Дело о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2010г. г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре судебного заседания Авдошиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-518/10 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Московской области к Верговскому О.А. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа,

У С Т А Н О В И Л:

МРИ ФНС России № 8 по Московской области обратилось в суд с иском к Верговскому О.А. о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа.

Представитель истца в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик – Верговский О.А. – в судебное заседание не явился.

Адвокат Шабалкин В.А. не возражал по вопросу удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся в частности доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации (п.п.10 п.1 ст. 208 НК РФ).

Согласно справки о доходах физического лица от --- года № -- представленной Сбербанком России в электронном виде, ответчик получил в 2008 году от Сбербанка России доход в виде материальной выгоды в размере --- рублей.

В силу абз. 1 п.1 ст. 226 НК РФ, Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика, и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно положениям ст. 226 НК РФ, взыскание сумм налога на доходы физических лиц с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.

За счет средств налогового агента также не может быть взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц.

Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2006 № Ф04-10081/2005(19077-А46-23), ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2004 № А69-832/03-8-Ф02-930/04-С1, ФАС Уральского округа от 23.06.2004 № Ф09-2508/04-АК.

Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога по доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Пункт 2 статьи 231 НК РФ устанавливает, что не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога на доходы физических лиц взыскиваются до полного погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 45 Кодекса, которая предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Такая ситуация возможна, когда налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога и сообщает об этом налоговому органу.

Если налоговый агент не лишен такой возможности, то за ним сохраняется обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога.

В письме УФНС по г.Москве от 29.03.2006 № 28-11/24199 сообщено следующее.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов при их фактической выплате.

Пунктом 2 статьи 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

Статьей 224 НК РФ установлены следующие размеры ставок: 13% (пункт 1 статьи 224 НК РФ), 35% (пункт 2 статьи 224 НК РФ), 30% (пункт 3 статьи 224 НК РФ), 9% (пункты 4 - 5 статьи 224 НК РФ).

При применении статьи 224 НК РФ следует иметь в виду, что в ней устанавливаются налоговые ставки и не содержатся положения об освобождении каких-либо доходов от налогообложения.

В соответствии с пп.1 п.2 ст. 21 НК РФ, при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в п.п.1 п.1 настоящей статьи, налоговая база определяется как: превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату фактического получения налогоплательщиком налога, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Согласно справка от ---года № --, ответчиком были получены кредитные средства в Сбербанке России по процентной ставке ниже ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ.

Указанием Центробанка РФ от 18.06.2007 года № 1839-У с 19.06.2007 года установлена ставка рефинансирования в размере 10%.

Указанием Центробанка РФ от 01.02.2008 года № 1975-У с 04.02.2008 года установлена ставка рефинансирования в размере 10,25%.

Указанием Центробанка РФ от 28.04.2008 года № 1997-У с 29.04.2008 года установлена ставка рефинансирования в размере 10,5%.

Указанием Центробанка РФ от 09.06.2008 года № 2022-У с 10.06.2008 года установлена ставка рефинансирования в размере 10,75 %.

Указанием Центробанка РФ от 11.07.2008 года № 2037-У с 14.07.2008 года установлена ставка рефинансирования в размере 11%.

Указанием Центробанка РФ от 11.11.2008 года № 2121-У с 12.11.2008 года установлена ставка рефинансирования в размере 12%.

Указанием Центробанка РФ от 28.11.2008 года № 2135-У с 01.12.2008 года установлена ставка рефинансирования в размере 13%.

Абзацем 5 п.2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении доходов, полученных от экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п.2 ст. 212 настоящего Кодекса.

В соответствии с данной нормой Сбербанком России являющийся налоговым агентом в отношении суммы, выплаченной Верговскому О.А., определена налоговая база в размере --- рублей и исчислен налог в размере --- рублей, исходя из следующего расчета: ---руб. * 35%. При этом, удержаний и перечислений не производилось.

Верговский О.А. обязанность по уплате исчисленного НДФЛ, предусмотренную ст. 23, ст. 45, п.5 ст. 228 НК РФ, не исполнил.

На основании ст. 69,70 НК РФ, согласно которым, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 69 НК РФ),

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ст. 70 НК РФ), Верговскому О.А. выставлено требование № --- об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.01.2010 года в размере --- рублей – налог, --- рублей – пени, а также требование № --- по состоянию на 05.02.2010 года об уплате налога в размере --- рублей, пени в сумме --- рублей.

Требование № --- об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.01.2010 года направлено ответчику 25.01.2010 года, о чем свидетельствует реестр отправленных писем, и в силу абз. 2 п.6 ст. 69 НК РФ считается полученным 31.01.2010 года.

Требование № --- об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.02.2010 года направлено ответчику 09.02.2010 года и считается полученным 15.02.2010 года.

За несвоевременную уплату НДФЛ Верговскому О.А. на основании ст. 75 НК РФ, согласно которой пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), начислены пени в размере 53,46 рублей.

Пени рассчитаны с 26.12.2009 года по 04.02.2010 года с учетом действующих ставок рефинансирования, установленных Центробанком РФ. С 25.11.2009 года по 27.12.2009 года ставка рефинансирования составила 9 % годовых.

До настоящего времени требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа ответчиком не исполнены, числящаяся задолженность в размере --- рублей по налогу и --- рублей – по пени не уплачена.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности устанавливается три года.

В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 2/1 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации срок давности, пропущенный юридическим лицом,.. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Кроме того, данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В данном случае о применении срока исковой давности не заявлялось, поэтому оснований для отказа в иске нет.

При изложенных обстоятельствах, суд делает суждение о том, что требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Кроме того, с ответчика в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб. в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Московской области к Верговскому О.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени за просрочку платежа удовлетворить.

Взыскать с Верговского О.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере --- рублей, которая подлежит перечислению на счет № 40101810600000010102 БИК 044583001 Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705, ИНН 5072703604 УФК Московской области (Межрайонная ИФНС России № 8 по Московской области) ОКАТО 46216501000 КБК 18210102040011000110 и пени за просрочку платежа в размере --- рублей, которые подлежат перечислению на счет № 40101810600000010102 БИК 044583001 Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705, ИНН 5072703604 УФК Московской области (Межрайонная ИФНС России № 8 по Московской области) ОКАТО 46216501000 КБК 18210102040012000110.

Взыскать с Верговского О.А. расходы по оплате государственной пошлины в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней.

Судья Киселева Т.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200