Решение по заявлению о возложении обязанности по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Заречный                                                                         «16» ноября 2011 года

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Бузаева С.А.

при секретаре Грузд И.В.,

с участием помощника прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области Никитиной Н.Б.,

представителя администрации ЗАТО Заречный Пензенской области Давыдова А.М.,

представителя Департамента образования ЗАТО Заречный Пензенской области Волошенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении зала суда гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области о возложении на администрацию МБОУ ДОД «ДЮЦ Юность» обязанности по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО Заречный Пензенской области обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию МБОУ ДОД «ДЮЦ Юность» обязанности по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности, в обоснование требований указав, что прокуратурой ЗАТО Заречный Пензенской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании МБОУ ДОД «ДЮЦ «Юность» по адресу: (Адрес), в ходе которой установлено следующее.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст.38 вышеуказанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Приказом МСЧ России от 18 июня 2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.

В силу п.96 настоящих Правил регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППP) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППP должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

Однако, в нарушение названных требований МБОУ ДОД «ДЮЦ «Юность» не заключен договор на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в здании 40 со специализированной имеющей соответствующую лицензию организацией. Кроме того, не обеспечено обслуживание электрооборудования в соответствии с требованием нормативных документов по энергетике в здании МБОУ ДОД «Юность», что противоречит п.57 ППБ 01-03, согласно которому проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Согласно п.2.3.1 ППБ 101-89 электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

В п.2.3.2 ППБ 101-89 администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п.2.3.1 настоящих правил, своевременно устранять выявленные недостатки.

В силу п.1.2.1 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.

Согласно п.1.2.2. настоящих правил потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов, своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования.

В настоящее время имевшие место договор на техническое обслуживание установок пожарной сигнализации МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Юность», а также договор на техническое обслуживание электрооборудования МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», заключенные с МП «Горэлектросеть» 25 декабря 2010 года, расторгнуты (с 01 сентября 2011 года) в связи с нарушением заказчиком МОУ ДОД «ДЮЦ «Юность» сроков платежей.

Согласно п.1.1 Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Юность» учреждение создано закрытым административно-территориальным образованием г.Заречного Пензенской области для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Заречного в сфере образования.

Функции и полномочия учредителя МБОУ в указанной сфере деятельности возложены на Департамент образования г.Заречного.

Вопреки требованиям закона администрацией МОУ ДОД «Юность», а также учредителем - Департаментом образования г.Заречного на протяжении длительного периода времени не предприняты меры по обеспечению пожарной безопасности в полном объеме в МБОУ ДОД «Юность». Указанное обстоятельство угрожает при возникновении пожара причинением вреда жизни, здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетних, воспитанников МБОУ ДОД «ДЮЦ «Юность».

В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований. В связи с тем, что круг воспитанников МБОУ индивидуализировать невозможно, дети поступают и уходят из учреждения в течение года, привлечь заинтересованных лиц в качестве истцов нельзя, прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.

На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие администрации образовательного учреждения - МБОУ ДОД «Юность» и Департамента образования г. Заречного в части несоблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности и обязать МБОУ ДОД «Юность» г.Заречного Пензенской области. Заключить договор на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, а также договор на техническое обслуживание электрооборудования МОУ ДОД ДЮЦ «Юность» со специализированной имеющей соответствующую лицензию организацией. Обязать Департамент образования г.Заречного выделить финансовые средства на проведение мероприятий в МБОУ ДОД «Юность» г.Заречного Пензенской области», связанных с устранением имеющих место нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Прокурор ЗАТО Заречный Пензенской области доводы заявления поддержала, просила суд их удовлетворить.

(должность) МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» г.Заречного С.И.В. в судебном заседании показал, что договоры на техническое обслуживание установок пожарной сигнализации и на техническое обслуживание электрооборудования в настоящее время приостановлены, поскольку у них имеется задолженность перед МП Горэлектросеть. Причиной приостановления договорных обязательств стало отсутствие финансирования со стороны учредителя Департамента образования г.Заречного Пензенской области.

Представитель Департамента образования г.Заречного В.И.В. в судебном заседании показал, что в настоящее время они не могут финансировать МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» г.Заречного, поскольку администрация ЗАТО г.Заречного сократила лимиты на 2011 год.

В судебном заседании представитель администрации г.Заречного Давыдов А.М. показал, что не усматривает состав бездействия со стороны администрации МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» г.Заречного, поскольку это учреждение является бюджетным и финансируется Департаментом образования г.Заречного Пензенской области. Меры по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» г.Заречного не были предприняты из-за отсутствия финансирования.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» дается характеристика и раскрывается содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которого следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности следует отметить создание пожарной охраны и организацию ее деятельности.

Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03 и НПБ 104-03), утвержденными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) соответственно за №315 от 18 июня 2003 года и №323 от 20 июня 2003 года и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года за №4836 и №4837, которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусмотрена защита зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации АУПС и СОУЭ в качестве средств пожарной безопасности.

В силу п.96 настоящих Правил регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППP) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППP должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

Однако, в нарушение названных требований МБОУ ДОД «ДЮЦ «Юность» г.Заречного не заключен договор на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в здании 40 со специализированной имеющей соответствующую лицензию организацией.

Кроме того, не обеспечено обслуживание электрооборудования в соответствии с требованием нормативных документов по энергетике в здании МБОУ ДОД «Юность» г.Заречного, что противоречит п.57 ППБ 01-03, согласно которому проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Судом установлено, что в настоящее время договор на техническое обслуживание установок пожарной сигнализации МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Юность», а также договор на техническое обслуживание электрооборудования МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», заключенные с МП «Горэлектросеть» 25 декабря 2010 года, приостановлены в связи с нарушением заказчиком МОУ ДОД «ДЮЦ «Юность» г.Заречного сроков платежей. Функции и полномочия учредителя МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Юность» г.Заречного возложены на Департамент образования г.Заречного. В настоящее время учредителем финансирование МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Юность» г.Заречного не производится. В связи с выявленными нарушениями руководителем МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Юность» г.Заречного в адрес начальника Департамента образования г.Заречного направлены ходатайства о выделении финансирования, которое осуществляется из городского бюджета на основе сметы доходов и расходов, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством РФ.

Суд не усматривает бездействия в части несоблюдения требований законодательства о противопожарной безопасности со стороны администрации МБОУ ДОД «Юность» г.Заречного, поскольку директором МБОУ ДОД «Юность» г.Заречного неоднократно направлялись письма в адрес Департамента образования г.Заречного с просьбами о финансировании. Поскольку данное учреждение является муниципальным, оно финансируется за счет средств местного бюджета. Согласно постановлению №1331 от 18 июля 2011 года об утверждении положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Заречный основными задачами органами местного самоуправления являются: финансирование в бюджете города денежные средства на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности города и проведения противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности населения при утверждении бюджета города; приобретение пожарной техники, пожарно-технического вооружения пожарной части по охране города; установление в г.Заречном особого противопожарного режима при неблагоприятной обстановке с пожарами на территории города.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В силу ст.ст.139,140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отсутствие у учредителя Департамента образования г.Заречного денежных средств для осуществления финансирования затрат на выполнение средств системы обеспечения пожарной безопасности, не освобождает его от выполнения этой обязанности. Департамент образования г.Заречного, как учредитель МБОУ ДОД «ДЮЦ Юность» г.Заречного, в силу закона (ст.120, 296-300 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязан нести бремя содержания имущества, находящегося на балансе муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора ЗАТО г.Заречный Пензенской области о возложении на администрацию МБОУ ДОД «ДЮЦ Юность» г.Заречного по обеспечению требований законодательства о пожарной безопасности - удовлетворить частично.

Обязать МБОУ ДОД «ДЮЦ Юность» г.Заречного Пензенской области заключить договоры на проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией и на техническое обслуживание электрооборудования МБОУ ДОД «ДЮЦ Юность» г.Заречного Пензенской области со специализированной имеющей соответствующую лицензию организацией.

Обязать Департамент образования г.Заречного выделить финансовые средства на проведение мероприятий в МБОУ ДОД «Юность» г.Заречного Пензенской области, связанных с устранением нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено «18» ноября 2011 года.

Судья                                                                                          С.А. Бузаев