Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2010г. г.Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшина В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-294/10 по иску "А" к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ № 41 по г.Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
"А" обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ № 41 по г.Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности, указав в заявлении, что решением ответчика от 5 марта 2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности по основаниям отсутствия у нее необходимого для назначения этой пенсии стажа работы по специальности в 25 лет, так как в этот стаж истице не включили несколько периодов работы.
"А" с таким решениям не согласна по следующим основаниям.
25.01.2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности с приложением всех необходимых документов. По представленным документам замечаний не было.
У "А" высшее специальное педагогическое образование, в 1990 году она закончила Коломенский педагогический институт Московской области и получила квалификацию учитель математики.
С 1984 года и до настоящего времени "А" работает по специальности в детском саду, что подтверждено записями в ее трудовой книжке.
Ответчик включил истице в необходимый стаж только 13 лет 3 месяца 23 дня.
Статья 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста гражданам, в том числе и по такому основанию как - пункт 10 - лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
"А" не засчитали в педагогический стаж время работы воспитателем яслей-сада с 01.10.1990 года по 31.12.2000 года Зарайского учебно-педагогического комплекса имени В.В.Виноградова Московской области (сейчас это ГОУ СПО ЗПК им.В.В. Виноградова), время работы воспитателем с 20.04.1984 года по 02.09.1985 года в детском комбинате № 14 завода офсетных пластин г.Зарайска Московской области и воспитателем с 01.01.2001 года по 28.01.2001 года в дошкольном образовательном учреждении № 14 Управления образования Зарайского района Московской области - со ссылкой на то, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, не предусмотрены такие учреждения как детский комбинат, учебно-педагогический комплекс, управление образования, а также в связи с тем, что с 01.01.2001г. по 28.01.2001г. детсад № 14 не был зарегистрирован в качестве юридического лица.
Этот вывод "А" считает необоснованным и незаконным.
В указанном выше Списке имеется такое наименование учреждения как педагогическое училище, школа, детский сад, сад-ясли всех наименований, а также имеется наименование должности воспитатель. "А" работала с детьми. Она с ними занималась по своей педагогической профессии именно педагогической деятельностью. Причем работала она в спорные периоды практически в одном и том же детском комбинате № 14, который несколько раз переименовывался при реорганизациях и передачах разным организациям, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы, которую она представила в суд, а ранее - ответчику. Это могут подтвердить и работавшие с "А" "Б" и "С".
Никаких запретов Список по детским комбинатам и учебно-педагогическим комплексам не содержит. Детский комбинат состоял из детских яслей и детского сада. С 1985 года по 1990 год он так и назывался - ясли-сад № 14 Зарайского Гороно и этот период ответчик засчитал в педагогический стаж "А". Далее это учреждение для детей передали в учебно-педагогический комплекс для стажировки студентов прямо в детских яслях-садах, что прямо указано и в записи в трудовой книжке истицы.
"А" работала по педагогической специальности с детьми в государственном учреждении. Занималась педагогической деятельностью с ними. Ее вины, что так назвали это детское дошкольное образовательное учреждение, нет.
Зарайский учебно-педагогический комплекс имени Виноградова - это объединение базовой начальной школы, педагогического училища и базового детского дошкольного учреждения (детского сада). Это подтверждается и самим Уставом этого комплекса в главе 3. Структура учебно-педагогического комплекса и основы деятельности. Там прямо указывается, что структура данного комплекса и состоит в том числе и из базового детского дошкольного учреждения, которое обеспечивает воспитательно-образовательную подготовку детей дошкольного возраста, это учреждение обеспечивает практическую подготовку будущих специалистов к педагогической деятельности, осуществляет совместную работу в составе учебно-педагогического комплекса. Не случайно, что с 02.09.1985 года деткомбинат был в составе Гороно г.Зарайска Московской области и назывался уже ясли-сад №14 Гороно и им же 01.10.1990 года передан в данный педагогический комплекс г. Зарайска. Это общеобразовательное государственное учреждение, где "А" по своей педагогической специальности занималась с детьми педагогической деятельностью. Она работала в базовом ДДУ (детском саду). Ее вины в том, что так назвали это образовательное учреждение и что оно работало с такой структурой, нет. Все документы готовили Администрации этих учреждений, истицу с ними не знакомили и согласия или согласования не просили.
А то что с 01.01.2001г. по 28.01.2001г. дошкольное образовательное учреждение № 14 не было зарегистрировано в качестве юридического лица (как "А" устно пояснили работники ГУ УПФР №41 по г.Москве и Московской области о причине не включения в специальный стаж этого периода, хотя в своем решении об отказе ответчик об этом не указал) – вины истицы тем более нет. ДОУ №14 было в ведении Управления образования Зарайского района Московской области и оно в тот период само решало вопрос о реорганизации детского сада в самостоятельное юридическое лицо, будучи государственным учреждением. ДОУ №14 было на тот период в составе этого госучреждения.
"А" считает, что имеет право требовать признания права включения этих периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности со дня обращения к ответчику, с признанием незаконности решения по отказу в ее назначении.
"А" проработала с учетом вышеуказанного стажа более 25 лет по педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей и согласно пункту 10 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года имеет право на получение такой пенсии.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.2-12 ГК РФ, ст.ст.2,6,22 ГПК РФ, "А" просит суд признать за ней право на включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности
- время работы воспитателем детского комбината № 14 завода офсетных пластин города Зарайска Московской области с 20 апреля 1984 года по 2 сентября 1985 года,
- время работы в должности воспитателя дошкольного учреждения Зарайского учебно-педагогического комплекса имени В.В.Виноградова Московской области с 1 октября 1990 года по 31 декабря 2000 года,
- время работы в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения № 14 Управления образования Зарайского района Московской области с 1 января 2001 года по 28 января 2001 года, признать незаконным с момента его вынесения отказ ответчика в его решении от 5 марта 2010 года в назначении истице досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по педагогической деятельности с 25 января 2010 года, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы.
В судебном заседании истица и адвокат «Ш», представляющий ее интересы по ордеру, поддержали заявленные требования, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель истицы «Ш» дополнил, что должности воспитателя в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, имеется. Истица имеет высшее педагогическое образование, с 1984 года по настоящее время работала воспитателем в одном и том же дошкольном учреждении, изменялись только его наименования. А это не зависело от "А".
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 41 по г.Москве и Московской области по доверенности "Е" иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований "А", которой было подано в Зарайский городской суд исковое заявление к ГУ УПФР №41 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности.
ГУ УПФР №41 по г. Москве и Московской области (далее - Управление) не согласно с заявленными исковыми требованиями по следующим основаниям.
"А" обратилась в ГУ-УПФР №41 по г.Москве и Московской области с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 25.01.2010г.
Решением комиссии ГУ-УПФР №41 по г.Москве и Московской области по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.03.2010г. №51 истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого в соответствии с подпунктом 19 пункта Л статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 25-летнего стажа работы по педагогической деятельности, а также Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 не предусмотрены такие учреждения, как «Детский комбинат» и «Учебно-педагогический комплекс».
Спорными периодами работы являются:
- с 20.04.1984г. по 02.09.1985г. - время работы в должности воспитателя
детского комбината №14 завода офсетных пластин г. Зарайска московской
области;
- с 01.10.1990г. по 31.12.2000г. - время работы в должности воспитателя
Зарайского учебно-педагогического комплекса имени В. В. Виноградова
Московской области;
- с 01.01.2001г. по 28.01.2001г. - время работы в должности воспитателя
дошкольного образовательного учреждения № 14 Управления образования
Зарайского района Московской области.
Данные периоды не включены "А" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по педагогической деятельностью, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не предусмотрены такие учреждения, как «Детский комбинат» и «Учебно-педагогический комплекс». Кроме того, в период работы истца в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения №14 Управления образования Зарайского района Московской области с 01.01.2001г. по 28.01.2001г. учреждение не было зарегистрировано в качестве юридического лица.
При определении права на данный вид пенсии необходимо, чтобы должность и учреждение, в которых истец осуществлял педагогическую деятельность, были прямо предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
В этой связи указанные истцом спорные периоды не были засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по педагогической деятельности.
3-е лицо – представитель МОУ начальная школа-детсад №14 директор "Д" в судебном заседании поддержала исковые требования "А" и пояснила, что ясли- сад № 14 открыт в 1979 году, за тридцать лет несколько раз переходило из одного ведомства в другое. "А" постоянно работала в детском саду № 14 воспитателем, занималась с детьми дошкольного возраста педагогической деятельностью полный рабочий день. 31 декабря 2000 года по постановлению губернатора Московской области детский сад № 14 передан Управлению образованием и с 01.01.2001 года по 28.01.2001 года оформлялись документы. Однако учреждение не прекращало своей деятельности, "А" осуществляла в этот период педагогическую деятельность.
3-е лицо – представитель ГОУ СПО Зарайский педагогический колледж имени В.В.Виноградова директор «Щ» в судебном заседании поддержала исковые требования "А" и пояснила, что с 01.10.1990 года по 31.12 2000 года. детский сад № 14 находился в составе Учебно-педагогического комплекса как базовое детское дошкольное учреждение, обеспечивающее воспитательно- образовательную подготовку детей дошкольного возраста. Студенты Комплекса проходили в детском саду практику.
Свидетель "Б" пояснила, что она работала в ясли-саде № 14 с 1981 года воспитателем. В 1984 году пришла работать "А". Она работала воспитателем ясельной группы, затем воспитателей дошкольной группы. "А" постоянно занималась педагогической деятельностью с детьми. Они работали вместе и работают в настоящее время.
Свидетель "С" дала аналогичные показания, что и свидетель "Б".
Суд, выслушав объяснения участников процесса, обозрев в судебном заседании пенсионное дело истицы, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.
Истица имеет специальное педагогическое образование – 28.07.1990г. закончила Коломенский педагогический институт Московской области, получив квалификацию учителя математики, что подтверждается копией диплома л.д. 11).
В силу положений п.19. ч.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» утверждены Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
По делу установлено, что "А" с 20.04.1984г. по 02.09.1985г. работала в должности воспитателя детского комбината №14 завода офсетных пластин г.Зарайска Московской области, т.е. все это время осуществляла педагогическую деятельность, как это и предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительством РФ от 29 октября 2002г. №781. В п. 1.8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, имеются такие дошкольные общеобразовательные учреждения как «детские сады всех наименований». По своей сути детский комбинат №14 являлся детским садом, что подтвердили свидетели "Б", "С", "Д". Таким образом, указанный период должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.19. ч.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».
Согласно п.3 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» работа в должности - воспитатель, указанной в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 1.8 раздела "Наименование учреждений" списка.
П. 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей предусматривает такие дошкольные образовательные учреждения как: детские сады всех наименований; центр развития ребенка- детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.
С 01.10.1990г. по 31.12.2000г. истица работала в должности воспитателя дошкольного учреждения №14 Зарайского учебно-педагогического комплекса им. В.В.Виноградова.
Согласно устава Зарайского педагогического комплекса, приятого 23.01.1995г., Зараский учебно-педагогический комплекс (далее УПК) является государственным образовательным учреждением по дошкольному воспитанию, подготовке учащихся начальных классов и Х-ХI классов общеобразовательной школы, подготовке специалистов для Московской области со средним профессиональным образованием. В главе 3 «Структура учебно-педагогического комплекса и основы деятельности» данного устава описана структура УПК, которая состоит из базового детского дошкольного учреждения, базовой начальной школы, лицейских классов, обеспечивающих получение среднего (полного) общего образования и профориентационную направленность к педагогической профессии, и педагогического училища.
Таким образом, судом установлено, что "А" в спорный период времени работала в должности воспитателя в государственном образовательном учреждении, в структуру которого входило базовое детское дошкольное учреждение - «ясли-сад», осуществляя педагогическую деятельность, как это и предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительством РФ от 29 октября 2002г. №781.
Согласно п.13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Педагогическая деятельность истицы подтверждена записями в ее трудовой книжке, показаниями свидетеля «Щ».
Период работы "А" с 01.01.2001г. по 28.01.2001г. в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении №14 ответчик не включил в специальный стаж истице для назначения ей досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности из-за того, что данное образовательное учреждение не было зарегистрировано в качестве юридического лица.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 01.01.2002г., не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
В судебном заседании установлено, что спорный период имел место до 01.01.2002г., следовательно, тогда еще действовал Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", поэтому указанный период времени подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находилось данное учреждения, где работала истица, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности и не свидетельствует о существовании таких различий.
В судебном заседании установлено, что ясли-сад № 14, где работала истица в спорный период времени продолжал функционировать, "А" занималась педагогической деятельностью с детьми, что подтвердила свидетель "Д".
С учетом оспариваемого периода работы у истицы более 25 лет стажа по педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, она достигла возраста 50 лет, в связи с чем она в соответствии с п.19. ч.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года имеет право на получение досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности.
Суд считает необходимым признать незаконным с момента его вынесения решение ответчика по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности истице, поскольку данное решение нарушает право истицы на назначение и получение заработанной ею пенсии.
В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, суд считает возможным взыскать с ГУ УПФР №41 по г. Москве и Московской области в пользу "А", расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 98, 100, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования "А" удовлетворить.
Признать за "А" право на включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности время работы:
- воспитателем детского комбината № 14 завода офсетных пластин города Зарайска Московской области с 20 апреля 1984 года по 2 сентября 1985 года,
- в должности воспитателя Зарайского учебно-педагогического комплекса имени В.В.Виноградова Московской области с 1 октября 1990 года по 31 декабря 2000 года,
- в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения № 14 Управления образования Зарайского района Московской области с 1 января 2001 года по 28 января 2001 года.
Признать незаконным с момента его вынесения решение ГУ УПФ РФ № 41 по г.Москве и Московской области от 05 марта 2010г. по отказу "А" в назначении досрочной трудовой пенсии по педагогической деятельности.
Обязать ГУ УПФ РФ № 41 по г.Москве и Московской области назначить "А" досрочную трудовую пенсию по педагогической деятельности с 25 января 2010г.
Взыскать с ГУ УПФ РФ № 41 по г. Москве и Московской области в пользу "А" расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней.
Судья Горина Р.М.