Решение по иску о взыскании сумм возмещения вреда здоровью



Дело №2-692/2011г.

                                       

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Кривозубовой Ю. А.

С участием прокурора Крыловой О. М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Макарова В.Н.

В.Н. к Министерству здравоохранения и

социального развития Пензенской области,

      о взыскании сумм возмещения вреда здоровью

у с т а н о в и л :

Макаров В. Н. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 1 марта по 31 августа 1987 года.

В мае 1995 года ему была установлена 3 группа инвалидности по заболеванию, связанному с работами на Чернобыльской АЭС, с утратой трудоспособности 55%.

С 1 сентября 2004 года ему была установлена 2 группа инвалидности с утратой 70% трудоспособности.

Макаров В. Н. обратился с иском к ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области, Министерству здравоохранения социального развития Пензенской области, Департаменту социального развития г. Заречного Пензенской области о взыскании сумм возмещения вреда.

В обоснование своего иска указал, что с 1 августа 1995 года на основании п. 10 Постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВС ПС СССР №524- 156 от 07.05.1986 года, а также в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 (в редакции Закона от 18 июня 1992 г. №3061-1) ему была назначена пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба.

Со 2 марта 1996 года вступили в силу Федеральные законы № 179-ФЗ и №180-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

С этого момента было упразднено правило о назначении инвалидам-чернобыльцам пенсии в размере возмещения вреда. Им предоставлено право на одновременное получение двух денежных выплат, а именно пенсии по старости и сумм возмещения вреда по п. 25 ст. 14 Закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1996 года № 944 «О порядке выплат сумм возмещения вреда инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы...» выплаты денежных сумм возмещения вреда были возложены на органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Со 2 марта 1996 года Управлением пенсионного фонда по г. Заречному ему, как инвалиду 3 группы, была впервые назначена выплата возмещения вреда в размере 6519,67 руб. в месяц из расчета с применением коэффициентов в связи с повышением стоимости жизни.

С таким расчетом категорически не может согласиться в силу того, что коэффициенты осовременивания заработной платы применены ответчиком в разрез действующему на тот момент законодательству.

Его права и охраняемые законом интересы были грубо нарушены.

Пенсия по инвалидности, которую он получал с 1 августа 1995 года по 2 марта 1996 года, как правовая категория не тождественна ежемесячным суммам возмещения вреда здоровью и ей не может придаваться не свойственное ее социально-правовой природе значение - быть выплатой, возмещающей гражданам вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данное положение согласуется с частью 2 статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждение здоровья, а равно другие пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда, т.е. не засчитываются в счет возмещения. Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года № 18-П.

Кроме того, статьей 29 Федерального Закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ было признанно утратившим силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев п. 2, в которых закреплялись положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты груда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.

Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка, учитывается работа до 1 января 1991 года, либо в периоде с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года, сумма заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце п.2 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в 6, либо в 3 раза независимо от времени предъявления иска.

При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении размера возмещения вреда после введения в действие Федерального Закона от 24 ноября 1995 года №180-ФЗ и до признания утратившими силу указанных Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).

При расчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с требованиями приведенных норм права следовало взять за основу сумму заработка, полученного им в период выполнения работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, проиндексировать полученную сумму на повышающий коэффициент, соответствующий году начисления заработка (6.4), эту сумму заработка увеличить в 6 раз (т.к. увечье получено до 01.01.1991 года). Далее рассчитанная указанным путем сумма заработка подлежала индексации с применением следующих коэффициентов увеличения минимальных размеров пенсии за период с 01.02.1993 года и до даты назначения истцу ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью: 2.5, 1.9, 1.9, 1.8, 1.3,1.8,1.51,1.2, 1.27, 1.2, 1.05,1.15, 1.1, 1.21. Из полученной с применением указанных коэффициентов суммой заработка надлежало рассчитать размер возмещения вреда с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, который и подлежал в дальнейшем индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Такой порядок расчета индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрен и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 года №7 «О внесении изменений и дополнении в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Считает, что его исковые требования основаны на Законе и выводах определения судьи А. В. Малышкина Верховного Суда Российской Федерации №38-В07-9 от 12.11.2007года, что является неоспоримым доказательством нарушения его материальных прав и нанесения ему материального вреда.

Суммы возмещения вреда ответчиком выплачивались ему со 2 марта 1996 года по 1 декабря 1998 года в меньшем размере, чем это предусмотрено законом.

Расчет ежемесячных сумм возмещения вреда за указанный выше период определяется следующим образом:

19141.64 руб.:6(мес.)* 6.4 * 6 * 2.5 * 1.9 * 1.9 * 1.8 * 1.3 * 1.8 * 1.51 * 1.2 * 1.27 * 1.2*1.05*1.15*1.1*1.21 = 20666.82 руб.*0,55%=11366.75 руб.

Ежемесячная задолженность составила: 11366.75-6519.67=4847.08 руб.

Долг за 33 месяца по состоянию на 1.12.1998 года составил: 4847.08*33=159953.64 руб.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №7 суммы выплаченные в меньшем размере, чем это предусмотрено законом суд в праве удовлетворить требования об индексации сумм задолженности с учетом индекса роста потребительских цен.

Таким образом, задолженность в размере 159953, 64 руб. по состоянию на 1.12.1998 года следует проиндексировать на коэффициенты по годам: в 2000 году с 1.07. - 1.58, с 01.01.2001 года - 1.52, в 2002 году - 1.254, в 2003 году - 1.193, в 2004 году - 1.178, в 2005 году - 1.11,в 2006 году - 1.09, в 2007 году - 1.08,в 2008 году - 1.105,в 2009 году - 1.13, в 2010 году - 1.1,в 2011 году - 1.065. Общий коэффициент -8.08

Решением Зареченского городского суда от 20 февраля 2007 года, в связи с установлением 2 группы инвалидности с 1 ноября 2004 года размер компенсационных выплат увеличен в 1.15 раза.

Сумма задолженности, с учетом индексации, своевременно не выплаченных средств за период с марта 1996 года по 1 декабря 1998 года по состоянию на 01.05.2011 года составляет:

159953.64*8.08* 1.15= 1486289.22 руб.

Постановлением Главы администрации г. Заречного №596 от 11 сентября 1998 года функции начисления и выплат сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам были переданы из пенсионного фонда Департаменту социальной защиты населения г. Заречного.

В настоящее время обязанность по выплате сумм возмещения вреда здоровью, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, как орган государственной власти, уполномоченный на выплату сумм возмещения вреда лицам, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

На основании статьи 58 Закона РФ от 21 ноября 1995 года «Об использовании атомной энергии» на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая данность не распространяется, и как определил Конституционный суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2006 года № 445-0) «Положение статьи 208 Гражданского Кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ФЗ «Об обязательном социальном страховании» и Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации...» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно неполученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты».

Просил суд взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в свою пользу своевременно не выплаченные суммы возмещения вреда за период со 2 марта 1996 г. по 1 декабря 1998г. в размере 1486289,22 руб. (один миллион четыреста восемьдесят тысяч двести восемьдесят девять рублей 22 коп.) за счет средств Федерального бюджета, выделяемых на реализацию ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Решением суда г. Заречного Пензенской области от 07 июня 2011 года в удовлетворении иска Макарова В. Н. было отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 09 августа 2011 года решение суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении судом настоящего дела истец Макаров В. Н. отказался от иска к ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области и Департаменту социального развития г. Заречного Пензенской области. Данный отказ от иска в части был принят судом и по данному вопросу судом вынесено определение. Одновременно в судебном заседании истец Макаров В. Н. указал на то, что для расчета сумм возмещения вреда здоровью должен браться его заработок за 12 месяцев, предшествующих прекращению работ на ЧАЭС, а не за период его работы на Чернобыльской АЭС.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, просили данное дело рассмотреть в их отсутствие.

Ранее в своем отзыве на исковое заявление указали, что право инвалидов-чернобыльцев на получение возмещение вреда предоставлено Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ».

В период до 06.01.2000 года возмещение вреда исчислялось в порядке, установленном Правилами возмещения вреда, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года №4214-1.

С 06.01.2000 года вступил в действие Федеральный Закон от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который определил несколько иной порядок возмещения вреда причиненного жизни и здоровью работника. В частности, изменился порядок индексации среднемесячного заработка для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и ставших инвалидами после 02.03.1996 года и требования к составу заработка, из которого определяется возмещение вреда.

В соответствии со статьей 12 Правил и пунктом 1 статьи 12 Закона возмещение вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты трудоспособности:

Правилами были определены два порядка осовременивания заработка, и основополагающим фактором при определении способа индексации заработка для инвалидов-чернобыльцев являлась дата установления инвалидности и, вместе с ней, процента утраты трудоспособности. Границей при этом служила дата вступления в силу Федерального Закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ - 02.03.1996года:

ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС, ставшими инвалидами до 02.03.1996 года порядок осовременивания заработка определен п. 2 Постановления от 24.12.1992 года № 4214-1, которое утвердило Правила возмещения вреда.

Ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС, ставшими инвалидами после 02.03.1996 года индексация СМЗ производится в соответствии с частью 3 статьи 11 Правил.

Инвалидность установлена

До 02.03.1996 года

После 02.03.1996 года

СМЗ * Коэффициент года * 6 (3)* индексы увеличения минимальной заработной платы

СМЗ * коэффициент года * индексы увеличения минимальной пенсии

В результате применения варианта индексации в зависимости от даты установления группы инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалиды- чернобыльцы, инвалидность которым была установлена после 02.03.1996 года при назначении возмещения вреда оказались в неравном положении по сравнению с теми, кому инвалидность была установлена до этой даты.

В связи с этим, Министерство труда и социального развития РФ приняло Постановление от 30.12.1999 года № 55 (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.02.2000 года № 2091) об отмене в разъяснении от 01.06.1999 года № 1 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы» второго варианта осовременивания среднемесячного заработка.

Вступивший в действие с 06.01.2000 года Федеральный Закон от 24.07.1998 года № 125-ФЗ сохранил только один порядок индексации среднемесячного заработка для определения возмещения вреда, тем самым ликвидировал противоречия, возникшие при применении различных вариантов индексации ранее (т.е. до 06.01.2000 года). В частности, согласно пункту 10 статьи 12 Закона суммы заработка увеличиваются в порядке, установленном в пункте 2 Постановления от 24.12.1992 года №4214-1, в редакции Закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ.

Далее определяется сумма в возмещение вреда в зависимости от степени утраты трудоспособности (ст. 12 Правил и Закона), которая впоследствии также индексируется при повышении минимального размера оплаты труда.

В статье 14 Правил и в пункте 3 статьи 12 Закона установлены периоды, за которые определяется среднемесячный заработок (СМЗ) при исчислении сумм в возмещение вреда, это:

12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате, либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем. При этом факт повреждения здоровья должен подтверждаться в установленном порядке, Для инвалидов - чернобыльцев данным фактом является установление инвалидности и степени утраты трудоспособности

12 последних месяцев работы (в случае профессионального заболевания), предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Статья 15 Правил устанавливала порядок подсчета среднемесячного заработка: среднемесячный заработок за указанный в статье 14 настоящих Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12.

Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях.

В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.

При этом необходимо учитывать заключение мотивировочной части решения Верховного Суда Российской Федерации по ГКПИ99 - 675,677,686 от 22 сентября 1999 года, признавшего противоречащим законодательству утверждение о том, что каждый потерпевший вследствие чернобыльской катастрофы имеет право на возмещение вреда, связанного с профессиональным заболеванием.

При заключении «увечье в связи с аварией на ЧАЭС» или «увечье (заболевание), полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС», заработок определяется за 12 последних месяцев перед установлением инвалидности.

Указанный выше порядок изложен в разъяснении Минтруда России от 02.06.2000 года № 6 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)», утвержденным постановлением Минтруда России от 02.06.2000 года №43 (зарегистр. в Минюсте России 04.06.2001 года №2736).

В данном разъяснении сохранены все положения ранее действовавшего разъяснения Минтруда России от 01.06.1999 года №1, подтвержденное решениями Верховного Суда Российской Федерации (от 22.09.1999 года, 27.09.2000 года, 12.02.2001года), в части выбора периода при определении заработка для исчисления размера в возмещение вреда, порядка индексации прошлого заработка, а также приведения в соответствии с действующим законодательством размера сумм в возмещение вреда). Верховный Суд Российской Федерации решениями от 22.09.1999 года и от 27.09.2000 установил, что положения о выборе периода для определения заработка при исчислении сумм в возмещение вреда, содержащиеся в разъяснениях Минтруда России, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Макаров В. Н. с 27 апреля 1995 года является инвалидом третьей группы вследствие заболевания, полученного при ликвидации аварии на ЧАЭС. Бюро МСЭ указанное заболевание квалифицировано как «заболевание получено при ликвидации аварии на ЧАЭС». Период участия в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС составляет более одного календарного месяца - с 28.02.1987 года по 31.08.1987 год.

В период с 27.09.1983 года до получения трудового увечья Макаров В.Н. работал в Навоийском управлении строительства заместителем начальника управления по общим вопросам, согласно копии трудовой книжки на более высокооплачиваемую работу Макаров В.Н. не переводился.

Исходя из вышеизложенного, среднемесячный заработок для определения суммы в возмещение вреда необходимо было исчислить из заработка за 12 последних месяцев перед установлением 27.04.1995 года 3-й группы инвалидности и 55% утраты трудоспособности (01.04.1994 года по 31.03.1995 года).

Справка о заработке за период работы на Чернобыльской АЭС от 05.02.1996 года № 185 в органы социальной защиты населения была предоставлена 20.02.1996 года (вх. № 50). Для расчета суммы в возмещение вреда был взят средний заработок за 6 календарных месяцев работы на ЧАЭС.

Выплата суммы в возмещение вреда, исчисленная с вышеназванной справкой, производилась со 2 марта 1996 года по 1 декабря 1998 года.

Начиная с 01.12.1998 года, и по настоящее время, сумма в возмещение вреда Макарову В. Н. рассчитана из заработка 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание: с сентября 1986 года по август 1987 года, т.е. как в случае профессионального заболевания.

Изначально при расчете суммы в возмещение вреда ошибочно использовался порядок определения возмещения вреда из среднего заработка за фактически проработанный на ликвидации аварии на ЧАЭС период, который был предусмотрен статьей 29 Закона Российской Федерации от 18.06.92 № 3061-1 для исчисления пенсии в размере возмещения ущерба.

Указанная норма расчета утратила силу с введением в действие Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ.

Перерасчет органами социальной защиты населения сумм в возмещение вреда в меньшем размере правомерен в случае, если ранее суммы в возмещение вреда были определены с нарушением действующего законодательства. Необходимость приведения размеров выплат в соответствии с Законом подтверждена Верховным Судом Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации в решении от 27.09.2000 года по жалобе Гошицкого Н.Б и Пушкарева Г.А., учитывая, что оспариваемые заявителями положения разъяснения не противоречат действующему законодательству, приняты в пределах полномочий Минтруда России и не нарушают права и законные интересы данных лиц, отказал в удовлетворении жалобы о признании незаконным положений разъяснения Минтруда России, применение которых повлекло уменьшение ранее выплачиваемых этим лицам сумм в возмещение вреда.

Верховный Суд Российской Федерации в указанном решении отметил, что в соответствии с частью 2 пункта 1 ст.28 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливаемое лицам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, при вступлении настоящего Федерального закона в силу обеспечение по страхованию не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещение вреда. Данное решение Верховного Суда Российской Федерации вступило в силу и распространяется на неограниченный круг лиц.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 985 «О финансовом обеспечении в 2011 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.

Полагали, что оснований для удовлетворения настоящего иска не имеется.

Представитель - ГУ УПФР по г. Заречному Пантюшова О. В. с иском не согласилась, пояснив, что Макаров В. Н. состоит на учете получателем пенсии в отделе по назначению, перерасчету и выплате пенсий Управления ПФР по г.Заречному с 01.06.1995г.

С 01.08.1995 года размер пенсии Макарова В.Н. исчисляется в соответствии со ст. 29. Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1).

Законом от 24.11.1995 года №179- ФЗ внесены изменения в порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, ставших инвалидами или потерявшими кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, относящихся к категории лиц, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст.13 Закона Российской Федерации от 18.06.1992 года №3061-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лиц приравненных к ним по пенсионному обеспечению. Со 2 марта 1996 года упразднено правило о назначении указанным лицам пенсии в размере возмещения вреда. Им предоставлено право на одновременное получение двух денежных выплат:

-пенсии по правилам, установленным Законом о государственных пенсиях в РСФСР;

-сумм возмещения вреда по п.25, ст.14 Закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ. При расчете сумм возмещения вреда Управление ПФР руководствовалось:

-Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» утвержденными Постановлением ВС Российской Федерации от 24.12.1992 года № 4214-1. (Федеральным законом от 24.07.1998 года № 125-ФЗ признаны утратившими силу).

-Указаниями Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 1-3-У «О Порядке применения Федеральных Законов РФ от 24.11.1995 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 179-ФЗ и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» № 180-ФЗ в части пенсионного обеспечения и возмещения вреда (Указания утратили силу в связи с изданием Постановления Минтруда РФ от 17.06.1999 года № 15).

-Разъяснениями Минтруда и социального развития Российской Федерации от 9 октября 1996 года № 1 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы» (утв. постановлением Минтруда Российской Федерации от 9 октября 1996 года № 3, в настоящее время Постановлением Минтруда Российской Федерации от 1 июня 1999 года № 10 утратили силу).

Расчет суммы возмещения вреда в размере 6519 руб.68 коп. производился следующим образом:

1) 19891,64x6,4x6: 6 мес. х 55 % х 0,001 = 70,02, где

- 19891,64 - общая сумма заработка за работу на Чернобыльской АЭС,

- 6,4 и 6 - коэффициенты увеличения заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне оплаты труда

- 6 мес. - количество месяцев при расчете сумм СМЗ за работу на ЧАЭС,

- 55 % - процент утраты трудоспособности,

- 0,001 - коэффициент деноминации.

2) 70,02 х 93,1135305 = 6519,68, где

- 93,1135305 - коэффициенты индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993- 1994 одах: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1993 года - в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1994 года - в 1,4 раза, а в последующем - пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда.

Возмещение вреда в указанном размере было назначено с 01.01.1997 года и выплачивалось до передачи функций по выплате возмещения вреда в Департамент социальной защиты г.Заречного ( с 01.01.1997года -6.519.677 руб., с 01.01.1998 года - 6519 руб. 68 коп. в связи с деноминацией).

В период со 02.03.1996 года по 31.03.1996 года размер возмещения вреда -4.939.149 руб. (с учетом деноминации - 4.939 руб.), с 01.04.1996 года по 31.12.1996 года размер возмещения вреда - 5.926.979 руб. (с учетом деноминации - 5.926 руб. 98 коп.)

В соответствии с пунктом 6 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 21 марта 1996 года №1-3-У, для исчисления размера возмещения вреда заработок определяется в следующем порядке:

- лицам, получавшим до 2 марта 1996 года пенсию в размере возмещения вреда, берется заработок, рассчитанный с учетом полагающихся коэффициентов, из которого выплачивалась пенсия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона от 24.11.1995 года № 180-ФЗ указанный заработок за работу до 1 января 1991 года увеличивается в шесть раз, а за работу с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года - в три раза;

- лицам, которым впервые (после 2 марта 1996 года) начисляются суммы возмещения вреда (ранее пенсия в размере возмещения вреда им не назначалась), заработок следует индексировать в соответствии со статьей 11 Правил возмещения вреда (в редакции Закона от 24.11.1995 года № 180-ФЗ), то есть в порядке, действующем для назначения пенсии.

В дальнейшем суммы возмещения вреда подлежат индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

Абзацем 6 пункта 2 Разъяснений Минтруда и социального развития Российской Федерации от 9 октября 1996 года №1 установлено, что лицам, которым впервые (после 2 марта 1996 года) начисляются суммы возмещения вреда (ранее пенсия в размере возмещения вреда не назначалась), заработок следует индексировать в соответствии с частью 3 статьи 11 Правил (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ), т.е. в порядке, действующем для назначений пенсии.

Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется сумма возмещения вреда с учетом процента утраты профессиональной трудоспособности, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1994 годах: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1993 года - в 1,81 раза; с 1 декабря 1993 года - в 1,9 раза; с 1 июля 1994 года - в 1,4 раза, а в последующем - пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 1998 года № ГКПИ98-20 установлено, что абзац 6 пункта 2 Разъяснений соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и не имеется оснований для признания Разъяснений недействующими.

При этом Верховный суд указал следующее:

В соответствии с п.25 ст. 14 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечивается выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей установлен «Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ).

Из содержания ч.3 ст.11 Правил (в редакции названного выше Федерального закона) следует, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

Во исполнение ч.3 ст.11 Правил возмещения вреда и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Министерством труда и социального развития Российской Федерации в пределах своей компетенции постановлением от 9 октября 1996 года - № 3 было утверждено оспариваемое Разъяснение, в абзаце 6 п.2 которого указывалось на то, что лицам, которым впервые (после 2 марта 1996 года) начисляются суммы возмещения вреда (ранее пенсия в размере возмещения вреда не назначалась), заработок следует индексировать в соответствии с ч.3 ст.11 Правил (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ), т.е. в порядке, действующем для назначения пенсии.

Анализ содержания приведенного выше абзаца 6 п.2 Разъяснения свидетельствует о том, что изложенные в нем положения каких-либо новых правил исчисления заработка при возмещении причиненного здоровью вреда не содержат, а лишь подтверждают необходимость применения при этом установленного ч.3 ст.11 Правил (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года) порядка определения общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда и порядка их индексации.

Постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001 года № 83 утверждено Разъяснение Минтруда РФ от 30 ноября 2001 года № 6 «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». В пункте 8 Разъяснений указано, что в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» для возмещения вреда, определенного в 1986 году, - в 6,7 раза; в 1987 году - в 6,4; в 1988 году - в 6,1; в 1989 году - в 5,8; в 1990 году - в 5,5; в 1991 году - в 4,3 раза.

В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз, с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года - в три раза.

Из рассчитанного таким образом заработка исчисляется ежемесячная денежная сумма, которая подлежит индексации в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1997 годах: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза; с 1 апреля 1993 года - в 1,9; с 1 июля 1993 года - в 1,81; с 1 декабря 1993 года в -1,9; с 1 июля 1994 года - в 1,4; с 1 апреля 1995 года - в 1,678; с 1 мая 1995 года - в 1,27; с 1 августа 1995 года - в 1,259; с 1 ноября 1995 года - в 1,05; с 1 декабря 1995 года - в 1,048; с 1 января 1996 года - в 1,045; с 1 апреля 1996 года - в 1,2; с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, а в последующем - согласно законодательству Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2009 года № ГКПИ09-722, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2009 года № КАС09-558, абзац третий пункта 8 настоящего Разъяснения признан не противоречащим действующему законодательству.

Указанные коэффициенты полностью соответствуют расчету, который был применен при расчете сумм возмещения вреда выплачиваемых Управлением.

В основу иска Макарова В.Н. положено Определение Верховного суда от 12 ноября 2007 года №38-В07-9 по делу Карибджаняна Н.А., где приведён порядок расчёта сумм возмещения вреда здоровья, которым суд должен был руководствоваться при рассмотрении иска. Однако данный порядок расчета не может быть принят во внимание Зареченским городским судом, поскольку указанные судебные акты вынесены по конкретному истцу, обстоятельства дела Макарову В.Н. не известны. Кроме того, указанный порядок расчета в решение применяется к сумме условного заработка за 17 дней в период выполнения работ по ликвидации последствий на ЧАЭС.

Кроме того, заявляя требования о применении к расчету сумм возмещения индексов роста минимального размера пенсии истец не принимает во внимание, что Решение Зареченского городского суда от 14 февраля 2001 года содержит выводы о неправильном применении закона Управлением ПФР при назначении и выплате со 02.03.1996 года сумм возмещения вреда, в части применения периода заработной платы из которого рассчитывались суммы возмещения вреда. Данные выводы подтверждаются отзывом от 17 мая 2011 года Министерства здравоохранения и социального развития. Исковые требования Макарова В.Н. по своей сути сводятся к установлению размера сумм возмещения вреда ещё выше чем, выплачивало Управление ПФР

Просила суд отказать Макарову В.Н. в удовлетворении его исковых требований.

Представитель ответчика - Департамента социального развития г. Заречного Пензенской области в судебное заседание не явился, в своем заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, разрешение спора оставлялось на усмотрение суда.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по труду и занятости, представитель которой в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения настоящего иска не имеется.

В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции действовавшей по состоянию на 02 марта 1996 года, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Порядок определения размера заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, порядок индексации выплат определялись в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4214-1.

В соответствии со ст. 11 Правил в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №180-ФЗ суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке.

При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

При определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.

Таким образом, ст. 11 Правил был установлен различный порядок индексации сумм возмещения вреда для лиц, которым суммы возмещения вреда назначены, и для лиц, которым такие выплаты назначаются впервые.

Часть 3 ст. 11 Правил, предусматривающая индексацию с применением индексов увеличения пенсии, устанавливала порядок индексации при исчислении сумм возмещения вреда впервые.

В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 1998 года №ГКПИ98-20 были рассмотрены требования о признании незаконным и недействующим абз. 6 п.2 Разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 09 октября 1996 года №3, дан анализ положениям ч.3 ст. 11 Правил возмещения вреда и указано, что ч. 3 данной статьи подлежит применению к лицам, которым ранее до 02 марта 1996 года пенсия в размере возмещения вреда не назначалась.

Суд принимает во внимание то, что нельзя отождествлять такие правовые категории как пенсия по инвалидности и пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба.

Данные выплаты имели различную правовую природу, а не только различные наименования. Пенсия по инвалидности устанавливалась на основании Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР». Тогда как пенсия по инвалидности в размере фактического ущерба устанавливалась на основании ст. 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции Закона от 18 июня 1992 года №3061-1.

Кроме того, эти пенсии исчислялись различными способами. Ни один из видов пенсии по инвалидности, рассчитанной по нормам Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», не определялся в процентах к утраченному заработку, соответствующих степени утраты профессиональной трудоспособности, в то время как пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба определялась в процентах, соответствующих степени утраты трудоспособности к заработку инвалида-чернобыльца.

Следовательно, увеличение заработка истца Макарова В. Н. в порядке, установленном при исчислении заработка для назначения пенсии (согласно ч.3 ст. 11 Правил) будет противоречить нормам материального права.

При этом ссылка в данном случае истца на решение суда от 17 декабря 2008 года судом не может быть принята во внимание, поскольку в декабре 2008 года истцом Макаровым В. Н. оспаривались действия ГУ УПФР по г. Заречному по определению ему размера пенсии в период до 02 марта 1996 года, что не имеет никакого отношения к предмету настоящего спора.

Материалами настоящего дела установлено, что истцу Макарову В. Н. до 02 марта 1996 года выплачивалась пенсия в размере возмещения фактического ущерба, а, начиная со 02 марта 1996 года ему стали выплачиваться как суммы возмещения вреда здоровью, так и пенсия по инвалидности.

Таким образом, впервые право на получение возмещения вреда в связи с причинением вреда здоровью вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС возникло у истца до 02 марта 1996 года (до вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ), Макарову В. Н. до 02 марта 1996 года уже производилось возмещение вреда здоровью, то при определении его заработка для исчисления сумм возмещения вреда не могли быть приняты индексы увеличения минимальных размеров пенсии, поскольку правовые основания для их применения индексов увеличения минимального размера пенсии имеются лишь в случае исчисления сумм возмещения вреда впервые после 02 марта 1996 года.

Увеличение заработка истца Макарова В. Н. в данном случае должно производиться по нормам п. 2 Постановления от 24 декабря 1992 года №4214-1, а с 1993 года - с применением индексации сумм возмещения вреда по минимальному размеру оплаты труда (ч. 2 ст. 11 Правил).

Позиция истца о том, что он до 02 марта 1996 года сумм возмещения вреда здоровью не получал, вызвана неправильным толкованием закона.

Оснований для удовлетворения иска Макарова В. Н. о взыскании недоплаченных сумм возмещения вреда здоровью за период с 02 марта 1996 года по 01 декабря 1998 года не имеется.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Макарова В.Н. к Министерству здравоохранения социального развития Пензенской области о взыскании сумм возмещения вреда здоровью - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2011 года.

Судья -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200