Решение по иску о признании постановления незаконным



Дело №2-72/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Кривозубовой Ю. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Егорова П.М. к

Администрации г. Заречного Пензенской области о признании

Постановления об отказе в признании нуждающимся в улучшении

Жилищных условий и поставке на учет незаконным

У с т а н о в и л :

Егоров П. М. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии (Номер).

(Дата) он обратился в Администрацию г. Заречного Пензенской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Постановлением исполняющего обязанности Главы Администрации г. Заречного (Номер) от (Дата) ему было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по следующим основаниям:

1) как не представившему документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, пунктом 5 части 2 Закона Пензенской области от 27.02.2010 года № 1870 - ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» (не представлено свидетельство о рождении);

2) как представившему документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет более учетной нормы в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Считая данный отказ незаконным. Егоров П. М. обратился в суд с иском о признании постановления об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставке на учет незаконным.

В обоснование своего иска указал, что в соответствии с п. 3 ч.1 с. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Пензенской области от 27.02.2010 года № 1870 «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Он в соответствии с документами является участником Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года №614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Следовательно, для инвалидов и ветеранов ВОВ предусмотрено обеспечение жильем исходя из 36 квадратных метров.

Кроме того, он является инвалидом второй группы, у него отсутствует левая нога, из-за этого он плохо ходит и за ним требуется постоянный уход. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, он нуждается в социально-бытовой реабилитации, а также в технических средствах реабилитации и услугах по реабилитации. В этих целях ему нужно переоборудовать ванну и туалет для возможности пользования ими как инвалиду.

Проживать в одной квартире с сыном Егоровым М. П. и дочерью Фирсовой Н. А. не представляется возможным, так как ему по состоянию здоровья необходима отдельная комната.

В соответствии с ч. 1 статьи 2 Закона Пензенской области Закона Пензенской области от 27.02.2010 года № 1870 «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление.

К заявлению прилагаются:

документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;

документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя;

выписка из домовой книги или из похозяйственной книги либо копия финансового лицевого счета;

документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);

документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);

документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Документы (справки) представляются в копиях с одновременным представлением оригинала.

Копия документа (справки) после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются заявителю.

Им в Администрацию г.Заречного Пензенской области представлен весь пакет документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В пункте 5 части 2 статьи 2 Закона Пензенской области указано, что к заявлению прилагаются и документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства.

Свидетельство о рождении он предоставить не мог, так как архив утерян и восстановлению не подлежит. Однако отметка о его рождении имеется в документах, удостоверяющих его личность (военный билет, паспорт).

Просил признать постановление и.о. Главы Администрации г. Заречного Пензенской области от 25.10.2011 года № 1998 «Об отказе Егорову П.М. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» незаконным и обязать Администрацию г. Заречного признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Истец Егоров П. М. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить

Представители Егорова П. М. - Дурин О. В. и Фирсова Л. П., действующие на основании доверенности, исковые требований поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации г. Заречного Пензенской области Токарева Н. П., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что Постановление Главы Администрации г. Заречного от 25.10.2011 года № 1998 «Об отказе Егорову П. М. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» издано с учетом норм действующего законодательства.

Третьи лица Егоров М. П. и Фирсова Н. А. в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых просили рассмотреть данное дело в их отсутствие, исковые требования Егорова П. М. поддержали, просили удовлетворить.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что согласно удостоверению участника Великой Отечественной войны истец Егоров П. М. имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах».

Согласно ст. 14 п. 1 п. п. 4 Федерального Закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Законом Пензенской области от 27 февраля 2010 года №1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» определен порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Действие указанного Закона распространено на ряд категорий граждан, определенных Федеральным законом «О ветеранах», проживающих на территории Пензенской области, включая участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Как определено в ст. 2 Закона Пензенской области «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» установлено, что участники Великой Отечественной войны являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Собрания представителя г. Заречного Пензенской области №105 от 08 сентября 2005 года ( в редакции решения №590 от 14 октября 2008 года) установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст. 54 Жилищного Кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Из материалов дела видно, что истец Егоров П. М. проживает совместно с сыном Егоровым М. П. и внучкой Фирсовой Н. А. в квартире (Адрес). 5/12 долей в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежит Егорову П. М., а 7/12 долей в праве собственности - сыну Егорову М. П. Общая площадь квартиры составляет 52,4 кв.м. На долю каждого проживающего по (Адрес) приходится по 17,5 кв.м, что не давало ответчику оснований признать Егорова П. М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в данном случае превышена учетная норма, установленная местным законодательством.

Ссылка со стороны истца на то, что он его нуждаемость как ветерана Великой Отечественной войны должна определяться из его обеспеченности жилой площадью 36 кв.м, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку установленная Федеральным Законом «О ветеранах» норма общей площади жилья в 36 кв.м установлена для определения обеспеченности жильем, а не учетной нормой, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях признания их нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом им по договору социального найма и в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Основанием для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Такие доводы истца основаны на неправильном толковании закона.

Доводы представителей истца Дурина О. В. и Фирсовой Н. А. о том, что Егорову П. М. по состоянию здоровья требуется отдельная комната, суд признает несостоятельными, поскольку в судебном заседании не было добыто данных, свидетельствующих о том, что истец Егоров П. М. имеет право пользования дополнительной жилой площадью. Более того, наличие права того или иного гражданина на дополнительную жилую площадь учитывается при предоставлении жилого помещения, но не при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Таким образом, Администрацией г. Заречного Пензенской области было обоснованно отказано истцу Егорову П. М. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как из представленных данных не усматривается, что истец Егоров П. М. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Одновременно суд полагает, что у Администрации г. Заречного Пензенской области не имелось оснований отказывать Егорову П. М. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что им не было представлено свидетельство о рождении.

Согласно Закону Пензенской области «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление.

К заявлению прилагаются:

1) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона;

2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя;

3) выписка из домовой книги или из похозяйственной книги либо копия финансового лицевого счета;

4) документы (справки), подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, ордер, документ, подтверждающий принятие компетентными органами решения о предоставлении жилого помещения);

5) документы (справки), содержащие сведения о составе семьи заявителя и степени родства (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя);

6) документы (справки) о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи на праве собственности.

Из указанных положений закона не вытекает, что заявителем в обязательном порядке должно представляться свидетельство о рождении. В пункте 5 закона, на который имеется ссылка в обжалуемом постановлении, говорится о том, что заявитель должен представить документы о составе своей семьи и степени родства. Одним из возможных документов, подтверждающих указанное, может являться свидетельство о рождении. В данном случае свидетельство о рождении истца Егорова П. М. не является обязательным, степень родства с сыном Егоровым М. П. и внучкой Фирсовой Н. А. никоим образом свидетельством о рождении истца подтверждена быть не может.         

Для подтверждения родственных отношений указанных лиц могут быть использованы другие документы (свидетельства о рождении детей Егорова П. М., свидетельство о браке Фирсовой Л. П., свидетельство о рождении Фирсовой Н. А.). При обращении к ответчику истцом Егоровым П. М. был представлен паспорт, являющийся документом, удостоверяющим его личность, в котором содержатся данные о месте и дате его рождения.

Следовательно, у Администрации г. Заречного Пензенской области не имелось оснований для отказа в признании Егорова П. М. нуждающимся в улучшении жилищных условий по мотиву непредставления им свидетельства о своем рождении, а поэтому обжалуемое постановление органа местного самоуправления в указанной части подлежит признанию незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

Р е ш и л :

Признать постановление исполняющего обязанности Главы Администрации г. Заречного Пензенской области (Номер) от (Дата) «Об отказе Егорову П. М. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет» незаконным в части отказа в признании Егорова П. М. нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что им не представлено свидетельство о рождении.

В остальной части в удовлетворении иска Егорову П. М. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2012 года.

Судья -