Решение по иску о приостановлении деятельности до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух



Дело № 2-507/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Заречный        «28» августа 2012 года

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Бузаева С.А.

при секретаре Грузд И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области к ООО «Политар» о приостановлении деятельности до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО Заречный Пензенской области обратился в суд с иском к ООО «Политар» о приостановлении деятельности до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в обоснование своих требований, указав, что Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.42).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статьи 19 Федерального закона в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. (ч.5 ст.14, ч.7 ст.15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При проведении проверки ООО «Политар», расположенного по адресу: (Адрес), выявлено нарушение правил охраны атмосферного воздуха, а именно установлено, что ООО «Политар» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Производственная деятельность ООО «Политар» сопровождается выбросом в атмосферный воздух пыли полипропилена, полиэтилена, этановой кислоты, углерода оксида, диметилэтаноламина, изопропилового спирта, пропиленгликоля, спирта этилового и др. Основными источниками выделения данных загрязняющих веществ являются: линия изготовления полипропиленовых нитей, линия изготовления полиэтиленового вкладыша, станок для флексографической печати.

Таким образом, ООО «Политар» осуществляет свою деятельность в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.

Согласно ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Неполучение предприятием разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, допущению превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Солдатова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ООО «Политар» Грибова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ООО «Политар» направлена заявка на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы с выдачей экспертного заключения на имя главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №59 ФМБА России», экспертное заключение будет изготовлено ориентировочно в октябре 2012 года, просила отложить рассмотрение иска прокурора до указанного времени.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, находит требования прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статьи 19 Федерального закона в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. (ч.5 ст.14, ч.7 ст.15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При проведении проверки ООО «Политар», расположенного по адресу: (Адрес), выявлено нарушение правил охраны атмосферного воздуха, а именно установлено, что ООО «Политар» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Производственная деятельность ООО «Политар» сопровождается выбросом в атмосферный воздух пыли полипропилена, полиэтилена, этановой кислоты, углерода оксида, диметилэтаноламина, изопропилового спирта, пропиленгликоля, спирта этилового и др. Основными источниками выделения данных загрязняющих веществ являются: линия изготовления полипропиленовых нитей, линия изготовления полиэтиленового вкладыша, станок для флексографической печати.

Таким образом, ООО «Политар» осуществляет свою деятельность в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.

Согласно ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Неполучение предприятием разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, допущению превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание, что ООО «Политар» осуществляет свою деятельность в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, суд считает исковые требования прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области (в защиту интересов неопределенного круга лиц) к ООО «Политар» о приостановлении деятельности до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области (в защиту интересов неопределенного круга лиц) к ООО «Политар» о приостановлении деятельности до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - удовлетворить.

Обязать ООО «Политар» приостановить деятельность до получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в уполномоченном государственном органе, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2012 года.

Судья          С.А. Бузаев