Дело №2-380/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2012 года город Заречный Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Репиной Е.В., при секретаре Киреевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области в интересах Барановой Н.И. к ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ЗАТО г. Заречный Пензенской области, действуя в интересах Барановой Н. И. обратился с иском к ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате. В обоснование своего иска указал, что принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до I января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была, преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) с 01.01.2006 по 04.04.2007 определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1500 рублей (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий с 01.01.2006 по 04.04.2007 - 600 рублей (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 - 150 рублей). Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Барановой Н.И. право на получение с (Дата) ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей, которую она получала в период с (Дата) по (Дата). С (Дата) по (Дата) сумма ежемесячной денежной выплаты составляла 159 рублей, с (Дата) по (Дата) - 636 рублей, с (Дата) по (Дата) - 690,06 рублей, с (Дата) по (Дата) - 741,81 рубль. С (Дата) на основании Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П Барановой Н. И. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой Отечественной войны. Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области неправомерно начислялась Барановой Н. И. в период с (Дата) по (Дата) ежемесячная денежная выплата по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, поскольку изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. Положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Как следствие, государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области должно начислять Барановой Н. И.: в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1050 рублей; в период (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1113 рублей; в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1590 рублей; в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны, в сумме 1725,15 рублей; в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1854,54 рублей. Таким образом, сумма доплаты за период: с (Дата) по (Дата) должна составить должна составить 26 464,35. На основании изложенного, просил признать право вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны Барановой Н. И. на получение единовременной денежной выплаты в период с (Дата) по (Дата) в размере ветерана Великой Отечественной войны. Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области произвести доплату к ежемесячной денежной выплате Барановой Н. И. за период с (Дата) по (Дата) в размере 26 464,35 рублей. В судебном заседании старший помощник прокурора Крылова О. М. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Баранова Н. И. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, просила рассмотреть данное дело в ее отсутствие. Представитель ответчика ГУ УПФР по г. Заречному Пантюшова О. В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснив, что Баранова Н. И. состоит на учете в Управлении ПФР по г.Заречному получателем трудовой пенсии по старости. Кроме того, с (Дата) Барановой Н. И. была установлена ежемесячная денежная выплата (далее по тексту ЕДВ) в размере 150 рублей 00 коп. как члену семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территории других государств. В связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Определения от 04 апреля 2007 года № 331-О-П, с (Дата) Барановой Н. И. произведена смена категории ЕДВ на категорию «Родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, приравненных к участникам Великой Отечественной войны» и произведен перерасчет размера ЕДВ. С 04 апреля 2007 г. ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) членам семей погибших военнослужащих выплачивается в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны. Статьей 75 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусмотрено, что в решении Конституционного Суда РФ в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения. Конституционный Суд РФ в Определении от 04 апреля 2007 года специально не оговорил порядок вступления его в силу, следовательно, действует общий порядок, предусмотренный cт. 79 названного Федерального конституционного закона. Определение от 04 апреля 2007 г. № 331-О-П вступило в силу с момента провозглашения, т.е. выявленный конституционно-правовой смысл законоположений распространяется на будущее время. Органы Пенсионного фонда РФ по своему правовому статусу являются правоприменительными органами, что возлагает на них обязанности применения закона исходя, из его буквального смысла. Считает, что вина органа ПФР, в том, что Барановой Н. И. сумма ЕДВ перерасчитана с (Дата), а не с (Дата) отсутствует и судом не установлена. Просила отказать в удовлетворении иска. Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Баранова Н. И. состоит на учете в Управлении ПФР по г.Заречному получателем трудовой пенсии по старости. Также Баранова Н. И. является вдовой погибшего участника Великой Отечественной Войны. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» до (Дата) истица Баранова Н.И. пользовалась льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до I января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была, преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) с 01.01.2006 по 04.04.2007 определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1500 рублей (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005, согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, - 1 050 рублей), для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий с 01.01.2006 по 04.04.2007 - 600 рублей (в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 - 150 рублей). Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации признал за Барановой Н. И. право на получение с (Дата) ежемесячной денежной выплаты в размере 150 рублей, которую она получала в период с (Дата) по (Дата). С (Дата) по (Дата) сумма ежемесячной денежной выплаты составляла 159 рублей, с (Дата) по (Дата) - 636 рублей, с (Дата) по (Дата) - 690,06 рублей, с (Дата) по (Дата) - 741,81 рубль. С (Дата) на основании Определения Конституционного суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П Барановой Н. И. произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой Отечественной войны. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», распространив льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правовой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты, которые впоследствии, в том числе в связи с принятием Федерального закона «О ветеранах», не пересматривались и не подвергались сомнению компетентными государственными органами, что основывалось, в частности, на предписаниях пункта 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Признание данной нормы абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ утратившей силу не означает, однако, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать для отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием, уровень социальной защиты, и не может рассматриваться как допускающая снижение объема мер социальной защиты жен военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса, - иное означало бы произвольную отмену ряда ранее установленных для данной категории граждан прав, льгот и гарантий, отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств перед ними без предоставления равноценной компенсации. В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8 Л и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. По смыслу статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О). Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, и объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-0). Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Таким образом, государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области неправомерно начислялась Барановой Н. И. в период с (Дата) по (Дата) ежемесячная денежная выплата по категории члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Вместе с тем, согласно изложенным нормам и Определению Конституционного суда Российской Федерации от 04.04.2007 № 331-ОП, положения Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного Федерального закона, если они ухудшают положение граждан. Как следствие, государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Заречному Пензенской области должно было начислять Барановой Н. И.: в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1050 рублей; в период (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1113 рублей; в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1590 рублей; в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны, в сумме 1725,15 рублей; в период с (Дата) по (Дата) ежемесячную денежную выплату по категории участники Великой отечественной войны в сумме 1854,54 рублей. Таким образом, сумма доплаты за период: с (Дата) по (Дата) должна составить (1050-150)*7=6300 рублей; с (Дата) по (Дата) должна составить (1113-159)* 5=4770 рублей; с (Дата) по (Дата) должна составить (1590-636)* 3=2862 рублей; с (Дата) по (Дата) должна составить (1725,15- 690,06)* 12=12421,08 с (Дата) по (Дата) должна составить 1854,54-1743,27=111,27, а всего 26 464 руб. 35 коп. Указанные денежные средства подлежат взысканию с ответчика как органа, ответственного за выплату по категории участники Великой отечественной войны. При изложенных обстоятельствах, иск прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области в интересах истца Барановой Н. И. подлежит удовлетворению как законный и обоснованный. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что заявитель в силу требований законодательства РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд полагает необходимым взыскать с ГУ УПФР по г.Заречному в доход государства государственную пошлину в сумме 993 рубля 93 копейки. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л: Иск прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области в интересах Барановой Н.И. к ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о взыскании доплаты к ежемесячной денежной выплате - удовлетворить. Признать право вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны Барановой Н.И. на получение единовременной денежной выплаты в период с (Дата) по (Дата) в размере, предусмотренном для ветеранов Великой Отечественной войны. Обязать ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области произвести доплату к ежемесячной денежной выплате Барановой Н.И. за период с (Дата) по (Дата) в размере 26 464 (Двадцать шесть тысяч четыреста шестьдесят четыре) руб. 35 коп. Взыскать с ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области государственную пошлину в доход государства в сумме 993 (Девятьсот девяносто три) рубля 93 коп. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области. Мотивированное решение изготовлено «26» июня 2012 года Судья-