Решение по заявлению об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело №2-821/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Кривозубовой Ю. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по заявлению Соколовой В.В.

об оспаривании решения органа местного самоуправления

у с т а н о в и л :

(Дата) Соколова В. В. обратилась в Администрацию г. Заречного Пензенской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основанию проживания в жилом помещении, занятом несколькими семьями, в одной из которых имеется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.

Постановлением и.о. Главы Администрации г. Заречного Пензенской области от (Дата) за (Номер) Соколовой В. В. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди как представившей документы, которые не подтверждают проживание в квартире нескольких семей, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Соколова В. В. с указанным решением органа местного самоуправления не согласилась, указав, что трехкомнатная квартира, общей площадью (Данные изъяты) кв.м., расположенная по адресу: (Адрес), находится в общей долевой собственности: по 1/3 доли, приходящиеся на нее, сына С.Е.А. и дочь П.О.А..

Таким образом, ни Соколов Е.А., ни П.О.А. не проживают с ней в принадлежащем ей жилом помещении, они каждый имеют свою долю жилого помещения, независимую от ее доли, что подтверждается отдельными лицевыми счетами собственников жилья: С.Е.А. имеет лицевой счет (Номер), П.О.А. - (Номер), у нее - лицевой счет (Номер).

Зарегистрированы в указанной квартире 4 человека: она, сын С.Е.А. со своей дочерью Д., (Дата) года рождения, а также П.О.А., но фактически проживает 7 человек, причем каждая семья живет независимо друг от друга, занимая свою часть жилого помещения, принадлежащую им на праве общей долевой собственности :

Семья С.О.В., состоящая из С.Е.А., собственника 1/3 доли, и членов его семьи: жены - С.О.В., (Дата) рождения и их детей - дочери С.О.В. Дарьи, (Дата) года рождения и сына С.О.В. Дмитрия, (Дата) рождения, занимает изолированную комнату площадью (Данные изъяты) кв. м.;

Семья П.О.А., собственника 1/3 доли, состоит из самой П.О.А. и ее несовершеннолетнего сына П.Д., (Дата) года рождения, занимает комнату площадью (Данные изъяты) кв. м.

Она же проживает отдельно в комнате площадью (Данные изъяты) кв. м.

Между ними установлен определенный порядок проживания в изолированных отдельных комнатах. В связи с тем, что у каждой семьи имеется отдельный лицевой счет, оплата жилищно-коммунальных услуг производится отдельно в соответствии с установленными долями и количеством членов семьи собственника. Места общего пользования оплачиваются соответственно по долям и количеству лиц согласно начислениям ОАО «ЕРКЦ». Никто из членов семьи собственников не пользуются помещениями, занимаемыми другой семьей. В каждой семье имеются свои бытовые приборы: три телевизора, три холодильника, кухонная утварь, другие предметы домашнего обихода, каждая семья пользуется только своим имуществом.

С.Е.А. и П.О.А. прекратили быть ее членами семьи с момента образования своих семей: каждый проживает своей семьей отдельно от нее, живут независимо друг от друга и независимо от нее; у каждого - свой бюджет, свои семейные заботы и проблемы; своя жилая площадь с отдельными лицевыми счетами. Каждая семья (в том числе и заявительница) имеет свой бюджет, расходуемый сообразно своим потребностям.

То, что они проживают в одном жилом помещении, фактически являющейся коммунальной квартирой, не может служить свидетельством совместного проживания разных семей. Совместное проживание предполагает ведение всеми членами семьи общего хозяйства, то есть участие в несении общих расходов, использование жилого помещения в общих интересах, подчинение интересов отдельных членов семьи общесемейным интересам.

Факт регистрации также не свидетельствует о наличии семейных отношений и не может служить доказательством совместного проживания различных семей.

Она является инвалидом II группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания и относится к категории граждан, с которыми невозможно совместное проживание в одной квартире на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Пункт 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации указывает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким гражданам в соответствии с нормами п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от (Дата) N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» право на дополнительную площадь.

Таким образом, отказ Администрации (Адрес) в признании за ней права на постановку на жилищный учет является незаконным, необоснованным и нарушает ее жилищные права. Считает, что она имеет право быть признанной в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с правом предоставления жилого помещения вне очереди с учетом дополнительной площади, в связи с чем просила признать незаконным отказ Администрации (Адрес) в принятии Соколовой В.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди и обязать Администрацию (Адрес) удовлетворить заявление Соколовой В. В. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как лицу, имеющему тяжелую форму хронического заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеющему право на дополнительную жилую площадь.

Заявительница Соколова В. В. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении в суд просила данное дело рассмотреть в ее отсутствие, на удовлетворении ее заявления настаивала.

Представитель заявительницы - Завалишина Е. Ю., выступающая на основании доверенности, иск поддержала и настаивала на его удовлетворении.

Представитель Администрации г. Заречного Пензенской области - Давыдов А. М., выступающий на основании доверенности, заявление Соколовой В. В. не признал и возражал против его удовлетворения, пояснив, что согласно справке ОАО «ЕРКЦ» г. Заречного в квартире (Адрес) проживают Соколова В. В. - мать, П.О.А. - дочь, зарегистрирована с (Дата) по месту жительства, С.Е.А. - сын, зарегистрирован с (Дата) по месту жительства, С.Д.Е. - внучка, зарегистрирована с (Дата) по месту жительства.

Таким образом, в указанной квартире почти 20 лет проживают семья мать, сын и дочь, и внучка вселена в качестве члена семьи. Таким образом, в полном соответствии с положениями статьи 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, у органа местного самоуправления не было оснований полагать, что в указанной квартире проживает несколько семей.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

В соответствии с действующим законодательством у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по проверке наличия факта ведения общего хозяйства лицами, желающими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленными на учет.

Заинтересованные лица П.О.А. и С.Е.А. согласились с заявлением Соколовой В. В. и настаивали на его удовлетворении.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, проверив материалы дела, суд считает, что данное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как указано в ст. 254 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправление, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 51 п. 1 ч. 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как определено ст. 57 п. 2 ч. 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно ст. 54 части 1 пункту 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст. 31 ч. 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из материалов дела видно, что квартира (Адрес) принадлежит на основании договора приватизации от (Дата) Соколовой В. В., С.Е.А. и П.О.А. - по 1/3 доли каждому.

(Дата) Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области было зарегистрировано право собственности указанных лиц на квартиру (Адрес).

Согласно справке ОАО «ЕРКЦ» от (Дата) на спорной жилой площади по месту жительства зарегистрированы Соколова В. В., П.О.А., С.Е.А. с дочерью Д., (Дата) рождения.

Как следует из материалов дела, в комнате площадью (Данные изъяты) кв.м проживает Соколова В. В. составом семьи один человек, в комнате площадью (Данные изъяты) кв.м проживает П.О.А. совместно с сыном Д., (Дата) года рождения, а в комнате площадью (Данные изъяты) кв.м проживает С.Е.А. со своей семьей, а именно женой С.О.В. и двумя несовершеннолетними детьми.

В данной квартире находятся три холодильника, три телевизора, каждая семья пользуется только своим имуществом.

Указанные обстоятельства усматриваются из объяснений представителя заявительницы, заинтересованных лиц П.О.А. и С.Е.А., а также показаний свидетелей Б.Л.Д., И.Л.А., К.Н.А.

Как видно из акта обследования условий проживания С.Д.Е. по (Адрес) от (Дата), в указанной квартире проживает 7 человек, в том числе семья С.О.В., жены С.Е.А. Семья С.О.В. составляет 4 человека: она, муж С.Е.А. и двое их несовершеннолетних детей. В комнате, в которой проживает данная семья, имеется диван, шкаф, тумбочка, телевизор, стол для занятий, детская кроватка, раскладное кресло; остальные предмета обихода (стиральная машина, пылесос, гладильная доска, аквариум) находятся в коридоре, кухонный стол и холодильник - на общей кухне.

Согласно акту обследования условий проживания и воспитания П.Д.В., (Дата) рождения, составленного (Дата) социальным педагогом средней школы (Номер) г. Заречного, на момент посещения семьи несовершеннолетнего по (Адрес) было выявлено, что в данной квартире проживают три семьи. Семья несовершеннолетнего занимает в квартире комнату площадью (Данные изъяты) кв.м. В данной комнате находятся мебельная стенка, диван, софа, компьютерный столик, компьютерное кресло, компьютер и телевизор. В комнате площадью (Данные изъяты) кв.м проживает Соколова В. В., бабушка несовершеннолетнего. В комнате площадью (Данные изъяты) кв.м проживает семья С.Е.А., состоящая из четырех человек. Каждая семья имеет свой холодильник и питается отдельно.

Согласно представленным счетам-квитанциям П.О.А., Соколова В. В. и С.Е.А. имеют свои отдельные лицевые счета по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Оснований не доверять представленным со стороны заявительницы Соколовой В. В. доказательствам у суда не имеется.

Собранные по делу доказательства в совокупности подтверждают то, что фактически в квартире (Адрес) проживают три семьи. Со стороны Администрации г. Заречного Пензенской области не было представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

То обстоятельство, что ранее спорное жилое помещение предоставлялось единой семье, не является основанием для отказа в удовлетворении настоящего заявления, поскольку (Дата) П.О.А. вступила в брак с П.В.В. и создала свою семью. После расторжения брака с П.В.В. стала проживать семьей составом 2 человека, т. е. со своим несовершеннолетним сыном отдельно от своей матери. (Дата) С.Е.А. вступил в брак с С.О.В. и стал проживать отдельно от семей матери и сестры.

Соколова В. В., П.О.А. и С.Е.А. каждый имеют в собственности по 1/3 доли спорного жилого помещения. Каждый из них образовал свою семью.

То обстоятельство, что в спорной квартире проживают лица, зарегистрированные по другому адресу, принципиального значения для разрешения данного дела по существу не имеет, поскольку лица, не имеющие регистрации по указанному адресу, входят в состав семьи каждого из сособственников жилого помещения. Свою самостоятельную семью такие лица не образуют.

Согласно справке (Номер) от (Дата), выданной МСЧ (Номер), Соколова В. В. по своему состоянию здоровья имеет право пользования дополнительной жилой площадью. Также она страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Таким образом, Администрацией г. Заречного Пензенской области было необоснованно отказано Соколовой В. В. в принятии на учет как нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в жилом помещении занятом несколькими семьями, в одной из которых имеется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, а поэтому отказ органа местного самоуправления, выраженный в форме постановления и.о. Главы Администрации Пензенской области, подлежит признанию незаконным.

Как определено ст. 258 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.

В данном случае заявление Соколовой В. В. от (Дата) вновь подлежит рассмотрению руководителем органа местного самоуправления, которым должно быть принято решение в соответствии с требованиями действующего законодательства. Возложение на Администрацию г. Заречного Пензенской области обязанности по удовлетворению заявления Соколовой В. В., как просит заявительница, является недопустимым, поскольку никто не вправе предрешать результат рассмотрения такого обращения гражданина.                

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным отказ Администрации г. Заречного Пензенской области в принятии Соколовой В.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, оформленный в виде постановления и.о. Главы Администрации г. Заречного Пензенской области (Номер) от (Дата).

Обязать Администрацию г. Заречного Пензенской области рассмотреть заявление Соколовой В. В. от (Дата) о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2011 года.

Судья -