Дело № 2-529/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Заречный «13» августа 2012 года Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Бузаева С.А. при секретаре Грузд И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Заречного Пензенской области заявление Безвесельного ФИО8 об оспаривании нормативно-правового акта и заявление прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области о признании противоречащим закону в части решения Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 №328 «О внесении изменений в решение Собрания представителей г.Заречного Пензенской области от 25.06.2010 №194 «О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады», а также полностью решения Собрания представителей г.Заречного Пензенской области от 25.05.2012 N339 "О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в редакции от 04.05.2012 N328)", - УСТАНОВИЛ: Безвесельный В.П. обратился в Зареченский городской суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта, указав, что Собрание представителей города Заречного Пензенской области является представительным органом власти данного муниципального образования, наделённого властными функциями и полномочиями в соответствии с Уставом ЗАТО города Заречный. Решением от 04.05.2012 №328 и от 25.05.2012 «О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 №194 «О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады» Собрание представителей отменило с 01.07.2012г. право ветеранов труда на проезд в коллективные сады по единому социальному проездному билету. Считает решение от 04.05.2012 №328 незаконным. Он пенсионер, ветеран труда. С ноября 2000 года на основании статьи 22 действовавшего тогда Федерального закона «О ветеранах» получил право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, к которым, согласно ст.4 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», относятся маршруты поездок в г.Пензу и в коллективные сады. Документом, подтверждающим право бесплатного проезда и предъявляемым контролёру автобуса, служило удостоверение ветерана труда. Указанный порядок проезда существовал вплоть до 01.01.2005 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», преамбула которого содержит требование: «При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина». На основании Закона Пензенской области от 20.12.2004 №715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» его право на бесплатный проезд в автомобильном транспорте пригородного сообщения было реализовано посредством приобретения социального проездного билета за счёт ежемесячной денежной выплаты, установленной пунктом 5 части 1 статьи 3 этого же Закона. Таким образом, и после 01.01.2005 г. поездки в г.Пензу и в коллективные сады были для него бесплатными. С 01.07.2012 г. на основании Решения №328 для оплаты поездок в автобусах пригородного маршрута ему необходимо приобретать: - для поездок в Пензу - единый социальный проездной билет стоимостью 280 руб., оплата которого производится из областного бюджета; - для поездок в коллективные сады - оплачивать поездку полностью за свой счёт или за свой счёт приобретать социальный проездной билет стоимостью 80 руб. и дополнительно оплачивать 50% стоимости проезда. Таким образом, решение №328 существенно умаляет его права и законные интересы, что противоречит преамбуле Федерального закона №122-ФЗ. Асоциальная направленность данного решения подрывает авторитет органов власти города и страны в целом. Просил признать незаконным решение Собрания представителей города Заречного от 04.05.2012 №328, как противоречащее требованиям Федерального закона №122-ФЗ. Обязать администрацию города рассмотреть вопрос о служебном соответствии занимаемой должности специалистов, готовивших Решение N328. Прокурор ЗАТО Заречный Пензенской области обратился в Зареченский городской суд с заявлением, в котором указал, что прокуратурой ЗАТО Заречный по результатам проведенной проверки решения Собрания представителей г.Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в ред. от 04.05.2012 N 328, от 25.05.2012 № 339), опубликованного в газете "Ведомости Заречного", 02.07.2010, N 27, с. 41, был принесен протест от 08.06.2012 №07-17-52-2012. На сессии Собрания представителей г.Заречного 29.06.2012 года данный протест был рассмотрен. Для обсуждения на рассмотрение депутатам было представлено два варианта проекта решения. В результате голосования ни одно из представленных решений Собранием представителей г.Заречного не принято. Соответственно, решение Собрания представителей г.Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в ред. от 04.05.2012 N328, от 25.05.2012 №339) в соответствие с требованиями действующего законодательства приведено не было. В связи этим, прокуратура ЗАТО Заречный обратилась в Зареченский городской суд с заявлением о признании противоречащими закону в части абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 решения Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328 "О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады"; решения Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339 "О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в редакции от 04.05.2012 N328)". Данные требования были мотивированы тем, что ранее Законом РФ от 09.06.1993 N5142-1 (ред. от 16.04.2001, с изм. от 24.12.2002) "О донорстве крови и ее компонентов"; Законом РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" и некоторыми др. законами до введения в действие Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ (о монетизации) было предусмотрено право лиц, включенных в федеральный регистры, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения и в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородного сообщения. Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон от 22.08.2004 N122-ФЗ согласно его преамбуле при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, предписал не только субъектам Российской Федерации, но и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан. Законом Пензенской области от 20.12.2004 N715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" гражданам, включенным в федеральные и региональные регистры, предоставляется право на льготный проезд на территории Пензенской области в городском наземном электрическом транспорте, а также в автомобильном транспорте, осуществляющем перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок городского сообщения и по маршруту регулярных перевозок пригородного и междугородного сообщений, расположенному между населенными пунктами в составе поселений, входящих в муниципальный район. Указанное право реализуется посредством приобретения социального проездного билета. Пунктом 3 решения Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 (до решений от 04.05.2012 № 328, от 28.05.2012 № 339) предоставлялся бесплатный проезд в коллективные сады в муниципальных автобусах большой вместимости лицам, включенным в реестры отдельных категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат, установленных законом РФ и Пензенской области (по предъявлении единого социального проездного билета). Тем самым органы местного самоуправления г.Заречного взяли на себя публично-правовые обязательства по защите и социально-правовому обеспечению указанной категории граждан. Также прокурор в своих исковых требованиях ссылался на пункт 2 статьи 153 Федерального закона N122-ФЗ от 22 августа 2004 г., которым предусмотрено, что при издании, в том числе органами местного самоуправления нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия и гарантии, ранее предоставлявшиеся соответствующей категории граждан. Принимая решения от 04.05.2012 №328 и от 25.05.2012 №339, отменяющие ранее предоставленные льготы по проезду, в том числе нормы, распространявшие действие единого социального проездного билета, Собрание представителей города ухудшило сложившееся материальное положение, поскольку лишило прав льготников проезда в коллективные сады по единому социальному проездному билету, стоимость которого им возмещалась из соответствующего федерального или регионального бюджета, и обязало оплачивать полностью за счет своих пенсий и иных не высоких выплат проезд в коллективные сады или за свой счет приобретать социальный проездной билет стоимостью 80 руб. и дополнительно оплачивать 50 % стоимости проезда, тем самым ущемило их социальные права, ухудшило положение по сравнению с ранее предоставленными льготами и компенсациями. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), а также возлагает на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью (статьи 52 и 53). По своей правовой природе указанные льготы носили компенсаторный характер, были направлены на создание благоприятных условий реализации прав и свобод граждан из числа вышеназванных категорий, обеспечение их социальной защищенности и в совокупности с другими мерами, предусмотренными данным Законом, были призваны способствовать возмещению причиненного, в том числе по вине государства, в результате вреда (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N282-О, от 5 июля 2005 года N246-О и от 1 декабря 2005 года N462-О). По смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств и необходимости введения компенсаторного механизма при отмене части ранее установленных социальных гарантий (Постановления от 1 декабря 1997 года N18-П, от 19 июня 2002 года N11-П, от 23 апреля 2004 года N8-П, определения от 4 декабря 2003 года N415-О, от 15 февраля 2005 года N17-О, от 27 декабря 2005 года N502-О и др.), при переходе к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки указанной категории лиц, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности, создать необходимые, в том числе финансовые, условия для надлежащего осуществления мер социальной поддержки названных категорий граждан. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N2-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Таким образом, абзац 2 подпункта 2 пункта 1 решения Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328 "О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады"; решение Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339 "О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в редакции от 04.05.2012 N328)" не соответствует федеральному законодательству, ухудшает положение, нарушая при этом права и интересы указанной категории граждан. Также указал, что в тексте решения Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339 допущена опечатка, имеет место нарушение правил юридической техники, порождающее неоднозначное толкование используемого термина правоприменителем, влияет на ясность и определенность правовой нормы. Просил признать противоречащими федеральному закону и недействующими со дня принятия: абзац 2 подпункта 2 пункта 1 решения Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328 "О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады"; решение Собрания представителей г. Заречного от 25.05.2012 N339 "О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в редакции от 04.05.2012 N328)". Обязать Собрание представителей г.Заречного опубликовать в газете "Ведомости Заречного" решение суда или сообщение о решении суда после вступления его в законную силу. Заместитель прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области Алферова В.А. в судебном заседании поддержала заявление прокурора, пояснив, что Законом Пензенской области от 20.12.2004 N715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" гражданам, включенным в федеральные и региональные регистры, предоставляется право на льготный проезд на территории Пензенской области. Основанием для предоставления льготного проезда является единый социальный проездной билет, содержащий фамилию, имя и отчество пассажира и действующий на всей территории Пензенской области независимо от места его выдачи, и удостоверение (справка) установленного образца, подтверждающие льготный статус пассажира. При применении ч.1 ст.4.1. Закона Пензенской области от 20.12.2004 N715-ЗПО в части определения маршрутов регулярных перевозок необходимо применять закон, имеющего большую юридическую силу, в данном случае нормы Федерального закона N122-ФЗ в части неухудшения положения по сравнению с ранее предоставленными льготами. Денежные средства на возможность реализации льготного проезда выделяются в виде субвенций из федерального бюджета и из бюджета субъекта с учетом категории льготников. Федеральными и региональными льготниками, проживающими на территории ЗАТО Заречный, также реализуется право приобретения единого социального проездного билета за счет указанных выше средств. Данное право не зависит от реализации на территории города решения Собрания представителей г.Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в ред. от 04.05.2012 N328, от 25.05.2012 №339, 27.07.2012 №352). Отменяя бесплатный проезд по единому социальному проездному билету в коллективные сады в муниципальных автобусах решениями Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328, от 25.05.2012 N339 (в редакции от 27.07.2012 №352), представительный орган города нарушил нормы преамбулы и ст.153 Федерального закона N122-ФЗ, поскольку ухудшил положение по сравнению с ранее предоставленными льготами и компенсациями, лишил права льготников проезда в коллективные сады по единому социальному проездному билету, стоимость которого им возмещалась из соответствующего федерального или регионального бюджета, и обязал оплачивать полностью за счет своих пенсий и иных не высоких выплат проезд в коллективные сады или за свой счет приобретать социальный проездной билет стоимостью 80 руб. и дополнительно оплачивать 50 % стоимости проезда, тем самым ущемил их социальные права. Считает, что ссылка представителя ответчика на нормы п.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ, п.5 ст.80 БК РФ является несостоятельной, поскольку право льготного проезда для федеральных и региональных льготников уже установлено федеральным и региональным законодательством и реализуется посредством приобретения единого социального проездного билета. Действие решения Собрания представителей г. Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" не влияет на количество граждан, включенных в федеральный и региональный регистр, на количество единых социальных проездных билетов и сумму средств, выделяемых из федерального и регионального бюджета, на реализацию льготного проезда данной категории граждан. При этом, статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления и не запрещено за счет средств бюджета муниципального образования устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Во исполнение данной нормы Собранием представителей г. Заречного принято решение от 25.04.2008 № 544 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории г. Заречного Пензенской области», данным решением не регулируются оспариваемые положения норм и затронутые правоотношения. Решение же Собрания представителей г. Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" было принято во исполнение п.7 ч.1 ст.16, п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.78 БК РФ, которым установлены тарифы на проезд пассажиров транспортом общего пользования для МП "Автотранс; а также пунктом 4 решения Финансовому управлению г.Заречного предписано учесть изменения бюджета ЗАТО Заречный Пензенской области в части корректировки размера субсидий на покрытие убытков МП "Автотранс" от осуществления пассажирских перевозок с учетом пунктов 1-3 указанного решения № 194. То есть данным решением установлены тарифы на услуги, предоставляемые МП «Автотранс», реализованы полномочия органов местного самоуправления г. Заречного по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, а также вопросы предоставления субсидий муниципальному предприятию. Решением Собрания представителей г.Заречного от 23.12.2011 N303 (ред. от 24.02.2012) "О бюджете закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы" п.19, приложением №9 предусмотрены денежные средства в виде субсидий на возмещение затрат, возникающих при перевозке пассажиров в городском автомобильном транспорте (автобусах) на 2012 год; приложением №22 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на 2012-2014 годы. Постановлением Администрации г.Заречного от 29.12.2011 N2773 утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из бюджета ЗАТО Заречный Пензенской области на возмещение затрат, возникающих при перевозках пассажиров в городском автомобильном транспорте (автобусах). Одним из критериев получения субсидий является осуществление перевозок пассажиров на территории г.Заречного, до г.Пензы, в коллективные сады. С учетом изложенного считает, что п.5 ст.86 БК РФ в данном случае не применим, поскольку вышеуказанные вопросы отнесены напрямую к компетенции органов местного самоуправления городского округа. Отменяя бесплатный проезд по единому социальному проездному билету в коллективные сады в муниципальных автобусах решениями Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328, от 25.05.2012 N339 (в редакции от 27.07.2012 №352), по сути, принято решение об экономии средств бюджета ЗАТО Заречный в части предоставления субсидий МП «Автотранс» г.Заречного за счет федеральных и региональных льготников. Решением Собрания представителей г.Заречного от 27.07.2012 №352 внесены изменения в решение Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339, данные изменения носят только редакционный характер. С учетом этого, прокурор в судебном заседании уточнила исковые требования и просила признать противоречащими федеральному закону и недействующими со дня принятия: абзац 2 подпункта 2 пункта 1 решения Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328 "О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады"; решение Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339 "О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в редакции от 04.05.2012 N328)" (в редакции от 27.07.2012 №352). Обязать Собрание представителей г.Заречного опубликовать в газете "Ведомости Заречного" решение суда или сообщение о решении суда после вступления его в законную силу. В судебном заседании Безвесельный В.П. полностью поддержал заявление прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области с уточненными исковыми требованиями, просил суд его удовлетворить. Представитель Собрания представителей г.Заречного Пензенской области Давыдов А.М., выступающий на основании доверенности, в судебном заседании с доводами заявлений Безвесельного П.В. и прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области не согласился и пояснил, что с данными заявлениями не согласен по следующим основаниям: Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 не регулирует правоотношения, возникшие при принятии решения Собрания представителей г.Заречного Пензенской области от 25.06.2010 №194 «О стоимости проезда в городском пассажирском ФИО9 в коллективные сады», решения Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 №339 «О внесении изменения в решение Собрания представителей ФИО10 Заречного Пензенской области от 25.06.2010 №194 «О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады». При принятии оспариваемого решения Собрание представителей г.Заречного ФИО11 пунктом 5 статьи 20 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данной нормы органы местного самоуправления вправе ФИО12 расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Соответствующее регулирование содержится также в п.5 ст.86 БК РФ: «Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов)». Бюджет ЗАТО Заречный Пензенской области является дотационным. Решением Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 27.07.2012 №353 «О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.05.2012 №339 «О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 №194 «О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады» (в редакции от 04.05.2012 № 328) устранено нарушение правил юридической техники, которое могло породить неоднозначное толкование используемого термина правоприменителем и повлиять на ясность и определенность правовой нормы. Представитель финансового управления г.Заречного Пензенской области Яшина О.О., выступающая на основании доверенности, заявления Безвесельного В.П. и прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области не признала, возражала против их удовлетворения, полностью согласилась с мнением представителя Собрания представителей г.Заречного Пензенской области. Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявления Безвесельного В.П. и прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Законом РФ от 09.06.1993 N5142-1 (ред. от 16.04.2001, с изм. от 24.12.2002) "О донорстве крови и ее компонентов"; Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и некоторыми другими законами до введения в действие Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (о монетизации) было предусмотрено право лиц, включенных в федеральный регистры, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения и в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородного сообщения. При этом положениями, содержащимся в ст.153 Федерального закона N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в преамбуле указанного Закона, регламентировано о недопустимости ухудшения условий предоставления ранее предоставлявшихся льгот и сокращения совокупного объема их финансирования; введения эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; недопущения при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц. Данные нормы федерального закона имеют прямое действие на территории Российской Федерации, и обязательны не только для субъектов РФ, но и для муниципальных образований, что прямо указано в преамбуле данного Закона. С учетом того, что государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, то условия предоставления данной льготы не должны быть ухудшены по сравнению с ранее предоставлявшимися льготами - т.е. льготами на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения и в сельской местности. Статьей 4.1 Закона Пензенской области от 20.12.2004 N715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области" гражданам, включенным в федеральные и региональные регистры, предоставляется право на льготный проезд на территории Пензенской области. Основанием для предоставления льготного проезда является единый социальный проездной билет, содержащий фамилию, имя и отчество пассажира и действующий на всей территории Пензенской области независимо от места его выдачи, и удостоверение (справка) установленного образца, подтверждающие льготный статус пассажира. При применении ч.1 ст. 4.1. Закона Пензенской области от 20.12.2004 N715-ЗПО в части определения маршрутов регулярных перевозок необходимо применять закон, имеющего большую юридическую силу, в данном случае нормы Федерального закона N122-ФЗ в части неухудшения положения по сравнению с ранее предоставленными льготами. Денежные средства на возможность реализации льготного проезда выделяются в виде субвенций из федерального бюджета и из бюджета субъекта с учетом категории льготников. Порядок предоставления льготного проезда определен постановлением Правительства Пензенской области от 29.04.2009 N337-пП, согласно которому ежемесячно, до 7 числа каждого месяца, отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области представляет в Управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области сведения о количестве граждан, включенных в федеральный регистр, в разрезе городов и районов Пензенской области по состоянию на 1 число текущего месяца. Ежемесячно, до 7 числа каждого месяца, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области представляет в Управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области сведения о количестве граждан, включенных в региональный регистр, в разрезе городов и районов Пензенской области по состоянию на 1 число текущего месяца. Федеральными и региональными льготниками, проживающими на территории ЗАТО Заречный, также реализуется право приобретения единого социального проездного билета за счет указанных выше средств. Данное право не зависит от реализации на территории города решения Собрания представителей г.Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в ред. от 04.05.2012 N328, от 25.05.2012 №339, 27.07.2012 №352). В то же время решением Собрания представителей г.Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (абз.4 п.3) ранее был предоставлен бесплатный проезд в коллективные сады в муниципальных автобусах большой вместимости: лицам, включенным в реестры отдельных категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и Пензенской области (по предъявлении единого социального проездного билета или талона-вкладыша). Отменяя бесплатный проезд по единому социальному проездному билету в коллективные сады в муниципальных автобусах решениями Собрания представителей г. Заречного от 04.05.2012 N328, от 25.05.2012 N339 (в редакции от 27.07.2012 № 352), представительный орган города нарушил нормы преамбулы и ст.153 Федерального закона N122-ФЗ, поскольку ухудшил положение по сравнению с ранее предоставленными льготами и компенсациями, лишил права льготников проезда в коллективные сады по единому социальному проездному билету, стоимость которого им возмещалась из соответствующего федерального или регионального бюджета, и обязал оплачивать полностью за счет своих пенсий и иных не высоких выплат проезд в коллективные сады или за свой счет приобретать социальный проездной билет стоимостью 80 руб. и дополнительно оплачивать 50 % стоимости проезда, тем самым ущемил их социальные права. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N2-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Ссылка представителей Собрания представителей города Заречного и Финансового управления г. Заречного на нормы п.5 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ, п.5 ст.80 БК РФ в той части, что дополнительные меры социальной поддержки являются расходным обязательством субъекта РФ, а раз у органов местного самоуправления имеется право устанавливать за счет средств местного бюджета такие меры, то и отмена бесплатного проезда указанной выше категории граждан по единому социальному проезду, не нарушает законодательства, является не состоятельной. Так, право льготного проезда для федеральных и региональных льготников уже установлено федеральным и региональным законодательством и реализуется посредством приобретения единого социального проездного билета. Действие решения Собрания представителей г. Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" не влияет на количество граждан, включенных в федеральный и региональный регистр, на количество единых социальных проездных билетов и сумму средств, выделяемых из федерального и регионального бюджета, на реализацию льготного проезда данной категории граждан. При этом, статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления не установлен запрет за счет средств бюджета муниципального образования устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В то же время решение Собрания представителей г.Заречного от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" было принято во исполнение п.7 ч.1 ст.16, п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.78 БК РФ, которым установлены тарифы на проезд пассажиров транспортом общего пользования для МП "Автотранс; а также пунктом 4 решения Финансовому управлению г.Заречного предписано учесть изменения бюджета ЗАТО Заречный Пензенской области в части корректировки размера субсидий на покрытие убытков МП "Автотранс" от осуществления пассажирских перевозок с учетом пунктов 1-3 данного решения. Так, в соответствии с п.4 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В силу п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Статьей 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Решением Собрания представителей г.Заречного от 23.12.2011 N303 (ред. от 24.02.2012) "О бюджете закрытого административно-территориального образования г.Заречного Пензенской области на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы" п.19, приложением №9 предусмотрены денежные средства в виде субсидий на возмещение затрат, возникающих при перевозке пассажиров в городском автомобильном транспорте (автобусах) на 2012 год; приложением №22 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на 2012-2014 годы. Постановлением Администрации г.Заречного от 29.12.2011 N2773 утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из бюджета ЗАТО Заречный Пензенской области на возмещение затрат, возникающих при перевозках пассажиров в городском автомобильном транспорте (автобусах). Одним из критериев получения субсидий является осуществление перевозок пассажиров на территории г.Заречного, до г.Пензы, в коллективные сады. Таким образом, п.5 ст.86 БК РФ в данном случае не применим, поскольку вышеуказанные вопросы отнесены напрямую к компетенции органов местного самоуправления городского округа. Отменяя бесплатный проезд по единому социальному проездному билету в коллективные сады в муниципальных автобусах решениями Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328, от 25.05.2012 N339 (в редакции от 27.07.2012 №352), по сути, принято решение об экономии средств бюджета ЗАТО г.Заречного в части предоставления субсидий МП «Автотранс» г.Заречного за счет федеральных и региональных льготников. Решением Собрания представителей г.Заречного от 27.07.2012 №352 внесены изменения в решение Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339, данные изменения носят только редакционный характер. Поскольку оспариваемые решения Собрания представителей г. Заречного нарушают права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, они подлежат признанию недействующими со дня их принятия. С учетом изложенного, суд считает уточненные заявления Безвесельного В.П. и прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,195,196,253 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л: Заявление Безвесельного В.П. об оспаривании нормативно-правового акта и заявление прокурора ЗАТО Заречный Пензенской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими со дня принятия: абзац 2 подпункта 2 пункта 1 решения Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328 "О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады"; решение Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339 "О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в редакции от 04.05.2012 N328)" (в редакции от 27.07.2012 №352) - удовлетворить. Признать противоречащими федеральному закону и недействующими со дня принятия: абзац 2 подпункта 2 пункта 1 решения Собрания представителей г.Заречного от 04.05.2012 N328 "О внесении изменений в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады"; решение Собрания представителей г.Заречного от 25.05.2012 N339 "О внесении изменения в решение Собрания представителей города Заречного Пензенской области от 25.06.2010 N194 "О стоимости проезда в городском пассажирском транспорте в коллективные сады" (в редакции от 04.05.2012 N328)" (в редакции от 27.07.2012 №352) Обязать Собрание представителей г.Заречного опубликовать в газете «Ведомости Заречного» сообщение о решении суда после вступления его в законную силу. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2012 года. Судья С.А. Бузаев