решение Киселева



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

------------- 2010 г. г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре судебного заседания Траксовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-28/10 по иску "А" к Администрации города Зарайска о признании права собственности на жилое помещение и признание действий Администрации города Зарайска по отказу в приватизации жилого помещения незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

"А" обратился в суд с иском к Администрации города Зарайска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил признать за ним право собственности на жилое помещение и признать действия Администрации города Зарайска по отказу в приватизации жилого помещения незаконными.

Истец в судебное заседание не явился.

"А", представляющий по доверенности интересы "А", «Ш», представляющий интересы истца, поддержали заявленные истцом требования, и в их обоснование пояснили следующее.

Согласно ордера № 6181 от 28 марта 1994 года семье "А", состоящей из трех человек, по постановлению Главы Администрации Зарайского района от 14.01.1994 года как нуждающимся в улучшении жилищных условий, была выделена одна комната жилой площадью 16,7 кв.м. в квартире -------------. Комната имеет отдельный вход из общего коридора. В ней семья "А" с момента предоставления проживает и зарегистрирована. 25 октября 2007 года между их семьей и МУП ЕСКХ Зарайского района был заключен Договор социального найма № 76 на данную квартиру, состоящую из одной комнаты в отдельной квартире № 1, общей площадью 30 кв.м.

На самом деле, с самого заселения данная жилая площадь состоит и 2-х помещений – жилой комнаты площадью 18,4 кв.м. и кухни, площадью 13,9 кв.м., а всего общей площадью 32.3 кв.м. Причем, вход в квартиру из общего коридора идет сразу в кухню, и через нее – в жилую комнату.

На основании постановления Главы города Зарайска № 567 от 22 июля 2009 года "А" разрешили сделать в квартире перегородку с дверным проемом от входной двери в кухне с тем, чтобы получился коридор от входной двери до кухни площадью 2.4 кв.м. Эта перегородка была произведена. Однако Глава города Зарайска постановлением № 820 от 10 сентября 2009 года отменил свое первое постановление. По данным домовой книги и финансового лицевого счета на данную квартиру она значится муниципальной собственностью Администрации города Зарайска.

Истец решил приватизировать данную квартиру. "Б" и "С", сами участия в приватизации не принимали, но дали письменное согласие на приватизацию истцом спорной квартиры. Истец с письменным заявлением о приватизации жилья обратился в конце августа 2009 года в Администрации г. Зарайска, сдав все необходимые документы, оплатив госпошлину. Однако без разрешения об отказе в приватизации, ему в конце сентября 2009 года все документы вернули и посоветовали обратиться в суд.

Истец с решением ответчика не согласен по следующим основаниям.

Спорная квартира находится в настоящее время в муниципальной собственности. Согласно ст.ст. 1,2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 4199-1 от 23.12.1992 года, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) по договору найма или аренды, имеют право один раз бесплатно с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти жилые помещения в общую собственность. Истец ранее в приватизации жилья не участвовал.

Истец просит признать за ним право собственности на однокомнатную квартиру ------------- общей площадью 32.3 кв.м.

Признать незаконным действия администрации города Зарайска по отказу ему в приватизации жилого помещения.

Представитель ответчика – фактически признал заявленные истцом требования, пояснив, что постановление о приватизации истцом жилого помещения, площадью 18,4 кв.м. издано, но не принято решение о приватизации истцом кухни. Администрация г. Зарайска не отрицает и подтверждает тот факт, что спорное жилое помещение представляет собой изолированное помещение, состоящее из комнаты площадью 18,4 кв.м. и кухни площадью 13,9 кв.м, но просит суд принять решение в отношении требований о признании за истцом права собственности на жилое помещение общей площадью 32,3 кв.м. принимая во внимание и учитывая мнений третьих лиц по делу по заявленным требованиям.

Третье лицо по делу – "Б" – в судебное заседание не явилась.

Третье лицо по делу – "С"– поддержал заявленные требования.

Третье лицо по делу – "Х" – в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствии, возражений по иску не представил.

Третье лицо по делу – "Е" – в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствии, возражений по иску не представила.

Третье лицо по делу – "Д" – в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствии, возражений по иску не представил.

Третье лицо по делу – «Н» – в судебное заседание не явилась.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

По делу установлено, что согласно ордера № 6181 от 28 марта 1994 года семье "А", состоящей из трех человек на основания постановления Главы Администрации Зарайского района от 14.01.1994 года как нуждающимся в улучшении жилищных условий, была выделена одна комната жилой площадью 16,7 кв.м. в квартире № 1 дома -------------. Комната имеет отдельный вход из общего коридора. В этой квартире семья "А" с момента предоставления проживает и зарегистрирована. 25 октября 2007 года между семьей "А" и МУП ЕСКХ Зарайского района был заключен Договор социального найма № 76 на данную квартиру, состоящую из одной комнаты в отдельной квартире № 1, общей площадью 30 кв.м.

Спорная жилая площадь состоит из 2-х помещений – жилой комнаты площадью 18,4 кв.м. и кухни, площадью 13,9 кв.м., а всего общей площадью 32.3 кв.м. Вход в квартиру из общего коридора идет в кухню, и через нее – в жилую комнату. Данное обстоятельство подтверждается техническим паспортом жилого помещения и не оспаривается ответчиком. Третьи лица по делу в заявлениях, представленных в суд указали, что спорным помещением общей площадью 32,3 кв.м, представляющим собой комнату и кухню, пользуется только истец.

На основании постановления Главы города Зарайска № 567 от 22 июля 2009 года "А" разрешили сделать в квартире перегородку с дверным проемом от входной двери в кухне с тем, чтобы получился коридор от входной двери до кухни площадью 2.4 кв.м. Эта перегородка была произведена. Однако Глава города Зарайска постановлением № 820 от 10 сентября 2009 года отменил свое первое постановление.

По данным домовой книги и финансового лицевого счета на данную квартиру она значится муниципальной собственностью Администрации города Зарайска.

Истец решил приватизировать данную квартиру. "Б" и "С", проживающие в спорном жилом помещении, участия в приватизации не принимали, но дали письменное согласие на приватизацию им спорной квартиры. Истец с письменным заявлением о приватизации жилья обратился в конце августа 2009 года к Администрации г. Зарайска, сдав все необходимые документы, оплатив госпошлину. Однако без разрешения об отказе в приватизации, ему в конце сентября 2009 года все документы вернули, посоветовали обратиться в суд.

Согласно ст.ст. 1,2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 4199-1 от 23.12.1992 года, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) по договору найма или аренды, имеют право один раз бесплатно с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти жилые помещения в общую собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К членам семьи нанимателя ст. 69 ЖК РФ относит супруга нанимателя, их детей и родителей. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Как следует из материалов дела, и как было указано выше, "Б" и "С", зарегистрированные в спорном жилом помещении, дали согласие на приватизацию квартиры, отказавшись от участия в приватизации.

В соответствии со ст. 4 указанного выше закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)

В статьях 6,7 названного закона, указаны две стороны передачи имущества (жилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности: одна сторона - это граждане, которые занимают жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма; другая - наймодатель. Это лицо, которое является собственником жилищного фонда, или уполномоченные им органы (ч. 2 ст. 4 Закона), государственные и муниципальные предприятия (учреждения), за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:

заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, а также несовершеннолетними членами семьи в возрасте от 14 до 18 лет; если кто-либо из указанных лиц не желает участвовать в приватизации, то этот член семьи нанимателя представляет дополнительное заявление, в котором содержится просьба не включать его в число участников общей собственности приватизируемого жилого помещения; если же кто-либо из указанных членов семьи вообще возражает против приватизации, то, естественно, договора об этом быть не может;

документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

в случаях, когда в жилом помещении проживают несовершеннолетние или они сохраняют право пользования этими помещениями (ч. 2 ст. 7 Закона), - документ органа опеки и попечительства.

В данном случае истцом были представлены ответчику все необходимые документы.

Согласно Конституции РФ (ст. 10, 11, 132 и др.) государственные органы подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (которые в свою очередь делятся на законодательные (представительные) органы власти и органы исполнительной власти) и органы местного самоуправления. В свое время местные Советы были трансформированы в органы местного самоуправления.

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым государственными органами (они могут быть федерального и регионального уровня) и органами местного самоуправления (представляющими конкретное муниципальное образование), предприятием или учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст. 7 Закона о приватизации). Договор заключается в простой письменной форме (см. ст. 163 ГК РФ, возможно осуществление, по соглашению сторон, данной сделки и в нотариальной форме. Соответственно нотариальное удостоверение договора предусматривает уплату госпошлины гражданином, оформляющим приватизацию жилого помещения.

Что касается осуществления права собственности на жилищный фонд (жилые помещения), в том числе распоряжения им, то по этим вопросам следует руководствоваться ст. 125, 209, 212 - 215, 288, 294, 296 и др. ГК РФ. По общему правилу решение о передаче недвижимого имущества, в том числе жилья, другим лицам должен принимать собственник или уполномоченный им орган (лицо). Данным Законом такое право предоставлено и государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294 и 296 ГК РФ). Указанное положение не противоречит гражданскому законодательству, поскольку согласно ст. 217 ГК РФ законы о приватизации государственного и муниципального имущества (к которым относится и Закон о приватизации) могут устанавливать иной порядок приобретения и прекращения права собственности, чем порядок, предусмотренный нормами ГК РФ.

Договор подлежит регистрации в установленном порядке, и только с этого момента возникает право собственности у граждан на приватизированное жилье. Указанный порядок основывается на ст. 131 и 223 ГК РФ, согласно которым право собственности на недвижимое имущество, в том числе жилье, подлежит государственной регистрации; в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 131 ГК РФ государственную регистрацию должны осуществлять учреждения юстиции на основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.03.01 N 20-ФЗ; от 12.04.01 N 36-ФЗ; от 11.04.02 N 36-ФЗ).

В ст. 6 и 7 Закона о приватизации указаны органы (организации), которые передают жилые помещения гражданам в порядке их приватизации. Непосредственно оформлением приватизации жилищных помещений занимаются, как правило, жилищно-эксплуатационные организации, которые принимают от граждан заявления и другие необходимые документы, а также специальные агентства (бюро) по приватизации жилья.

Гражданин, желающий приобрести в собственность занимаемое жилое помещение, подает заявление в агентство (бюро), которое берет на себя организацию всего процесса приватизации жилья, включая сбор необходимых документов (Типовое положение об агентствах (бюро) утв. Постановлением Коллегии Госкомитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 18.10.91 N 7).

Решение вопроса о приватизации жилья по заявлениям граждан должно приниматься в двухмесячный срок со дня подачи документов. То есть организации (должностные лица), которые осуществляют оформление приватизации жилых помещений, и граждане должны обязательно руководствоваться этим сроком. Законодательством не предусмотрены конкретные меры ответственности за превышение двухмесячного срока, однако виновные должностные лица могут быть привлечены, например, к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность проживающих там – подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как данный закон наделил граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом приобрести жилье в собственность.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконными действия администрации города Зарайска по отказу истцу в приватизации занимаемого жилого помещения и удовлетворить требования истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия администрации г.Зарайска по отказу "А" в приватизации занимаемого жилого помещения.

Признать за "А" право собственности на однокомнатную квартиру № -------------, общей площадью 32.3 кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней.

Судья: Киселева Т.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200