Дело № 12-30/2011
Р Е Ш Е Н И Е
г.Заречный «20» апреля 2010 года
Судья Зареченского городского суда Пензенской области Кошлевский Р.В.,
при секретаре Лазаревой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Таировой Г.А. на постановление руководителя ФМБА № 59 г.Заречного от (дата) по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КРФоАП),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Регионального управления № 59 ФМБА Росси К.Л.А. от (дата) по делу об административном правонарушении Таирова Г.А. признана виновной по ст. 8.2 КРФоАП, ей назначен штраф в размере 10 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением Таирова Г.А. в жалобе просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, указывая, что согласно Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Статьей 25 указанного Закона установлено, что государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами; выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений; привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Законом № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил, в том числе СанПин 42-128-4690-88, является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ) и за нарушение санитарного законодательства устанавливается административная ответственность (статья 55 Закона № 52-ФЗ).
Нарушение указанных выше нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3. КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде наложения административного штрафа для юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вместе с тем, Региональное управление № 59 Федерального медико-биологического агентства (номер), квалифицировал совершенное должностным лицом правонарушение по статье 8.2 КРФоАП, которой предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КРФоАП, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в числе прочего, с отходами производства и потребления. Данная норма подлежит применению за административные правонарушения, совершенные в области охраны окружающей природной среды и природопользования, то есть за нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, установленных Федеральными законами от 10. января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Закон № 89-ФЗ предусматривает особую процедуру обращения с отходами при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов (статья 10), устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, предоставляется соответствующая отчетность (статьи 11, 18, 19), создаются отвечающие специальным требованиям объекты размещения и захоронения отходов (статья 12), органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами (статья 13) и т.д.
Сама диспозиция ст. 8.2. КРФоАП также по существу предусматривает ответственность за несоблюдение специальных правил при определенных стадиях обращения с отходами производства и потребления - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Диспозиция ст. 8.2. КРФоАП подчеркивает опасный характер этих веществ.
Из материалов дела не следует, что прокуратура г.Заречного с привлечением государственного жилищного инспектора управления государственного жилищного инспектора управления государственной жилищной инспекции по Пензенской области Г.Н.В., проводила проверку соблюдения ТСЖ "С." экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Постановлением установлено, что ТСЖ "С." было создано в (дата) и в соответствии с протоколом заседания правления (номер) от (дата) она была избрана председателем ТСЖ "С.".
Статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В соответствии с п. 3.1 Устава ТСЖ "С.", утвержденного протоколом (номер) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от (дата) товарищество является добровольным объединением собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, созданным в целях: совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 9.1.4 Устава установлено, ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Указанное свидетельствует о том, что ТСЖ "С." не осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются опасные отходы.
Таким образом, считает, что Региональное управление № 59 ФМБА неправомерно квалифицировало совершенное административное правонарушение по ст. 8.2. КРФоАП, поскольку действия ТСЖ "С." следовало квалифицировать по ст. 6.3. КРФоАП - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Заявитель Таирова Г.А. в судебном заседании свою жалобу поддержала в полном объеме, просила суд ее удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ФМБА № 59 г.Заречного в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела по факту совершенного Таировой Г.А. административного правонарушения, выслушав мнение заявителя, считает, что при производстве и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении руководителем ФМБА № 59 г.Заречного были надлежащим образом исследованы и проверены все обстоятельства совершения Таировой Г.А. административного правонарушения.
Судом установлено, что ТСЖ "С." создано в мае (дата), согласно протокола заседания правления (номер) от (дата) Таирова Г.А. была избрана председателем ТСЖ "С.". В то же время проверкой установлено, что председателем ТСЖ "С." Таировой Г.А. не соблюдается законодательство об отходах производства и потребления.
В ходе проверки прокуратурой были обследованы жилые дома: по (адрес) (номер), по (адрес) (номер), где возле мусорокамеры подъезда (номер) дома (номер) по (адрес) наблюдалось скопление крупногабаритного мусора (диваны, рамы, строительный мусор). Мусорокамера подъезда (номер) дома (номер) по (адрес) была замусорена, наблюдалось скопление крупногабаритного мусора. На отмостке жилого многоквартирного дома (номер) наблюдался крупногабаритный мусор (стол).
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены основные понятия, согласно которым отходами производства и потребления (далее - отходы) являются - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товар: (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обрате отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации области охраны окружающей среды и здоровья человека;
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с положениями ст.28 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 11 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Исходя из положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и инь: требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользована: жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительстве Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 138 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава товарищества собственников жилья "С." утвержденного протоколом (номер) общего собрания собственников помещении в многоквартирном доме от (дата) товарищество является добровольным объединением собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, созданным в целях: совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 8.2 КРФоАП правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (отходы после приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)
Таким образом, должностным лицом - председателем ТСЖ "С." Таировой Г.А. нарушены обязательные требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
При указанных фактах, выводы руководителя Регионального управления № 59 ФМБА Росси К.Л.А. изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от (дата), соответствуют установленным фактам и основаны на нормах действующего законодательства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 ч. 1 п. 2, 30.7 ч. 1 п. 3 КРФоАП, суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя регионального управления № 59 ФМБА России г.Заречного Пензенской области от (дата) о привлечении Таирову Г.А. к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КРФоАП - оставить без изменения, а жалобу Таировой Г.А.- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение десяти дней со дня его оглашения.
Судья Кошлевский Р.В.