Дело №2-227/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2011 года
Городской суд г. Заречного Пензенской области в составе:
Председательствующего судьи Жигаловой М. А.
При секретаре Агеевой Ю. А.
С участием прокурора Крыловой О. М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Заречный,
Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного
круга лиц к Администрации г. Заречного Пензенской области
о признании незаконным бездействия ввиду непринятия мер по
содержанию автодороги и обеспечению безопасности дорожного
движения и соответствию состояния дороги установленным
правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным
документам
у с т а н о в и л:
Прокурор ЗАТО г. Заречный Пензенской области, действуя интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации г. Заречного Пензенской области о признании незаконным бездействия ввиду непринятия мер по содержанию автодороги и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам
В обоснование своего иска им указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению директора ПКФ «Полет» П.М.Ф. по факту не содержания автодороги по проезду Индустриальный г.Заречного, Пензенской области, создание угрозы безопасности дорожного движения.
Прокуратурой ЗАТО г.Заречный Пензенской области при участии старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД в ЗАТО г. Заречный Аниськина Е.В., заместителя начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи Администрации г. Заречного Дементьева Э.В., начальника дорожного эксплуатационного цеха МП «КБУ» г. Заречного Калячкина И.Г.; директора ООО ПКФ «Полет» П.М.Ф. <дата> проведен осмотр автодороги, расположенной по адресу: г. Заречный, проезд Индустриальным, между улицами Промышленной и Индустриальной г. Заречного. Осмотром установлено, что автодорога не посыпана песко-соляной смесью. Вдоль автодороги по проезду Индустриальной от улицы Промышленной по левой стороне дороги расположены здания, склады следующих организаций: ИП Хаев; МП «ЖСКХ»; ООО ПКФ «Полет»; МП «РСК». По правой стороне проезда Индустриальный от ул. Промышленной расположены здания, склады следующих организаций: ОКС ФГУП ПО «Старт»; ООО «МСУ <номер>».
Проверкой также установлено, что данная автодорога не относится к автомобильной дороге общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального значения, частной автомобильной дороге.
Указанная автомобильная дорога не относится к федеральной собственности, собственности Пензенской области и частной собственности.
Согласно информации ООО ПКФ «Полет» данная автодорога содержится, в том числе производится ремонт, за счет средств данной организации в силу производственной необходимости, а также отказа органов местного самоуправления и обслуживающей организации содержать данную автодорогу.
Согласно информации Главы Администрации г. Заречного от <дата> <номер> на запрос прокуратуры ремонт и содержание автодороги, расположенной по адресу: Пензенская область, город Заречный, проезд Индустриальный, органом местного самоуправления не осуществляется.
Просил признать незаконным бездействие Администрации г. Заречного ввиду непринятия мер по содержанию автодороги, расположенной по адресу: г. Заречный, проезд Индустриальный, и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать Администрацию г. Заречного принять меры по содержанию автодороги, расположенной по адресу: г. Заречный, проезд Индустриальный, и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; осуществлять ликвидацию зимней скользкости и очистку от снега в соответствии с установленными нормативными документальными требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Заречный Крылова О. М. исковые требования поддержала, изложив п. 2 требований в новой редакции, а именно просили обязать Администрацию г. Заречного Пензенской области меры по содержанию автомобильной дороги, расположенному по проезду Индустриальному г. Заречного, а именно выполнению в течение всего года с учетом сезона на всем протяжении дороги комплекса работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Представитель ответчика- Администрации г. Заречного Токарева Н. П., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска не возражала.
Представители третьего лица - ООО ПКФ «Полет» Драчев А.В. и Гнусарева Н.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали и просили удовлетворить.
Представитель третьего лица оГИБДД ОВД г. Заречного в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, суд считает данный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено:
1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статья 5 Федерального закона от 8.11. 2007 г. № 257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог: автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1. автомобильные дороги федерального значения;
2. автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3. автомобильные дороги местного значения;
4. частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 (в ред. от 18.01.2011 №10).
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Пензенской области, утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 30.04.2008 № 269-пП (в ред. от 23.09.2009 № 733-пП).
Автодорога по проезду Индустриальный г. Заречный Пензенской области в указанные перечни не включена.
Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица.
Частью 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно данным МП «ЗЦТИ» г. Заречного сведения о наличии зарегистрированных прав на объект недвижимого имущества - автодорогу, расположенную по адресу: Пензенская область, г.Заречный, проезд Индустриальный отсутствуют.
Дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона признаются дорогами местного значения.
Дополнительным критерием, позволяющим отграничить местные дороги от региональных и федеральных, являются их физические границы, географическое расположение. Согласно ч. ч. 9, 10, 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к дорогам местного значения могут быть отнесены лишь дороги в пределах муниципального образования - т.е. дороги, полностью расположенные (от начала до конца), замкнутые в границах соответственно поселения, муниципального района или городского округа.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Проверкой установлено, что автодорога по проезду Индустриальный г. Заречного предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Таким образом, автодорога, расположенная по адресу: г. Заречный, проезд Индустриальный, является автодорогой общего пользования местного значения городского округа.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно абзацу 2 п. 1 и п. 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать с органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно п. 5 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно п. 3.1.6., 3.1.7 раздела 3 указанного ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик.
На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
Согласно п. 5 ч. 1 статьи 2.1. Устава ЗАТО г. Заречный (принятого Решением Собрания представителей г. Заречного от 19.12.2005 № 142) к вопросам местного значения города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с принятым разграничением обязанностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения за Администрацией города закреплены следующие вопросы, относящиеся к ведению города: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ч. 6 ст. 4.6.1 Устава ЗАТО г. Заречный).
В соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, обязанность по содержанию и обеспечению соответствия состояния указанной дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа возлагается на Администрацию ЗАТО г. Заречный.
Дальнейшее бездействие со стороны органов местного самоуправления г.Заречного может вызвать наступление неблагоприятных последствий - возникновению угрозы участникам дорожного движения, затруднению движения транспортных средств.
В соответствии с п.п. «а» п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного указом Президента РФ от 15.06.98 г. № 711, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к проектированию, строительству, реконструкции дорог-, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения возлагается на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения иска прокурора как законного и обоснованного и подтвержденного добытыми доказательствами при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие Администрации г. Заречного Пензенской области ввиду непринятия мер по содержанию автодороги, расположенной по адресу: Пензенская область, г. Заречный, проезд Индустриальный и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать Администрацию г. Заречного Пензенской области меры по содержанию автомобильной дороги, расположенному по проезду Индустриальному г. Заречного, а именно выполнению в течение всего года с учетом сезона на всем протяжении дороги комплекса работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Пензенский областной суд через суд г. Заречного Пензенской области.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2011 года.
Судья -