Решение по иску о приостановлении деятельности



Дело №2-781/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Чирковой Ю. А.

С участием прокурора Никитиной Н. Б.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Заречный,

Пензенской области в интересах неопределенного круга

лиц к ООО «Ацетиленовая станция» о приостановлении

деятельности

у с т а н о в и л :

Прокурор ЗАТО г. Заречный Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Ацетиленовая станция» о приостановлении деятельности.

В обоснование своего иска указал, в целях реализации полномочий, предоставленных ст. 24.6 КоАП РФ, прокуратурой города была проведена проверка дел об административных правонарушениях, рассмотренных Региональным управлением № 59 ФМБА России в сентябре 2011 года.

Изучение материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ацетиленовая станция» показало, что основной вид деятельности ООО «Ацетиленовая станция» (Данные изъяты) - производство ацетилена из карбида кальция. По санитарной классификации, согласно СанПиН 2.2.1/2Л. 1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предприятие относится к 1 классу опасности с нормативным размером санитарно-защитной зоны 1000 м. В состав производственных помещений входят: склад карбида кальция, раскупорочная, генераторное отделение, отделение очистки ацетилена, отделение компрессии и осушки ацетилена, наполнительное отделение, склад готовой продукции. Основные производственные вредности на предприятии: фосфин (фосфористый водород), производственный шум (акт проверки № 153 от 31.08.2011 г.).

Согласно протоколу лабораторных исследований воздуха атмосферного/рабочих мест № 10626-10629 от 26.08.2011 года, а также заключению эксперта по результатам исследований содержание вредных химических веществ (фосфин) во всех точках измерений превышает допустимые по ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны» за исключением положения 3 точки 2 (рабочего места оператора генераторной установки в складском помещении). Так, на рабочем месте оператора по наполнению баллонов на участке наполнения обнаружена концентрация фосфина в размере 0,73 мг/мЗ; 0,72 мг/мЗ; 0,74 мг/мЗ при ПДК 0,1 мг/мЗ. На рабочем месте оператора генераторной установки в разгрузочно-погрузочном участке обнаружена концентрация фосфина в размере 0,19 мг/мЗ; 0,19 мг/мЗ; 0,20 мг/мЗ при ПДК 0,1 мг/мЗ. На рабочем месте оператора генераторной установки на генераторном участке обнаружена концентрация фосфина в размере 0,35 мг/мЗ; 0,34 мг/мЗ; 0,35 мг/мЗ при ПДК 0,1 мг/мЗ.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 76 введены в действие ГН 2.2.5.1313-03 «Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы» (далее - ГН 2.2.5.1313-03). Настоящие Нормативы действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают предельное допустимое содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны; распространяются на рабочие места, независимо от их расположения (в производственных помещениях, в горных выработках, на открытых площадках, транспортных средствах и т.п.) (п.п. 1.2, 1.3).

Согласно ГН 2.2.5.1313-03, а также в соответствии с классификацией ГОСТ 12.1.007-76. «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» фосфин относится к I классу - чрезвычайно опасных веществ; «особенности действия на организм» О - вещество с остронаправленным механизмом действия, требующие автоматического контроля за его содержанием в воздухе: п - пары и/или газы.

ПДК (предельно допустимая концентрация) фосфина - 0,1 мг/мЗ.

Согласно Акту проверки РУ № 59 ФМБА России № 153 от 31.08.2011 года в ООО «Ацетиленовая станция» отсутствует автоматический контроль содержания в воздухе рабочей зоны химического вещества (фосфин) остронаправленного действия, что является нарушением п.. 5.10 раздела 5 (Технологические процессы и оборудование, характеризующиеся применением и выделением вредных веществ (газов, паров, жидкостей) СП 2.2.2.1327-03, согласно которому контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия должен быть автоматическим, соответствовать требованиям действующих нормативных документов по контролю содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

В соответствии с п. 5.1 СП 2.2.2.1327-03 организация технологических процессов и производственное оборудование должны исключать (для веществ 1 и 2 классов опасности) или резко ограничивать (для остальных веществ) возможность контакта работающих с вредными веществами путем проведения процесса в непрерывном замкнутом цикле, использования герметичной аппаратуры при широком применении комплексной автоматизации.

Согласно характеристикам фосфин ядовит (опасная концентрация, способная привести к летальному исходу, - 0,05 мг/л), а в концентрации 2000 мл/мЗ (2 л/мЗ, или 2-10-3) он вызывает мгновенную смерть. Чистый фосфин (без примесей) воспламеняется при температуре 150 С, сгорает с образованием токсичной фосфорной кислоты, но при наличии примесей дифосфина Р2Н4 или газообразного фосфора Р4 может и самопроизвольно воспламеняться на воздухе. Реакция фосфина с кислородом относится к разветвленным цепным химическим реакциям, т.е. протекает быстрее и может привести к взрыву. Запах фосфина ощущается при 0,002-0,004 мг/л; уже при 0,01 мг/л многочасовое воздействие может привести к смерти.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении от 31.08.2011 г. и акту проверки №153 от 31.08.2011 года в деятельности ООО «Ацетиленовая станция» были выявлены также нарушения:

п.4.15 СП 2.2.2.1327-03, а именно воздуховоды вентиляционных систем, полы, стены, потолки производственных помещений, проемы и поверхности окон, арматура освещения не очищены от пыли п.2.12 СП 2.2.2.1327-03, а именно оператор по наполнению баллонов, оператор генераторной установки допущены к работе без средств индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор); не организована стирка, чистка спецодежды и средств индивидуальной защиты (респираторов);

ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., не осуществлялся производственный лабораторный контроль за условиями труда работников предприятия.

Таким образом, выявленные нарушения в деятельности ООО «Ацетиленовая станция» причиняют вред здоровью людей, работающих на данном предприятии, а также иных лиц, которые могут находиться на предприятии, создают дальнейшую угрозу жизни и здоровью людей, загрязнению атмосферного воздуха.

Постановлением руководителя Регионального управления № 59 ФМБА России № 54 от 06.09.2011 г. ООО «Ацетиленовая станция» привлечено к административной ответственности по ст. 6.З Кодекса РФ об административных правонарушениях и на него наложен штраф в размере 10000 рублей.

В то же время с учетом санкции ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ацетиленовая станция» РУ № 59 ФМБА России не было направлено в районный суд для рассмотрения, соответственно, вопрос о приостановлении деятельности решен не был.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Просил суд приостановить деятельность ООО «Ацетиленовая станция» до устранения выявленных нарушений, а именно: до доведения концентрации фосфина в воздухе рабочей зоны до ПДК, установленных ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»; обеспечения автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны химического вещества 1 класса опасности (фосфин) остронаправленного действия в соответствии с. требованиями п.5.10 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; обеспечить контроль проведение регулярной качественной уборки на производственных участках предприятия в соответствии с требованиями п.4.15 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; обеспечить стирку, чистку спецодежды и средств индивидуальной защиты (респираторов), а также контроль за данными мероприятиями в соответствии с требованиями п. 2.12 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; осуществить производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил на предприятии в соответствии с программой производственного контроля и согласно требованиям п.2.4, п.4.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В судебном заседании от прокурора ЗАТО г. Заречный поступило заявление об отказе от иска в части обеспечения контроля за проведением регулярной качественной уборки на производственных участках предприятия в соответствии с требованиями п.4.15 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; обеспечения стирки, чистки спецодежды и средств индивидуальной защиты (респираторов), а также контроля за данными мероприятиями в соответствии с требованиями п. 2.12 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; осуществления производственного лабораторного контроля за соблюдением санитарных правил на предприятии в соответствии с программой производственного контроля и согласно требованиям п.2.4, п.4.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в связи с добровольным исполнением.

В данной части судом принят отказ от иска и производство в указанной части прекращено.

В судебном заседании прокурор Никитина Н. Б. исковые требования в части приостановления деятельности ООО «Ацетиленовая станция» до обеспечения автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны химического вещества 1 класса опасности (фосфин) остронаправленного действия в соответствии с требованиями п.5.10 Санитарных Правил 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика - ООО «Ацетиленовая станция» - Богатырев Г. И., действующий на основании приказа №65 от 01. 09. 2011 года, против удовлетворения иска возражал, пояснив, что приостановление деятельности ООО «Ацетиленовая станции» невозможно, поскольку это негативно скажется на производственном процессе. В судебном заседании он не отрицал того, что действительно ими в основном выполнены требования иска. Также предприятием в настоящее время, а именно 02 ноября 2011 года заключен договор с ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытания в Пензенской области» на выполнение работ по поверке и калибровке средств измерений, аттестации испытательного оборудования. Ими были приобретены сигнализаторы термохимические в количестве 12 штук, которые установлены, но до настоящего времени их поверка не выполнена.

Представитель третьего лица - Регионального управления №59 ФМБА России - Поспелова Е. В., действующая на основании доверенности, разрешение данного спора оставляла на усмотрение суда.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что имеются основания для удовлетворения настоящего иска.

В соответствии со ст.1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд может отказать в иске о приостановлении или прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Как следует из акта проверки органом государственного контроля (надзора) №153 от 31 августа 2011 года основным видом ООО «Ацетиленовая станция» является производство ацетилена из карбида кальция.

По санитарной классификации согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предприятие относится к 1 классу опасности с нормативным размером санитарно-защитной зоны 1000 м. Ближайшие жилые дома по ул. Восточной г. Заречного расположены на расстоянии более 1000м от границ площадки предприятия.

Основные производственные вредности на предприятии: фосфин (фосфористый водород), производственный шум.

В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны содержания химического вещества 1 класса опасности (фосфина) остронаправленного действия, что является нарушением п.5.10 СП 2.2.2.1327 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

Согласно п. 5.10 Санитарных правил 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия должен быть автоматическим, соответствовать требованиям действующих нормативных документов по контролю содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

В целях устранения выявленного нарушения ответчиком были приобретены и установлены датчики автоматического контроля - сигнализаторы термохимические СТХ-6 в количестве 12 штук. Однако на момент рассмотрения судом данные приборы измерения поверены не были. Наличие поверки является доказательством правильной работы измерительных приборов. Поэтому в данном случае у суда имеются основания полагать, что такое нарушение в деятельности ответчика как отсутствие автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны химического вещества 1 класса опасности фосфина в полной мере не устранено, а поэтому имеются основания для приостановления деятельности ответчика, поскольку его деятельность носит опасный характер, а такая деятельность должна надлежащим образом контролироваться, чего в настоящем случае не имеется.

При постановлении решения по настоящему делу суд на основании ст. 103 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей, поскольку истец при обращении в суд с настоящим иском от уплаты госпошлины освобожден законом.        

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Приостановить деятельность ООО «Ацетиленовая станция» до обеспечения автоматического контроля содержания в воздухе рабочей зоны химического вещества 1 класса опасности (фосфин) остронаправленного действия в соответствии с требованиями п.5.10 Санитарных Правил 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

Взыскать с ООО «Ацетиленовая станция» государственную пошлину в доход Российской Федерации в сумме 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года.

Судья -