Решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2- 721\12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Заречный           «11» октября 2012 года

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Репиной Е.В.,

при секретаре Емельяновой О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда гражданское дело по исковому заявлению Винокуровой Н.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л

Винокурова Н. Н. обратилась в суд с названным иском указав, что решением ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием педагогического стажа необходимой продолжительности.

При этом в ее специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации (Дата);     период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата)

Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, в обоснование своего иска указала, что с (Дата) по (Дата) работала в должности воспитателя яслей-сада ДДУ Пензенского приборостроительного завода. В связи с рождением сына, (Дата), она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно нормам законодательства, действующим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в специальный стаж работы по специальности, до внесения изменений в норму закона(Дата). Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался с (Дата), то период с (Дата) по (Дата) должен быть включен ответчиком в специальный стаж.

В период с (Дата) она находилась на курсах повышения квалификации. В указанные периоды за ней сохранялось рабочее место и уплачивалась заработная плата, с которой производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит зачету в специальный стаж работы, дающий прав на досрочное назначение пенсии.

Просила признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области (Номер) от(Дата) незаконным и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 28. июня 2012 года, включив в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды: нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата); нахождения на курсах повышения квалификации (Дата).

В судебном заседании Винокурова Н. Н. свои исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФР по г. Заречному Пантюшова О. В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснив, что в специальный стаж педагогической деятельности не включены периоды нахождения Винокуровой Н. Н. в отпуске по уходу за ребенком, (Дата), с (Дата) по (Дата) (8 месяцев 25 дней). При этом Управление руководствовалось ст. 167 КЗОТ РСФСР в редакции действовавшей до 06.10.1992 года. Дополнительный отпуск перестал включаться в специальный стаж работы при назначении трудовых пенсий после вступления в силу 06.10. 1992 года Закона РФ. В соответствии с разъяснениями Минтруда России в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до (Дата). При этом не делается никакого исключения в части зачета в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком после (Дата).

Управление ПФР не включило в специальный стаж педагогической деятельности, периоды нахождения Винокуровой Н. Н. на курсах повышения квалификации (Дата), общей продолжительностью 15 дней.

При этом Управление руководствовалось пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. сит. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могут быть засчитаны только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня за исключением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

Стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии у истицы по состоянию на (Дата) (включительно) составил 24 года 06 месяцев 15 дней, что послужило основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, (Дата) Винокурова Н. Н. обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Из протокола (Номер) от (Дата) следует, что комиссия при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области не включила в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, сославшись на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11. 07. 2002 года № 516.

Вместе с тем, анализ норм пенсионного законодательства в совокупности с собранными по делу доказательствами позволяет суду придти к выводу о том, что периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, на курсах повышения квалификации, подлежат зачету в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из материалов дела следует, что истица Винокурова Н. Н. (Дата) обратилась в ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата) истице Винокуровой Н. Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Из протокола (Номер) от (Дата) следует, что комиссия при ГУ УПФР по г. Заречному Пензенской области не включила в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата), на курсах повышения квалификации.

Вместе с тем, анализ норм пенсионного законодательства в совокупности с собранными по делу доказательствами позволяет суду придти к выводу о том, что периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата), на курсах повышения квалификации, подлежат зачету в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Как установлено в судебном заседании, Винокурова Н.Н. с (Дата) по (Дата) находилась в отпуске уходу за ребенком.

Решение ГУ УПФ РФ по г.Заречному о невключении в специальный стаж истца отпуска по уходу за ребенком после (Дата) является незаконным по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Также судом установлено, что истица Винокурова Н. Н. в периоды: (Дата) (общей продолжительностью 15 дней) находилась на курсах повышения квалификации.     

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Кроме того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы.

Таким образом, общая продолжительность необоснованно исключенных периодов из льготного стажа истицы Винокуровой Н. Н. составляет 09 месяцев.

С учетом периода льготного стажа, определенного ответчиком в 24 года 06 месяцев 15 дней, истица имеет необходимый специальный трудовой стаж на день обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, а потому решение ГУ УПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии подлежит признанию незаконным, как принятое в нарушение норм пенсионного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Винокуровой Н.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.

Признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области (Номер) от (Дата) - незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области назначить Винокуровой Н.Н. трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с (Дата), включив в специальный стаж Винокуровой Н.Н. для назначения досрочной трудовой пенсии периоды:

нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (Дата) по (Дата):

нахождения на курсах повышения квалификации (Дата)

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2012 года.

Судья                                           Е. В. Репина