дата), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Требование о наличии 2/3 льготного стажа также соблюдено. Его льготный стаж, не оспоренный ответчиком, на момент обращения за пенсией составил 24 года 07 месяцев и 17 дней. В данном случае соблюдаются все условия, предусмотренные законодательством, действующим в период прохождения истцом службы по призыву, для включения периода службы в армии в специальный трудовой стаж. Других ограничений возможности зачета в льготный педагогический стаж службы в армии действующее на тот момент законодательство, регулирующее порядок исчисления стажа педагогическим работникам, не предусматривало. Таким образом, вышеназванный период службы Шишкина А. Н. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, решение ответчика об отказе в зачете в специальный трудовой стаж истца Шишкина А. Н. нельзя признать законным и обоснованным. На момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии специальный трудовой стаж истца, определенный ответчиком, составил 24 года 07 месяцев и 17 дней. С учетом включенного в специальный трудовой стаж истца периода его нахождения на службе по призыву у Шишкина А. Н. право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает с 21 июня 2011 года, т. е. с момента обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии. Требование Шишкина А. Н. основано на законе и подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата), оформленное в виде протокола, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Шишкину А.Н. - незаконным. Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области засчитать в специальный трудовой стаж Шишкину А. Н., дающий право на назначение досрочной пенсии, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с (Дата) по (Дата). Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области назначить Шишкину А. Н. досрочную трудовую пенсию с (Дата). Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области. Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2011 года. Судья -