Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-252/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2011 года

Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Жигаловой М. А.

При секретаре Агеевой Ю. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Гражданское дело по иску Сеитова А.И. к

ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области о назначении

досрочной трудовой пенсии

у с т а н о в и л:

Сеитов А. И. <дата> обратился в ГУ УПФР по г. Заречному с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области за <номер> от <дата> Сеитову А. И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ достаточной продолжительности.

При этом в специальный стаж не были включены периоды с <дата> по <дата> службы в составе Вооруженных Сил, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

В дальнейшем решением ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области за <номер> от <дата> в специальный трудовой стаж истца Сеитова А. И. были включены периоды его нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. При этом специальный трудовой стаж истца Сеитова А. И. составил 23 года 05 месяцев и 07 дней.

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Сеитов А. И. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своего иска он указал, что с <дата> по <дата> он работал как молодой специалист в Пензенском педагогическорм институте на кафедре общей физики, согласно выданного направления.

Уволен был в связи с призывом с <дата> в ряды Советской Армии. В период прохождения им срочной службы по призыву действовал Закон СССР от <дата> «О всеобщей воинской обязанности» в соответствии со ст.78 которого солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п.2 ст.66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-х месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Данный трехмесячный срок им был выдержан и <дата> он был принят в школу <номер> <данные изъяты>, где проработал по <дата> и уволен в связи с переходом в школу-лицей <номер> г.Заречного, где приступил к своим обязанностям <данные изъяты>.

В соответствии с абз.1 п.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации)- один день военной службы за два дня работы.

Применяя только нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, комиссия ГУ УПФР по г. Заречному ухудшила условия реализации его прав на пенсионное обеспечение, приобретенное им в соответствии с ранее действующим законодательством, что в силу ст.55 Конституции Российской Федерации недопустимо и потому при исчислении продолжительности стажа, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в стаж должны включаться все периоды работы, которые засчитываются в стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12 1959 года №1397, которое действовало до принятия Постановления РСФСР от 6.09.1991 года №463, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В соответствии с п.4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Периоды службы по призыву относится к периодам до <дата>, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Считает, что период его службы в рядах Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права.

Что касается периодов с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, то они также не включены в специальный стаж необоснованно, поскольку были связаны с направлением и нахождением на курсах повышения квалификации и с поездками с учащимися школы на проводимые учебные Олимпиады.

При этом за ним на этот период сохранялось рабочее место и средний заработок.

Просил признать за ним право на досрочную пенсию, включив в специальный стаж период службы в рядах Вооруженных Сил с <дата> по <дата>, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.

В судебном заседании истец Сеитов А. И. свои исковые требования уменьшил, просил включить в его специальный стаж период службы в Советской Армии с <дата> по <дата> и назначить ему досрочную трудовой пенсию с момента обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии. На включении в его специальный трудовой стаж времени нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации он не настаивал, поскольку данные периоды в добровольном порядке были включены в специальный трудовой стаж ответчиком.

Представитель ответчика - ГУ УПФР по г. Заречному Абаровская Л.Г., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Сеитова А.И. возражала, пояснив, что Сеитов А. И. <дата> обратился в Управление ПФР по г. Заречному с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19, п.1, ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный вид пенсии назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Назначение досрочной трудовой пенсии по указанной норме производится на основании Списка должностей и учреждений... и Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 года.

Управление ПФР определило специальный стаж педагогической деятельности Сеитова А.И. продолжительностью 23 года 05 месяцев 07 дней.

В специальный стаж педагогической деятельности не включен период прохождения им военной службы с <дата> по <дата> продолжительностью 1 год 06 мес. 18 дней.

При этом Управление ПФР руководствовалось Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков Период прохождения военной службы в данных Правилах не поименован, поэтому не имелось оснований для его зачета в специальный стаж педагогической деятельности.

Управление считает незаконными исковые требования в части оценки периода военной службы Сеитова А.И. по нормам Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 по следующим основаниям.

Во-первых, указанное Положение утратило силу 01.10.1993 года.

Во-вторых, согласно п.4 Положения период военной службы мог быть засчитан в специальный трудовой стаж педагогической деятельности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На дату отмены данного нормативного акта в 1993 года у Сеитова А.И. не возникло права на досрочное пенсионное обеспечение по причине недостаточного специального стажа, поэтому данные нормы не могут быть приняты во внимание.

В силу п.п. 11, п.1, ст.11 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 закона.

Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Сеитова А. И. о назначении досрочной трудовой пенсии.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 7 указанного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 3 постановления Правительства РФ №1067 от 22. 09. 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01. 11. 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 06. 09. 1991 года №463.

Согласно п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 06. 09. 1991 года 3463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 05 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период службы истца с <дата> по <дата> в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом согласно п. 4 указанного Положения период службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Также при решении вопроса о возможности зачета времени прохождения службы в Советской Армии истцом необходимо руководствоваться положениями ст. 78 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» в редакции, действовавшей на момент прохождения истцом службы, согласно которой солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее трехмесячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступили к работе по полученной до призыва специальности.

Период службы Сеитова А. И. в Советской Армии относится к периодам деятельности до <дата>, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Требование о наличии 2/3 льготного стажа также соблюдено. Его льготный стаж, не оспоренный ответчиком, на момент обращения за пенсией составил 23 года 05 месяцев и 7 дней.

Также истец Сеитов А. И. после прохождения службы в Советской Армии приступил к работе по специальности до истечения трехмесячного срока после окончания службы.

В данном случае соблюдаются все условия, предусмотренные законодательством, действующим в период прохождения истцом службы по призыву, для включения периода службы в армии в специальный трудовой стаж.

Других ограничений возможности зачета в льготный педагогический стаж службы в армии действующее на тот момент законодательство, регулирующее порядок исчисления стажа педагогическим работникам, не предусматривало.

Таким образом, вышеназванный период службы Сеитова А. И. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, решение ответчика об отказе в зачете в специальный трудовой стаж истца Сеитова А. И. нельзя признать законным и обоснованным.

На момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии специальный трудовой стаж истца, определенный ответчиком, составил 23 года 05 месяцев и 07 дней. С учетом включенного в специальный трудовой стаж истца периода его нахождения на службе по призыву у Сеитова А. И. право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает с <дата>.

Требование Сеитова А. И. основано на законе и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать за Сеитовым А.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением им педагогической деятельности с <дата>, включив в его специальный трудовой стаж период службы в Советской Армии с <дата> по <дата>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2011 года.

Судья -