Дело № 2-1039/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Заречный «26» декабря 2011 года Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Кошлевского Р.В., при секретаре Лазаревой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Заречного Пензенской области (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к Администрации ЗАТО г.Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия Администрации ЗАТО г.Заречный Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению организации дорожного движения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам,- У С Т А Н О В И Л: Прокурор ЗАТО г. Заречного Пензенской области (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к Администрации ЗАТО г.Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия Администрации ЗАТО г.Заречный Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению организации дорожного движения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, указав, чтов соответствии с п.5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года (далее - Закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере. Исходя из положений, установленных с ч.4 ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Постановлением Администрации г. Заречного от 15.06.2011 N 1120 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа ЗАТО г. Заречный Пензенской области» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа ЗАТО г. Заречного Пензенской области. Согласно приложению к указанному Постановлению ул.Конституции СССР является улицей местного значения с идентификационным номером 58- (56 534000000) ОП МГ-5, ул.Литке, ул.Ленина, ул. Строите л ей, пр.30-летия Победы являются магистральными дорогами регулируемого движения с идентификационными номерами 58-(56 534000000) ОП МГ-7, 58-(56 534000000) ОП МГ-19, 58-(56 534000000) ОП МГ-31, 58-(56 534000000) ОП МГ-34 соответственно. В соответствии с п.5 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее - ПДД), знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. К данной группе относятся дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 5.21 и 5.22 «Жилая зона». Сотрудниками прокуратуры ЗАТО г.Заречного Пензенской области была проведена проверка соответствия дорожный знаков, установленных на территории г.Заречного обязательным требованиям действующего законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению организации дорожного движения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.Просил признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г.Заречного Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению организации дорожного движения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать установить дорожные знаки: в зоне пешеходного перехода из ЦПКиО «Заречье» к ул.Ленина, 29 два дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходного перехода из ЦПКиО «Заречье» к домам №№39, 41 ул.Конституции СССР два дорожных знака 5.19.2; у дома №39 а по ул.Конституции СССР дорожный знак 5.19.1; в зоне пешеходного перехода по ул.Конституции, 27 дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, дорожный знак «Жилая зона» 5.21, 5.22; в зоне пешеходного перехода у МОУ «COШ №218» со стороны ул.Конституции СССР дорожный знак 5.19.2; в зоне пешеходного перехода по ул.20 автодорога у СТО два дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходного перехода у КПП №6 2 дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходных переходов по ул.Литке, 45, 35, 39 по два дорожных знака 5.19.2; дорожный знак 5.19.2 в зоне пешеходного перехода по ул.Литке,29 «б»; на разделительной полосе расположенной от перекрестка пр.Мира-пр.30-летия Победы до перекрестка ул.Комсомольская-пр.30-летия Победы и от перекрестка ул.Ленина -пр.30-летия Победы до ул.Озерской дублирующие знаки «Пешеходный переход». В судебном заседании прокурор Крылова О.М., заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Представитель Администрации ЗАТО г.Заречного Пензенской области - Давыдов А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора ЗАТО г.Заречный Пензенской области признал полностью и не возражал против их удовлетворения. Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по ЗАТО Заречный Пензенской области в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, будучи уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, находит требования прокурора ЗАТО г.Заречного подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года (далее - Закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере. Исходя из положений, установленных с ч.4 ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено что, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. Согласно ч.1 ст.21 Названного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. В силу положений ст.22 Вышеуказанного Федерального закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Из содержания п.п.1, 3 ст.24 Закона следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимость на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждений и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения. Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статья 6 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г. Заречного от 15.06.2011 N 1120 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа ЗАТО г. Заречный Пензенской области» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа ЗАТО г. Заречного Пензенской области. Согласно приложению к указанному Постановлению ул.Конституции СССР является улицей местного значения с идентификационным номером 58- (56 534000000) ОП МГ-5, ул.Литке, ул.Ленина, ул. Строите л ей, пр.30-летия Победы являются магистральными дорогами регулируемого движения с идентификационными номерами 58-(56 534000000) ОП МГ-7, 58-(56 534000000) ОП МГ-19, 58-(56 534000000) ОП МГ-31, 58-(56 534000000) ОП МГ-34 соответственно. В соответствии с п.5 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее - ПДД), знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. К данной группе относятся дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 5.21 и 5.22 «Жилая зона». При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода. Дорожные знаки 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» устанавливаются на территории, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне. Пунктом 4 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденного. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221 установлены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц Согласно п.п. 4.1.1, 4.1.2 ГОСТа автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. В ходе проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО г.Заречного Пензенской области в присутствии представителей ОГИБДД МО ОВД в ЗАТО Заречный Пензенской области, соответствия дорожных знаков, установленных на территории г.Заречного обязательным требованиям действующего законодательства, было установлено, что в зоне пешеходного перехода из ЦПКиО «Заречье» к ул.Ленина, 29 отсутствует два дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходного перехода из ЦПКиО «Заречье» к домам №№39, 41 ул.Конституции СССР отсутствует два дорожных знака 5.19.2; у дома №39 а по ул.Конституции СССР дорожный знак «Пешеходный переход» деформирован; в зоне пешеходного перехода по ул.Конституции, 27 отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, дорожный знак «Жилая зона» 5.21, 5.22 деформирован; в зоне пешеходного перехода у МОУ «СОШ №218» со стороны ул.Конституции СССР отсутствует дорожный знак 5.19.2; в зоне пешеходного перехода по ул.20 автодорога у СТО отсутствует два дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходного перехода у КПП №6 отсутствует 2 дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходных переходов по ул.Литке, 45, 35, 39 отсутствует по два дорожных знака 5.19.2; дорожный знак 5.19.2 по в зоне пешеходного перехода по ул.Литке,29 б- отсутствует; на разделительной полосе расположенной от перекрестка пр.Мира-пр.30-летия Победы до перекрестка ул.Комсомольская-пр.30-летия Победы и от перекрестка ул.Ленина -пр.30-летия Победы до ул.Озерской, отсутствуют дублирующие знаки «Пешеходный переход». Принимая во внимание, что неисполнение Администрацией ЗАТО г.Заречного Пензенской области требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в части установки дорожных знаков нарушает права неопределенного круга лиц насвободное и беспрепятственное передвижение по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, суд считает исковые требования прокурора ЗАТО г.Заречного (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к Администрации ЗАТО г.Заречного Пензенской области - законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд - Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора ЗАТО г.Заречного Пензенской области (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к Администрации ЗАТО г.Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия Администрации ЗАТО г.Заречный Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению организации дорожного движения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г.Заречного Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению организации дорожного движения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Обязать Администрацию ЗАТО г.Заречного Пензенской области установить дорожные знаки: в зоне пешеходного перехода из ЦПКиО «Заречье» к ул.Ленина, 29 два дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходного перехода из ЦПКиО «Заречье» к домам №№39, 41 ул.Конституции СССР два дорожных знака 5.19.2; у дома №39 а по ул.Конституции СССР дорожный знак 5.19.1; в зоне пешеходного перехода по ул.Конституции, 27 дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, дорожный знак «Жилая зона» 5.21, 5.22; в зоне пешеходного перехода у МОУ «COШ №218» со стороны ул.Конституции СССР дорожный знак 5.19.2; в зоне пешеходного перехода по ул.20 автодорога у СТО два дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходного перехода у КПП №6 2 дорожных знака 5.19.2; в зоне пешеходных переходов по ул.Литке, 45, 35, 39 по два дорожных знака 5.19.2; дорожный знак 5.19.2 в зоне пешеходного перехода по ул.Литке,29 «б»; на разделительной полосе расположенной от перекрестка пр.Мира-пр.30-летия Победы до перекрестка ул.Комсомольская-пр.30-летия Победы и от перекрестка ул.Ленина -пр.30-летия Победы до ул.Озерской дублирующие знаки «Пешеходный переход». Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течении 10 дней со дня его оглашения. Судья Р.В.Кошлевский