Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
------------- 2010 г. г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-263/10 по заявлению "А" об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
"А" обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, указывая в заявлении следующие обстоятельства.
Заявитель является собственником жилого дома №66 в -------------. Одновременно "А" принадлежит земельный участок при доме площадью 1600 квадратных метров, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, который был выделен ему в собственность на основании решения администрации ------------- сельского Совета №11 от 04.08.1992г. Это подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2007г. и свидетельством на право собственности на землю МО-38-8-131 от 22.09.1992г.
Смежными с заявителем земельным участкам по двум границам из четырех являются земли Зарайского муниципального района. Поскольку Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района является уполномоченным органом администрации Зарайского муниципального района по распоряжению муниципальной собственностью, именно с Комитетом "А" необходимо согласовывать две границы своего участка.
В конце 2009 года заявитель обратился в Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района с просьбой надлежаще согласовать границы его земельного участка. У соседей по улице согласование границ земельного участка "А" заблаговременно получил ещё в ноябре 2009 года. Согласование границ его земельного участка Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района до сих пор проведено не было. Надлежаще оформленная (письменная, мотивированная) позиция Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района по вопросу заявителя ему до сих пор не известна, хотя вопрос об этом прямо ставился представителем "А" перед работниками Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района 13 и 15 апреля 2010 года.
То есть заявитель не имеет ни отметок в акте согласования границ земельного участка о согласовании/не согласовании последних Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, ни специальных письменных разъяснений Комитета в отношении занятой им позиции. Бездействие Комитета не позволяет сделать вывод о том, согласовал ли Комитет границы земельного участка, принадлежащего "А", или Комитет заявил спор о них, или спор о границах заявлен заявителю третьими лицами.
В то же время порядок согласования границ земельных участков определён федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст.22 ч.1 п.2 указанного федерального закона одним из документов, предоставляемых в целях кадастрового учёта недвижимости, является межевой план, а при наличии спора о границах земельного участка - также документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка.
Ни первый, ни второй документы на настоящем этапе "А" не может представить в орган, ведущий кадастр недвижимости (в Зарайский отдел УФАКОН по МО).
Без согласования границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков заявитель не может сформировать свой земельный участок в соответствии с действующими кадастровыми стандартами, получить кадастровый план. Без кадастрового плана "А" не может надлежаще распорядиться своим земельным участком (подарить, подготовить к передаче по наследству).
То есть незаконным бездействием (уклонением) Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района создаётся препятствие в реализации "А" право собственности на его земельный участок, предусмотренное ст.209 ГК РФ.
Руководствуясь ст.ст.254, 255 ГПК РФ, ст.209 ГК РФ, ст.333.36 НК РФ, заявитель просит суд, признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, выразившееся в уклонении от согласования границ земельного участка площадью 1600 квадратных метров при доме №66 -------------, принадлежащего "А", обязать Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района согласовать границы земельного участка площадью 1600 квадратных метров при доме №66 -------------, принадлежащего "А".
Заявитель "А" в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц без ущерба для судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности «Ш» заявленные в заявлении требования поддержал полностью, дополнил, что порядок согласования границ земельных участков определён федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст.22 ч.1 п.2 указанного федерального закона одним из документов, предоставляемых в целях кадастрового учёта недвижимости, является межевой план, а при наличии спора о границах земельного участка - также документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка. Ни первый, ни второй документы на настоящем этапе "А" не может представить в Зарайский отдел УФАКОН по МО. А без согласования границ земельного участка с правообладателями смежных земельных участков "А" не может сформировать свой земельный участок в соответствии с действующими кадастровыми стандартами, получить кадастровый план. Без кадастрового плана "А" не может надлежаще распорядиться своим земельным участком -подарить, подготовить к передаче по наследству. Таким образом, незаконным бездействием (уклонением) Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района создаётся препятствие в реализации "А" право собственности на его земельный участок, предусмотренное ст.209 ГК РФ.
Заинтересованное лицо - представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района Московской области по доверенности "Х" в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 46 Конституции РФ м главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий ( бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-то обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В целях реализации положений федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» на Комитет по управлению имуществом возложены полномочия по согласованию границ земельных участков и утверждению схем земельных участков. 17.11.2009 года в Комитет представлен для согласования межевой план земельного участка по адресу : -------------, о чем имеется соответствующая запись в журнале приема граждан. 27.11.2009 года "А" было разъяснено, что в адрес Комитета по управлению имуществом поступило обращение "С", проживающего ------------- о том, что в отношении земельного участка по адресу: ------------- имеется спор по границам земельного участка, в связи с чем заявитель просит не согласовывать границы участка. В адрес Комитета ранее было направлено обращение "А" об устранении ошибок, имеющихся в свидетельстве на право собственности на землю -------------, в соответствии с которым указан адрес земельного участка: -------------, фактически согласно информации администрации сельского поселения ------------- земельные участки располагаются по адресу : ------------- -15 соток и ------------- соток ( в границах усадьбы у д. 66). По информации сельского поселения "С" действительно длительное время пользуется земельным участком в размере 5 соток в ------------- в границах участка отца- "А". Заявление "С" в копии было направлено в кадастровую палату "Б".
В связи с тем, что Комитет по управлению имуществом не наделен правом разрешения земельных споров по существу, сторонам было рекомендовано согласовать границы смежных земельных участков ( варианты обсуждались на рабочей встрече в администрации сельского поселения ------------- 16.03.2010 г.), в случае несогласия обратиться в суд.
В соответствии с ч. 7 ст. 39 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» согласование месторасположения границ земельных участков осуществляется кадастровым инженером посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Она считает, что согласование границ земельных участков должно быть проведено способами, указанными в законе всеми заинтересованными лицами.
Она считает, что Комитетом предприняты все возможные способы урегулирования спора. Доказательств бездействия Комитета, выразившихся в уклонении от согласования границ, не представлено. Требования об обязании Комитета согласовать границы земельного участка при наличии спора по его границам считаю необоснованными и незаконными. Сторонам необходимо решить спор между собой. Они подписывают последними..
Принимая во внимание наличие спора о праве она считает, что в соответствии со ст. 247 ГПК РФ указанное заявление подлежит оставлению без движения и оформлению искового заявления с соблюдением требований ст.ст. 131, 132 ГПК РФ.
Заинтересованное лицо "С" заявленные требования не поддержал и пояснил, что его отец "А" обратился в сельский Совет и передал 5 соток земли от своего участка, чтобы сельский Совет передал ему эту землю. Так и произошло. У отца осталось 16 соток земли. В судебном порядке он с заявлением о споре спор по границам земельного участка не обращался. В натуре участок ему не выделялся. Просто сложился порядок пользования. Он обращался в Комитет по управлению имуществом с заявлением о несогласовании границ земельного участка отца. Рекомендовали провести кадастровую съемку и определить границы земельного участка.
Свидетель "Д" пояснила, что она работает Главой администрации ------------- сельского поселения. У "А" имеется при доме земельный участок с садом и огородом в размере 16 соток. У "С" имеется два участка: один в -------------, другой в ------------- на участке "А". Они не обращались за время ее работы, а Администрацию сельского поселения по вопросам, связанным с земельными участками, границы земельных участков не устанавливались. Участок в натуре "С" не выделялся. В Свидетельстве о праве собственности на земельный участок в д------------- площадью 0,20 га допущена ошибка.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и юридически оценив представленные суду доказательства, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что "А" является собственником жилого дома, расположенного по адресу: -------------, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2007г. При доме находится земельный участок площадью 0.16 га, который согласно свидетельства ------------- на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей был закреплен в собственность заявителю для ведения личного подсобного хозяйства л.д. 7).
В конце декабря 2009г. "А" обратился в Комитет по управлению имуществом при администрации Зарайского городского района с просьбой согласовать границы его земельного участка, так как смежными по двум границам из четырех спорного участка являются земли Зарайского муниципального района.
Согласование границ земельного участка заявителя Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района до сих пор не проведено. Надлежащим образом оформленный ответ на просьбу "А" от Комитета им не получено, хотя представитель заявителя 13 и 15 апреля 2010г. просил работников Комитета о предоставлении ему письменного ответа о согласовании границ спорного земельного участка.
"А" необходимо согласовать границы земельного участка с правообладателями смежных участков для оформления кадастрового плана в Управлении федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области для того, чтобы распорядиться принадлежащим ему земельным участком.
В ст.22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указан состав необходимых для кадастрового учета документов, в число которых входит межевой план, а при наличии спора о границах земельного участка так же документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка.
Согласно ч.3 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В указанной статье также определен порядок согласования местоположения границ земельных участков, на основании которого местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В соответствии со ст. 11ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно решению Совета депутатов Зарайского муниципального района Московской области от 29 апреля 2009 года № 3/9 утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, где указано, что Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района осуществляет действия, необходимые для государственной регистрации права собственности, перехода права собственности, прекращения права собственности, установления и прекращения публичных сервитутов.
В судебном заседании установлено, что Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района не сообщил надлежаще оформленную (письменная, мотивированная) позицию Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района по вопросу заявителя, она ему до сих пор не известна. Заявитель не имеет ни отметок в акте согласования границ земельного участка о согласовании/не согласовании границ Комитетом по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, ни специальных письменных разъяснений Комитета в отношении занятой им позиции. Бездействие Комитета не позволяет сделать вывод о том, согласовал ли Комитет границы земельного участка, принадлежащего "А", или Комитет заявил спор о них, или спор о границах заявлен заявителю третьими лицами.
Проявляя бездействие в решении вопроса о согласовании границ земельного участка "А", Комитет по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района нарушает конституционные права гражданина на владение и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности земельным участком. Из акта согласования местоположения границы земельного участка следует, что "А" согласовал границы участка с соседями «Г» и "Е", не согласованы границы лишь в районе улицы и земель населенных пунктов. Указанные границы участка не затрагивают интересы "С", которому земельный участок в натуре в собственность не выделялся, который не обращался в суд за разрешением какого-либо спора, связанного с земельным участком, что не отрицается "С", подтверждается свидетелем "Д". Доказательств о принадлежности ему земельного участка в границах земельного участка заявителя "С" не представлено.
Таким образом, действия Комитета по управлению имуществом администрации Зарайского муниципального района, выразившиеся в уклонении от согласования границ земельного участка, принадлежащего "А", суд считает не обоснованными.
При таких обстоятельствах, требования "А" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования "А" удовлетворить.
Признать незаконными действий Комитета по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района Московской области, выразившиеся в уклонении от согласования границ земельного участка площадью 16000 кв. м. при доме -------------, принадлежащего "А".
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района Московской области согласовать границы земельного участка площадью 16000 кв. м. при доме -------------, принадлежащего "А".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его оглашения.
Судья Горина Р.М.