Дело № 2-296/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Заречный «29» мая 2012 года Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Бузаева С.А. при секретаре Грузд И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к МП «Комбинат благоустройства и лесного хозяйства» г.Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения,- У С Т А Н О В И Л: Прокурор ЗАТО Заречный Пензенской области (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к МП «Комбинат благоустройства и лесного хозяйства» г.Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности, указав, что в соответствии с п.5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года (далее - Закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере. Исходя из положений, установленных с ч.4 ст.6 Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии со ст.12 Закона ремонт и содержание дорого на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. На основании постановления Главы города от (Дата) (Номер) комитетом по управлению имуществом г.Заречного принято в муниципальную казну имущество согласно перечню, в том числе и автодороги, которые по договору безвозмездного пользования (Номер) от (Дата) переданы в безвозмездное пользование МП «КБУ». Согласно договору (Номер) от (Дата), заключенному между Администрацией города и МП «КБУ», обязанность по возмещению затрат, связанных с выполнением работ по содержанию дорожно-мостового хозяйства города(п.1.1 Договора) возложена на Администрацию, а текущий (ямочный) ремонт объектов улично-дорожной сети (дорог, тротуаров, проездов, других городских асфальтированных территорий) на МП «КБУ» (п.2.1.2 Договора). Просил признать незаконным бездействие МП «Комбинат благоустройства и лесного хозяйства» г.Заречного Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения, соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать произвести ремонт участка автодороги от перекрестка ул.Ленина-пр.30-летия Победы до перекрестка ул.Ленина - ул.Зеленая, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде многочисленных ям, выбоин и трещин. В судебном заседании прокурор Крылова О.М. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Представитель ответчика - главный инженер МП «КБУ» Николаев А.В., действующий на основании доверенности от (Дата), иск признал в полном объеме, не возражал против его удовлетворения. Представитель ответчика - юрисконсульт Шутова Е.А., действующая на основании доверенности от (Дата), иск признала в полном объеме, не возражала против его удовлетворения. Представитель третьего лица Администрации ЗАТО Заречный Пензенской области в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, будучи уведомлен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по ЗАТО Заречный Пензенской области в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, будучи уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, находит требования прокурора ЗАТО Заречный подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с п.5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере. Исходя из положений, установленных с ч.4 ст.6 Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Статьей 5 Закона установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения. Согласно ч.1 ст.21 Закона мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. В силу положений ст.22 Закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Из содержания п.п.1,3 ст.24 Закона следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры: а) покрытия проезжей части дорог и улиц; б) видимость на дорогах и улицах; в) дорожных знаков; г) дорожной разметки; д) дорожных светофоров; е) дорожных ограждений и бортового камня; ж) сигнальных столбиков и маяков; з) нарушенного освещения. Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статья 6 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Статья 215 ГК РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В судебном заседании установлено, что на основании постановления Главы города от (Дата) (Номер) комитетом по управлению имуществом г.Заречного принято в муниципальную казну имущество, согласно перечню, в том числе и автодороги, которые по договору безвозмездного пользования (Номер) от (Дата) переданы в безвозмездное пользование МП «КБУ». Согласно договору (Номер) от (Дата), заключенному между Администрацией города и МП «КБУ» обязанность по возмещению затрат, связанных с выполнением работ по содержанию дорожно-мостового хозяйства города (п.1.1 Договора), возложена на Администрацию, а текущий (ямочный) ремонт объектов улично-дорожной сети (дорог, тротуаров, проездов, других городских асфальтированных территорий) на МП «КБУ» (п.2.1.2 Договора). В ходе проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО Заречный Пензенской области в присутствии представителей ОГИБДД МО ОВД в ЗАТО Заречный Пензенской области, а также с представителем МП «КБУ» состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин в г.Заречном Пензенской области, было установлено, что на обследуемых участках дороги на дорожном покрытии имеются выбоины. Так, в нарушение ГОСТа Р 50597-93 дорожное полотно, расположенное на участке автодороги от перекрестка ул.Ленина - пр.30-летия Победы до перекрестка ул.Ленина - ул.Зеленая имеет дефекты дорожного полотна в виде многочисленных выбоин глубиной 6-8 сантиметров по ширине всего дорожного полотна. Протяженность участка 700 метров, ширина дорожного полотна 15 метров. Принимая во внимание, что неисполнение Администрацией ЗАТО Заречный Пензенской области требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в части содержания дорог в надлежащем состоянии и приведения их в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, а бездействие Администрации города - в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за состоянием дороги, выполнением муниципальным предприятием «КБУ» условий заключенного договора, суд считает исковые требования прокурора ЗАТО Заречный (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к МП «КБУ» - законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд - Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора ЗАТО г.Заречного Пензенской области (в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц) к МП «Комбинат благоустройства и лесного хозяйства» г.Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения - удовлетворить. Признать незаконным бездействие МП «Комбинат благоустройства и лесного хозяйства» г.Заречного Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Обязать МП «Комбинат благоустройства и лесного хозяйства» г.Заречного Пензенской области и Администрацию ЗАТО Заречный Пензенской области произвести ремонт участка автодороги от перекрестка ул.Ленина - пр.30-летия Победы до перекрестка ул.Ленина - ул.Зеленая. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течении 10 дней со дня его оглашения. Судья С.А. Бузаев