Дело № 2-732/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «18» октября 2012 года г. Заречный Зареченский городской суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Репиной Е.В., при секретаре Емельяновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении зала суда гражданское дело по исковому заявлению Лащинина С.С. к Администрации г. Заречного Пензенской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Лащинин С.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что является бывшим воспитанником детского дома г. Пензы, в который был направлен (Дата) по распоряжению Главы администрации Пензенского района Пензенской области от (Дата) (Номер) «О направлении несовершеннолетних Лащининых: В.С., С.С., М.С. в образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по причине того, что мать истца, З.С., решением суда г. Заречного от 04.04.2000 года лишена родительских прав. Отец записан со слов матери. Собственного жилья истец не имеет, что подтверждается уведомлением из Росреестра от (Дата) (Номер) и сообщением МП «Заречного центра инвентаризации» от (Дата) (Номер). Постановлением администрации ЗАТО г. Заречного от (Дата) (Номер) принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В целях защиты прав и обеспечения жилой площадью детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей во исполнение п.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 п.1 Федерального закона от 21.12.1996года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на основании ст. 5 Закона Пензенской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО, просил суд обязать Администрацию ЗАТО города Заречного предоставить ему квартиру. В судебном заседании истец Лащинин С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, пояснив по обстоятельствам искового заявления. Представитель ответчика Администрации г. Заречного Пензенской области - Давыдов А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования оставил на усмотрение суда. Представитель третьего лица Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке. Представитель третьего лица Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив решение на усмотрение суда. Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что Законом Пензенской области от 21.12.2011 №2173-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (с последующими изменениями) на осуществление указанных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено 100 000 000 рублей. Расходование данных средств осуществляется согласно постановлению Правительства Пензенской области от 26.12.2008 №929-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009 - 2013 годы» (с последующими изменениями) (далее - Программа). В рамках данной Программы планируется строительство жилых помещений для детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях Пензенской области. Для выделения денежных средств на строительство жилого помещения для детей-сирот в рамках Программы органам местного самоуправления необходимо определить местоположение земельного участка, на котором будет произведено строительство жилого дома, выделить его и сформировать (провести межевание, кадастровую оценку и т.д.). После этого необходимо передать данный участок в собственность или безвозмездное срочное пользование Пензенской области. Далее на оформленном в соответствии с законом участке ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства» в рамках Программы будет производить строительство жилого дома. Построенные в рамках Программы жилые помещения, будут переданы в установленном порядке безвозмездно в муниципальную собственность для предоставления их по договорам социального найма детям-сиротам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В 2012 году средства, выделенные для строительства жилых помещений в рамках Программы, распределены между муниципальными образованиями Пензенской области полностью. В то же время, в случае удовлетворения исковых требований Лащинина С.С. по предоставлению ему жилого помещения, для выделения денежных средств на строительство жилого помещения для детей-сирот органу местного самоуправления необходимо будет обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, являющегося ответственным исполнителем по реализации мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот, которое, в свою очередь, должно направить ходатайство в Министерство экономики Пензенской области о включении в Программу расходов на строительство жилого помещения для лица из числа детей-сирот в соответствующем муниципальном образовании. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч.1 ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 года № 1098 -ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: проживание в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав. В судебном заседании установлено, что Лащинин С.С., (Данные изъяты) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации г. Заречного Пензенской области от (Дата) (Номер) несовершеннолетний Лащинин С.С. был направлен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, за Лащининым С.С. было закреплено право на жилую площадь по адресу: (Адрес). Согласно справке ГКОУ Детский дом г. Пензы от (Дата) (Номер), Лащинин С.С. являлся воспитанником детского дома г. Пензы и находился на полном государственном обеспечении с (Дата) по (Дата). Постановлением и.о. Главы Администрации города Заречного Пензенской области от (Дата) (Номер) Лащинин С.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, возвращение которых в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (проживание в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав) и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Согласно справке МП «ЗЦТИ» от (Дата), по данным учета за Лащининым С.С. целого домовладения, либо квартиры не зарегистрировано. Анализ нормы п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в совокупности с ч. 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, при этом разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Кроме того, нормы вышеприведенных законов не ставят право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилой площадью в зависимость от наличия свободного жилья, наличия денежных средств на его приобретение либо иных каких-либо условий, а также от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников. Согласно справке о регистрации (Номер) от (Дата), в настоящее время истец Лащинин С.С. зарегистрирован по адресу: (Адрес), в данной квартире зарегистрированы еще четыре человека, возможности проживания в указанной квартире не имеет, с учетом проживания в квартире Лащининой З.С., лишенной родительских прав, на основании решения Зареченского городского суда Пензенской области от 04.04.2000 года. Другого жилья истец не имеет. Принимая во внимание, что Лащинин С.С. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, как оставшийся без попечения родителей, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данное право истца Лащинина С.С. представителем ответчика не оспаривалось в ходе судебного заседания. При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Заречного Пензенской области обязанность по предоставлению Лащинину С.С. за счет средств бюджета Пензенской области вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом действующих норм предоставления и состава семьи, в противном случае будет нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л: Исковое заявление Лащинина С.С. к Администрации г. Заречного Пензенской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - удовлетворить. Обязать Администрацию города Заречного Пензенской области предоставить Лащинину С.С., (Данные изъяты), за счет средств бюджета Пензенской области вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом действующих норм предоставления. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено «23» октября 2012 года. Судья -