Решение по иску о взыскании недоимки по земельному налогу и пени



Дело №2-387/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2012 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Киреевой А. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску ИФНС по Железнодорожному району

г. Пензы к Коробициной К.М. о взыскании

недоимки по земельному налогу и пени

у с т а н о в и л :

ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы обратилась с иском к Коробициной К. М. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени.

В обоснование своего иска указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от (Дата) (Номер) правообладателю Коробициной К. М. принадлежит на праве собственности объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: (Адрес), о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (Дата) сделана запись регистрации (Номер). Назначение объекта - для размещения производственной базы, кадастровый номер объекта (Номер).

В соответствии со ст. 390 Налогового Кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка. На основании п. 1 ст. 391 Налогового Кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу п. 4 ст. 391 Налогового Кодекса РФ налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, веление государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно сведениям Управления Росреестра по Пензенской области кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на (Дата) составила 39 035 115 руб.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.396 НК РФ). Согласно п.1 ст.394 Налогового Кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативно, правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Размер ставок земельного налога на территории г. Пензы установлен Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 года №238-16/4 «О введении земельного налога на территории г. Пензы» в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с п.2 названного решения в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса - налоговая ставка установлена 0,3 % от кадастровой стоимости объекта; в отношении земельных участков, предоставленных для дачных и садоводческих объединений граждан - 0,1 %; в отношении прочих земельных участков - 1,5%.

На основании п. 3 ст. 396 Налогового Кодекса РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Пензы был исчислен Коробициной К. М. земельный налог за (Дата) в размере 585 526 руб. 73 коп. (39 035 115 руб.х1,5%) по сроку уплаты (Дата).

В соответствии с п.1 ст.397 Налогового Кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с решением Пензенской городской Думы от 24.09.2010 года № 418-21/5 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 25.11.2005 года № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в г. Пензе уплачивают земельный налог не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Аналогичный срок уплаты земельного налога с физических лиц установлен всеми представительными органами муниципальных образований Пензенской области. Данные сроки уплаты налога распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (пункт 9.1 данного документа).

В соответствии с п. 7 ст. 6.1 Кодекса в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поскольку срок уплаты земельного налога за (Дата) приходится на (Дата) (суббота), который является нерабочим днем, то в данном случае уплата земельного налога за (Дата) должна быть произведена не позднее (Дата).

Пунктом 4 ст. 397 Налогового Кодекса РФ установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Своевременное направление налогового уведомления в адрес должника подтверждается реестром почтовых отправлений заказной корреспонденции от (Дата).

В установленные сроки должником сумма налога по сроку уплаты, указанному в уведомлении, не уплачена.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45, п.2 ст.58 Налогового Кодекса РФ).

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (п.2 ст.57 Налогового Кодекса РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (ст.69 Налогового Кодекса РФ).

В адрес должника Инспекцией было направлено требование по состоянию на (Дата) (Номер) об уплате налога в сумме 585526 руб. 73 коп.., (по сроку уплаты (Дата)) и пени в сумме 144324 руб. 87 коп. (по состоянию на (Дата)) со сроком исполнения до (Дата).

Направление требования подтверждается реестром заказных писем от (Дата). Требование об уплате налога, направленное налоговым органом по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления налоговым органом заказного письма (абз.2 п.6 ст.69 Налогового Кодекса РФ).

Инспекция (Дата) обращалась с исковым заявлением в Зареченский городской суд Пензенской области о взыскании с Коробициной К. М. задолженности по земельному налогу за (Дата) в размере 1637426 руб. 34 коп. (по сроку уплаты (Дата)) и пени в размере 846 руб. (по состоянию на (Дата)). Решением от (Дата) по делу (Номер) исковые требования Инспекции удовлетворены в полном объеме. В связи с тем, что указанная задолженность не уплачена, а также начисления по земельному налогу произведены за следующий налоговый период, т.е. за (Дата), которые тоже в установленные сроки не уплачены, пени продолжают начисляться. Поскольку пени по состоянию на (Дата) уже были взысканы, сумма пени в размере 846 руб. в требование по состоянию на (Дата) (Номер) не включена.

Сумма пени, включенная в требование по состоянию на (Дата) (Номер), образовалась за период с (Дата) по (Дата) за несвоевременную уплату налога за (Дата), (Дата), (Дата) и (Дата).

В настоящее время задолженность по земельному налогу и пени ответчиком не уплачена, о чем свидетельствуют данные лицевого счета.

Согласно положениям ст. ст. 45 и 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании, за счет имущества данного физического лица,

ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы обращалась к мировому судье судебного участка № 3 г. Заречного Пензенской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание земельного налога за (Дата).

(Дата) мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по налогу, однако по заявлению Коробициной К.М. судебный приказ отменен определением от (Дата) в связи с тем, что от должника поступили возражения, в которых указано на то, что налоговым органом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, налоговое уведомление в ее адрес не направлялось.

По существу указанных доводов Инспекция поясняет следующее:

До (Дата) было установлено, что уведомление на уплату налога налоговый орган должен был вручить лично налогоплательщику или его представителю под расписку либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения документа. И только если указанными способами налоговое уведомление вручить не получалось, оно направлялось по почте заказным письмом.

Согласно поправкам, внесенным в ст.52 Налогового Кодекса РФ пунктом 13 ст.1 Закона № 229-ФЗ, после 2 сентября 2010 года налоговые органы вправе самостоятельно определить способ вручения налогового уведомления, в частности: вручить его лично под расписку; направить по почте заказным письмом; передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Следует учесть, что местом жительства физического лица признается адрес, по которому это физическое лицо зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в случае направления налогового уведомления на уплату налогов физическому лицу по почте заказным письмом оно заправляется по имеющемуся у налогового органа адресу места жительства налогоплательщика - физического лица. Налоговое уведомление на уплату земельного налога за (Дата) было направлено Коробициной К.М. по адресу: (Адрес). В представленных в адрес мирового судьи возражениях относительно исполнения судебного приказа адрес проживания должника указан -(Адрес).

Налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом РФ, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа (п.2 ст.52 НК РФ).

Приказом Федеральной налоговой службы от 25 февраля 2009 года № ММ-7-6/86@ в целях реализации Плана мероприятий на 2009 год по реализации концепции создания и развития системы центров обработки; данных Федеральной налоговой службы на территории Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности деятельности налоговых органов и обеспечения массовой печати документов в условиях применения технологии централизованной обработки данных утвержден Порядок выполнения массовой печати документов и их отправки по назначению в условиях централизованной обработки данных. В соответствии с указанным регламентом инспекции ФНС России, в которых состоят на учете налогоплательщики - физические лица осуществляют расчет соответствующего налога, подлежащего уплате, и сформированные расчетные данные для массовой печати направляются по электронным каналам связи в специализированную инспекцию (ЦОД).

ЦОД на основе данных, принятых, от Инспекций, выполняет их формирование и печать для конкретного сортировочного центра (узла, пункта) оператора почтовой связи с упорядочиванием по почтовым отделениям и адресу получателя без разделения по Инспекциям. Массовая печать и рассылка налоговых уведомлений и требований производится ЦОД совместно с платежными документами по форме ПД (налог), согласованной ФНС России со Сбербанком России и содержащей линейный и двухмерный штрих-коды.

По результатам передачи оператору почтовой связи отправлений и сопроводительных документов ЦОД в автоматическом режиме передает в Инспекции сведения об отправленных документах (штрих-кодовый идентификатор отправления и дату отправки).

Своевременное направление Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России по ЦОД по Нижегородской области налогового уведомления в адрес Коробициной К.М. подтверждается реестром почтовых отправлений заказной корреспонденции от (Дата).

Согласно результатам поиска отслеживания почтовых отправлений полученных с сайта Коробицина К.М. получила налоговое уведомление (Дата).

В силу п. 3 ст. 48 Налогового Кодекса РФ (в ред. Закона № 324-ФЗ) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Просили взыскать с Коробициной К.М. недоимку по земельному налогу за (Дата) по сроку уплаты (Дата) в сумме 585 526 руб. 73 коп. и пени в сумме 144 324 руб. 87 коп., а всего на общую сумму 729 851 руб. 60 коп.

В судебном заседании представитель истца - Болонина М. К., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме и настаивала на его удовлетворении

Ответчица Коробицина К.М. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, в своем заявлении в суд просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика - Федорова Н. А., действующая на основании доверенности, с иском согласилась частично, не возражая против взыскания с Коробициной К. М. сумы земельного налога в размере 585 526 руб. 73 коп. за (Дата). Вместе она возражала против взыскания пени, указывая на то, что налогового уведомления за (Дата) Коробициной К. М. не получалось. Также она возражала против взыскания пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за (Дата), (Дата) и (Дата), так как для уплаты данного налога судом предоставлялась отсрочка его уплаты.

Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд полагает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

На основании п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с решением Пензенской городской Думы от 24.09.2010 года № 418-21/5 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 25.11.2005 года № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в г. Пензе уплачивают земельный налог не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Аналогичный срок уплаты земельного налога с физических лиц установлен всеми представительными органами муниципальных образований Пензенской области. Данные сроки уплаты налога распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (пункт 9.1 данного документа).

Размер ставок земельного налога на территории г. Пензы установлен Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 года №238-16/4 «О введении земельного налога на территории г. Пензы» в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с п.2 названного решения в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса - налоговая ставка установлена 0,3 % от кадастровой стоимости объекта; в отношении земельных участков, предоставленных для дачных и садоводческих объединений граждан - 0,1 %; в отношении прочих земельных участков - 1,5%.

Пункт 4 ст.397 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу ч. 1,4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Коробициной К. М. на праве собственности принадлежит земельный участок, по адресу: (Адрес), кадастровый (Номер), зарегистрированный в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Дата) за (Номер).

Истцом был исчислен Коробициной К. М. земельный налог за (Дата) в размере 585 526 руб. 73 коп. (39 035 115 руб. х 1,5%) по сроку уплаты (Дата).

В установленный срок ответчицей задолженность по земельному налогу уплачена не была, чего не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. При этом ответчица Коробицина К. М. не возражала против взыскания с нее суммы исчисленного земельного налога.

У суда не имеется оснований не согласиться с расчетом задолженности по налогу на землю за (Дата) в сумме 585 526 руб. 73 коп., представителем ответчика Федоровой Н.А. возражений относительно правильности произведенного расчета налога представлено не было.

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 75 Налогового Кодекса РФпеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой в срок земельного налога за (Дата) ответчицей Коробициной К. М. ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы начислены пени за период с (Дата) по (Дата) в размере 483 руб. 06 коп.

Несогласие ответчицы с начисленными ей пени основано на ее утверждении о том, что она налогового уведомления об уплате земельного налога за (Дата) не получала, а поэтому у нее нет обязанности уплатить начисленные ей пени в связи с несвоевременной оплатой земельного налога.

Однако с такими доводами ответчицы нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 52 ч.ч. 3,4 Налогового Кодекса РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В налоговом уведомлении и могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационном каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно налоговому уведомлению (Номер) ответчица Коробицина К. М. обязана оплатить земельный налог в сумме 585 526 руб. 73 коп. в срок до (Дата). Также в налоговом уведомлении указывалось на то, что по состоянию на (Дата) у ответчицы имеется недоимка в сумме 1 486 926 руб. 34 коп. и задолженность по пени в сумме 91 267 руб. 06 коп.

Согласно данным истца (Дата) в адрес ответчицы Коробициной К. М. было направлено данное налоговое уведомление. Данному почтовому отправлению был присвоен номер идентификатора (Номер).

Указанное почтовое отправление (Дата) было вручено адресату, т. е. Коробициной К. М., о чем свидетельствуют представленные данные ФГУП «Почта России».

Суд принимает во внимание, что сведения, содержащиеся в налоговом уведомлении, соответствуют дате направления уведомления в адрес ответчицы. Ответчицей в свою очередь не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что по ее адресу ((Адрес)) ей были направлены какие-либо другие документы из налоговых органов, не относящиеся к ее обязанности по уплате земельного налога.

Истцом выбран способ вручения ответчице налогового уведомления путем направления по почте заказным письмом, поскольку ответчица проживает на территории закрытого административно-территориального образования, истец в свою очередь находится на территории Железнодорожного района г. Пенза, что в данном случае является целесообразным.

Следовательно, в данном случае не имеется оснований согласиться с доводами со стороны ответчицы о том, что она не получала налогового уведомления об уплате земельного налога.

Поскольку в установленные сроки Коробициной К. М. сумма налога по сроку уплаты, указанному в уведомлении, не уплачена, то имеются основания для взыскания с ответчицы пени по земельному налогу за (Дата) в сумме 483 руб. 06 коп.

Также истцом в связи с несвоевременной оплатой ответчицей земельного налога за (Дата), (Дата) и (Дата) были начислены пени за период с (Дата) по (Дата) в сумме 143 841 руб. 81 коп.

Решением суда г. Заречного Пензенской области от (Дата) с Коробициной К. М. была взыскана недоимка по земельному налогу за (Дата), (Дата) и (Дата) в сумме 1 637 426 руб. 34 коп. и пени в сумме 846 руб 00 коп. При этом представитель ответчика Коробициной К. М. - Федорова Н. А. при рассмотрении указанного дела с иском согласилась в полном объеме, не возражая так же и против взыскания с ответчицы пени по земельному налогу.

Определением суда от (Дата) по заявлению Коробициной К. М. была предоставлена рассрочка уплаты земельного налога за (Дата), (Дата) и (Дата) на срок с (Дата) по (Дата).         

Предоставление судом рассрочки уплаты налога не является основанием для освобождения от уплаты пени, поскольку действующее налоговое законодательство не предусматривает этого (ст. 64 Налогового Кодекса РФ).

Таким образом, в данном случае иск ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы подлежит удовлетворению как законный и обоснованный.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Взыскать с Коробициной К.М. недоимку по земельному налогу за (Дата) по сроку уплаты (Дата) в сумме 585 526 (Пятьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот двадцать шесть) руб. 73 коп. и пени в сумме 144 324 (Сто сорок четыре тысячи триста двадцать четыре) руб. 87 коп., а всего на общую сумму 729 851 (Семьсот двадцать девять тысяч восемьсот пятьдесят один) руб. 60 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2012 года.

Судья -