решение киселева



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

------------- 2010г. г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре судебного заседания Авдошиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-128/10 по иску "А", "Б" к Администрации города Зарайска о защите жилищных прав,

У С Т А Н О В И Л:

"А", "Б" изначально обратились в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации Зарайского муниципального района, МУП «ЕСКХ Зарайского района» об обязании проведения капитального ремонта жилого дома.

В дальнейшем, истцы, «Ш», представляющий их интересы, уточнили заявленные требования, и пояснили, что истцы постоянно зарегистрированы и проживали в жилом помещении по адресу квартира 4 дома 45 по ------------- города Зарайска. Данный дом принадлежит Ответчикам и находился на балансе МУП «ЕСКХ Зарайского района».

01 января 2008 года в данном доме произошел пожар, обгорела и обрушилась крыша, обгорели стены и перегородки и частично обрушились. Дом требует капитального ремонта. Жить там Истцам стало невозможно. Администрация Зарайского муниципального района временно на период капитального ремонта переселила Истцов в свое маневренное жилье - квартиру 8 в доме 64 по ------------- г.Зарайска. Данная квартира без удобств, площадью 13 кв.метров. Никакого ремонта Ответчики до сих пор после пожара не сделали. Жить взрослым людям – матери с сыном в однокомнатной квартире без удобств столь длительный период очень плохо. На все обращения истцов к Ответчикам - отвечают, что не решили, что делать с домом после пожара, думают. Однако, в судебном заседании только 24 марта 2010 года было установлено, что Ответчики скрывали от истцов информацию о том, что еще 30 декабря 2008 года их дом был признан аварийным и неподлежащим ремонту согласно Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания межведомственной комиссии при администрации Зарайского муниципального района № 9 от 26.12.2008 года и распоряжением № 717 от 30.12.2008 года Администрации Зарайского муниципального района - подлежащим сносу. Истцам при этом жилье другое для нормального проживания не предоставили, хотя под расселение жителей из аварийных домов выделены средства району и построен новый жилой дом в г.Зарайске, который сейчас собираются заселять гражданами из аварийного жилья.

Неоднократно, в течение 2008 – 2009 годов истцы обращались к Ответчикам с устными и письменными заявлениями о предоставлении другого жилья для проживания, постановки их на учет для получения жилья, но получали ответы и отписки, что жилья нет, что один ответчик не передал другому их жилое помещение или обязательства перед ними о предоставлении жилья.

Истцы считают, что такое поведение Ответчика прямо нарушает их жилищные права на нормальные условия проживания, создает им худшие условия существования, чем были до порчи пожаром занимаемого ими жилого помещения, не выполняются собственниками жилого помещения обязанности по его надлежащему содержанию и использованию по целевому назначению, согласно требованиям ст.ст.209,210,215 ГК РФ.

Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, гражданам согласно ст.ст.86,89 ЖК РФ должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение администрацией органа местного самоуправления, принявшего решение о сносе такого дома.

Не исполняется Ответчиком требования ст.1 ЖК РФ, согласно которой жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений жилищных прав по пользованию жильем, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, обеспечения сохранности жилищного фонда. Не исполняются длительный период обязанности Ответчиками по ст.2 ЖК РФ, согласно которой органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе - обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Истцы просят признать их нуждающимися в обеспечении благоустроенным жилым помещением, в связи с признанием дома № 45 по ------------- г.Зарайска аварийным, обязать Администрацию г.Зарайска поставить их на соответствующий учет и взыскать в их пользу судебные расходы.

Представитель ответчика администрации г.Зарайска - требования истцов не признала, пояснив, что истцы постоянно зарегистрированы и до 01.01.2008 года проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Зарайск, -------------.

01.01.2008 года в указанном доме произошел пожар, в результате чего, проживание в жилом помещении стало невозможным и Администрацией Зарайского муниципального района предоставлено истцам для временного проживания жилье по адресу: г. Зарайск, -------------.

В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между муниципальным образованием «Городское поселение Зарайск» и Зарайским муниципальным районом Московской области заключено Соглашение № 1 от 23.01.2009 года «О передаче органам местного самоуправления Зарайского муниципального района отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Зарайск Зарайского муниципального района» Зарайскому муниципальному району переданы полномочия по проведению работ по обследованию жилых помещений, признанию их непригодными для проживания и подготовке пакета документов для включения в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Распоряжением Главы Зарайского муниципального района от 30.12.2008 года № 717 жилой дом, расположенный по адресу: г.Зарайск, ------------- признан аварийным и подлежащим сносу.

Далее, в соответствии с п.1.2 указанного выше Соглашения Администрацией города Зарайска переданы полномочия Администрации Зарайского муниципального района по формированию документации для Программы Московской области по переселению граждан из признанного непригодным жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

При этом, участие в адресной Программе «переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2010 годы, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 18.03.2009 года № 216/8 принимает именно Зарайский муниципальный район, как орган местного самоуправления, принявший решение о признании жилых помещений аварийными и непригодными для проживания.

В соответствии с переданными полномочиями Зарайскому муниципальному району на 2009-2010 годы передано право организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках областной программы.

Реализация указанной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется поэтапно.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 18.03.2009 года № 216/8 «Об утверждении адресной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области на 2009-2010 годы с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» программа по Зарайскому муниципальному району не включила дом № 45 по -------------.

В связи с чем, указанный жилой дом в адресную программу Московской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на первом этапе включен не был.

Далее, согласно Постановлению Главы Зарайского муниципального района в соответствии с Законом Московской области от 25.04.2008 года № 55/2008-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Зарайским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Зарайск», утвержден Акт приема-передачи муниципального жилого фонда социального использования, находившегося в собственности Зарайского муниципального района Московской области и передаваемого в собственность городского поселения Зарайск для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договоров социального найма.

Решением Совета депутатов города Зарайска от 17.12.2009 года № 8\4 разрешена передача жилых помещений, находящихся в муниципальной казне муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области Зарайскому муниципальному району для включения в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2010-2011 годы» с утверждением Перечня жилых помещений, признанных аварийными домами (второй этап реализации адресной программы переселения граждан из аварийного жилья).

Согласно же Акта от 01.07.2009 года о составе жилищного фонда социального использования, подлежащего передаче муниципальному образованию «Городское поселение Зарайск» в соответствии с Законом Московской области № 55/2008-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Зарайским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Зарайск» жилой дом, расположенный по адресу: г.Зарайск, -------------, в собственность городского поселения Зарайск не передан.

Отсюда следует, что у городского поселения Зарайск полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению жилым помещением не возникли.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ основаниями для предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма являются: признание жилого помещения непригодным для проживания или подлежащим сносу.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания.

Одновременно, в соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемого по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В связи с тем, что решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: г.Зарайск ------------- непригодным для проживания и подлежащим сносу принято Администрацией Зарайского муниципального района, следовательно обязательства по предоставлению другого благоустроенного жилья несет именно Зарайский муниципальный район.

Одновременно, маневренное жилье, входящее в состав специализированного жилищного фонда, предоставленное истцам, чьи жилые помещения пострадали в результате пожара на период разрешения жилищного вопроса по предоставлению постоянного благоустроенного жилья, согласно ответа Главы Зарайского муниципального района от 27.04.2009 года № 641 также не передано городскому поселению Зарайск.

Представитель третьего лица по делу – Администрации Зарайского муниципального района – в лице своего представителя Минаевой Ю.О., требования истцов не признала, пояснив, что согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания в установленном порядке.

В соответствии со ст. 83 и п.6 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 30.12.2008 года Глава Зарайского муниципального района, в рамках имеющихся полномочий, издал распоряжение от 30.12.2008 года № 717 «О признании жилого дома по адресу: г. Зарайск, ------------- аварийным и подлежащим сносу».

В соответствии с п.4 ст. 15 указанного Федерального закона, Администрации муниципального Зарайского района переданы полномочия от Администрации городского поселения Зарайск по формированию документации для Программы Московской области по переселению граждан из признанного непригодным жилья, между органами местного самоуправления заключено Соглашение № 1 от 23.01.2009 года.

Сформированная на основании Постановления Правительства Московской области от 18.03.2009 года № 216/8 «Об утверждении адресной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2010 годы, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» программа по г. Зарайску Московской области не включила д. 45 по ------------- Московской области.

В соответствии со ст. 83 ФЗ № 131-ФЗ, с 01.01.2009 года полномочия по п.6 ч.1 ст. 14 «по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства» осуществляются поселением - Администрацией городского поселения Зарайск самостоятельно.

Жилищный кодекс РФ в ст. 14 определил полномочия Администрации городского поселения Зарайск как представление малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с преданными полномочиями, муниципальному району на 2009г. и 2010г. передано право организации переселения граждан из аварийного фонда в рамках областной программы.

Учитывая, что дом, в котором проживают истцы, не включен в адресную программу Московской области, полномочия по обеспечению вне очереди граждан из данного дома не преданы в рамках заключенных соглашений между поселениями на 2009г., 2010г. ответчику и обязательства несет Администрация городского поселения Зарайск.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ – орган местного самоуправления муниципального района не обладает полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями по договорам социального найма и не реализует право истцов, предусмотренное ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ, обязательство муниципального района перед ответчиками не возникло.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно положений ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.37 Постановлении от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», указывает, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Суд отмечает, что положения части 1 статьи 89 ЖК РФ распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 года (часть 5 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

Требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Суд отмечает, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

30.12.2008 года Глава Зарайского муниципального района, в рамках имеющихся полномочий, издал распоряжение № 717 «О признании жилого дома по адресу: г. Зарайск, ------------- аварийным и подлежащим сносу».

Согласно положений ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 ЖК РФ.

Из исследованного в судебном заседании ответа Главы МО городское поселение Зарайск Зарайского района Московской области от 29.12.2009 года № 1885-исх., следует, что истцам было отказано ответчиком в постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

В соответствии с п.4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрации муниципального Зарайского района переданы полномочия от Администрации городского поселения Зарайск по формированию документации для программы Московской области по переселению граждан из признанного непригодным жилья, между органами местного самоуправления заключено Соглашение № 1 от 23.01.2009 года.

Сформированная на основании Постановления Правительства Московской области от 18.03.2009 года № 216/8 «Об утверждении адресной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009-2010 годы, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» программа по г.Зарайску Московской области не включила д. 45 по ------------- Московской области. В соответствии со ст. 83 ФЗ № 131-ФЗ, с 01.01.2009 года полномочия по п.6 ч.1 ст. 14 «по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства» осуществляются поселением - Администрацией городского поселения Зарайск самостоятельно.

Жилищный кодекс РФ в ст. 14 определил полномочия Администрации городского поселения Зарайск как представление малоимущим гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с преданными полномочиями, муниципальному району на 2009г. и 2010г. передано право организации переселения граждан из аварийного фонда в рамках областной программы.

Учитывая, что дом, в котором проживают истцы не включен в адресную программу Московской области, полномочия по обеспечению вне очереди граждан из данного дома не преданы в рамках заключенных соглашений между поселениями на 2009г., 2010 год Администрации Зарайского муниципального района, следовательно, в данном случае обязательства по обеспечению истцов жилым помещением несет Администрация городского поселения Зарайск.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ – орган местного самоуправления муниципального района не обладает полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями по договорам социального найма и не реализует право истцов, предусмотренное ст. 57 ЖК РФ.

Согласно ст. 8 ГК РФ, обязательство муниципального района перед ответчиками не возникло.

При указанных обстоятельствах, суд делает суждение о том, что решение о признании истцов нуждающимися в обеспечении благоустроенным жилым помещением, в связи с признанием дома № 45 по ------------- г. Зарайска аварийным, должно приниматься Администрацией городского поселения Зарайск, и поскольку дом, в котором проживали истцы признан подлежащим сносу, истцы должны быть поставлены на соответствующий учет.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, …… суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей, согласно представленных квитанций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать "А", "Б" нуждающимися в обеспечении благоустроенным жилым помещением в связи с признанием дома № 45 по ------------- г. Зарайска аварийным.

Обязать Администрацию МО городское поселение Зарайск поставить "А", "Б" на соответствующий учет.

Взыскать с Администрации МО городское поселение Зарайск в пользу "А", "Б" расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней.

Судья: Киселева Т.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200