о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2010 г. г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Киселевой Т.А., при секретаре судебного заседания Авдошиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-544/10г по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Московской области к Мандрину С.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за просрочку платежа,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №8 по Московской области обратилась в Зарайский городской суд с исковым заявлением к Мандрину С.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за просрочку платежа.

В поданном заявлении МРИ ФНС указывает, что согласно п. 1 ст. 1 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 Мандрин С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как является собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1.

Согласно ст. 2 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Согласно сведениям, представленным в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации, за Мандриным С.В. зарегистрировано право собственности на следующее имущество:

- жилой дом, расположенный по адресу: (Адрес) дата возникновения права собственности 01.01.1992 г. Инвентаризационная стоимость --- руб.

В соответствии с п.1 ст. 3 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов власти местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Решением Совета депутатов Зарайского района Московской области от 10.10.2005г. № 22/8 установлен и введен с 1 января 2006 г. на территории Зарайского района налог на имущество физических лиц. Пунктом 3 данного Решения установлены ставки налога на имущество физических лиц в следующих размерах:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. рублей

0,1%

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей

0,3%

Свыше 500 тыс. рублей

2,0%

Расчет налога:

Налог на имущество физических лиц за 2009 год составляет: --- руб., в том числе по сроку 15.09.2009г. – --- руб., по сроку 16.11.2009г. – ---- руб.

Согласно п. 9 ст. 5 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 сумма налога на имущество физических лиц подлежит уплате в бюджет равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Так как до настоящего времени сумма налога на имущество физических лиц не уплачена, в соответствии со ст. 75 НК РФ и на основании Телеграмм ЦБ РФ № 1839-У от 18.06.2007 г., № 1975-У от 04.02.2008 г., устанавливающих ставки рефинансирования, начислены пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа, по состоянию на 15.10.2009г. и на 24.11.2009г. в размере 171,19 руб.

Расчет пени, приложенный к исковому заявлению, произведен с учетом вышеизложенных обстоятельств, с применением соответствующих действующих ставок рефинансирования, и их указанием.

Пени исчислялись по следующей формуле:

((Ставка рефинансирования/300)* сумму задолженности)) / 100 = сумма пени, начисленная за 1 день просрочки платежа.

Сумма пени за 1 день просрочки * количество дней просрочки, во время которых действовала та или иная ставка рефинансирования = сумма пени, начисленная на задолженность в течение дней действия той или иной ставки рефинансирования.

В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 данной нормы пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Данные пени начислены с 09.12.2008г. по 24.11.2009г.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц образовалась за следующие периоды:

2005 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 15.09.2005 года);

2005 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 15.11.2005 года);

2006 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 15.09.2006 года);

2006 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 15.11.2006 года);

2007 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 17.09.2007 года);

2007 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 15.11.2007 года);

2008 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 15.09.2008 года);

2008 г. - 141,21 руб. (по сроку уплаты 17.11.2008 года).

Данные суммы начислены на следующие строения:

- жилой дом, расположенный по адресу: ….. Дата возникновения права собственности 01.01.2992 года. Инвентаризационная стоимость --- руб.

Таким образом, общая сумму задолженности за период с 2005г. по 2008г. составляет --- руб.

В период 2009 года: --- руб. (15.09.2009г.); --- руб. (16.11.2009г.). Таким образом, сумма задолженности по налогу на имущество с физических лиц за период с 2007 года по 2009 год составляет --- руб.

На основании изложенного, задолженность по налогу на имущество физических лиц за период 2009г. составляет --- руб.

До 09.12.2008 года суммы пени включены в предыдущие требования.

На основании ст. 69, 70 НК РФ Мандрину С.В. выставлены требования № 24921 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.10.2009г., № 34471 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.11.2009г.

Требование № 24921 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.10.2009г. направлено Мандрину С.В. 28.11.2009г., и считается полученным 02.11.2009г.

Требование № 34471 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.11.2009г. направлено ответчику 01.12.2009г., и считается полученным 07.12.2009г.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения данного требования (абз. 3 п. 4 ст.69 НК РФ).

В настоящее время требования, выставленные налогоплательщику, не исполнено, сумма задолженности не погашена.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.31, 48, 75 НК РФ, ст. 22, 24, 131, 132, 133 ГПК РФ инспекция просит суд взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере --- руб., а также пени в размере --- руб.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Московской области просит восстановить пропущенный срок подачи искового заявления о взыскании с Мандрина С.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за просрочку платежа, указав в ходатайстве, что отсутствие достаточного количества бумаги, необходимой для формирования исковых заявлений и приложений, предусмотренных ст. 131, 132 ГПК РФ повлияло на своевременность обращения в Зарайский городской суд в порядке ст. 48 НК РФ с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности с ряда должников, в том числе Мандрина С.В..

Материально - техническое обеспечение Межрайонной ИФНС России №8 по Московской области осуществляется исключительно за счет федерального бюджета. Надлежащее исполнение возложенных на инспекцию задач обусловлено своевременным и полным предоставлением необходимых средств.

По настоящее время обязанность по перечислению неуплаченных сумм налогов в бюджет ответчиком не утрачена, поскольку не соблюдены условия, предусмотренные ст. 44 НК РФ.

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России №8 по Московской области не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица без ущерба для судебного разбирательства.

Ответчик Мандрин С.В. не возражал против удовлетворения ходатайства Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области о восстановлении пропущенного срока. При этом, он признал предъявленные к нему требования в полном объеме.

Выслушав объяснения ответчика, исследовав и юридически оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Ходатайство Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Московской области о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим иском, суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку причины, по которым истец обратился в суд с пропуском срока исковой давности, по мнению суда, уважительные.

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, составляют три уровня: федеральный, региональный, местный.

Федеральный уровень:

- Конституция РФ;

- федеральные законы; НК РФ;

- Закон РФ от 09.12.1991 "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1, который введен в действие с 01.12.1992 и действует в настоящее время в редакции Закона РФ от 22.12.1992 N 4178-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 25-ФЗ, от 27.01.1995 N 10-ФЗ, от 17.07.1999 N 168-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 5 апреля 2009г.N45-ФЗ, 28 ноября 2009г. N283-ФЗ;

Налог на имущество физических лиц является:

- местным (ст. 15 НК РФ);

- имущественным;

- прямым;

- систематическим;

- налогом на владение.

К условиям возникновения обязанности по уплате данного налога относится совокупность следующих критериев (они не образуют юридического состава налога):

1) плательщик - физическое лицо;

2) плательщик - собственник имущества;

3) плательщик - персонал иностранных дипломатических и консульских представительств, других, приравненных к ним в отношении налоговых привилегий, официальных представительств иностранных государств и международных организаций согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях;

4) плательщик - лицо, обладающее правом на льготу;

5) имущество - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, т.е. недвижимое имущество ( объект налогообложения).

Налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется объект налогообложения или нет.

Оценке в целях инвентаризационного учета подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.

Оценке для целей налогообложения не подлежат строящиеся, самовольно возведенные, признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации, бесхозяйные строения, помещения и сооружения и такие объекты, назначение которых не определено.

Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться:

- дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для категорий налогоплательщиков и предусматриваться основания для их использования налогоплательщиком (за исключением органов местного самоуправления городов районного подчинения, поселков сельских округов);

- ставки на налог, в пределах, установленных законом;

- дифференциация ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

Ставка - это тот элемент, который представительный орган местного самоуправления может определять самостоятельно, но это право не является абсолютным, т.к. ограничивается пределами, установленными Законом РФ от 09.12.1991:

Налоговое уведомление - документ, на основании которого и производится уплата налога.

Направляется налоговое уведомление не позднее 1 августа и должно содержать в себе размер исчисленного налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы и сроки уплаты.

Уведомление налогового органа передается лично под расписку или иным способом. Если плательщик отказывается его принять, то уведомление считается врученным по истечении 6 дней, с даты направления заказного письма. Налоговые органы присылают уведомление по месту жительства лица.

Налоговый период по налогу на имущество физических лиц равен 1 году.

Уплата налогов, согласно Закону РФ от 09.12.1991г., производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Эти сроки являются предельными, и отклонение от них в сторону просрочки уплаты влечет негативные последствия, но по желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.

По делу установлено, что ответчик является плательщиком налога на имущество.

Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

01.01.1992г. у Мандрина С.В. возникло право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (Адрес)

По данным МРИ ФНС России № 8 по Московской области налоговая база, то есть инвентаризационная стоимость вышеуказанного жилого дома на 2009 г. составляет --- руб.

Сумма налога на имущество, учитывая установленную п.3 Решения Совета депутатов Зарайского района Московской области от 10.10.2005 г. № 22/8 ставку налога на имущество физических лиц в размере 0,3% (при стоимости имущества от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей) и инвентаризационную стоимость указанного жилого дома - --- руб. составит --- руб.--- коп. (--- руб.*0,3%), в том числе по сроку на 15.09.2009 г. – --- руб., по сроку на 16.11.2009 г. – --- руб.

Таким образом, расчет задолженности по налогу на имущество физических лиц произведен правильно.

Из материалов данного дела следует, что о необходимости исполнения налоговых обязательств налогоплательщик был уведомлен требованием об уплате налогов по состоянию на 19.10.2009 года и на 25.11.2009 года, которое в установленный срок исполнено не было, что повлекло за собой возникновение недоимки по налогам и начисление пени на основании ст. 75 НК РФ.

По смыслу пункта 1 статьи 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П отмечает, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Анализ статьи 75 НК РФ в целом, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.

Сумма пени по требованию № 34471 от 25.11.2009 года рассчитывается, исходя из следующего расчета:

период с 16.10.2009г. по 29.10.2009г. (14 дней) ставка рефинансирования – 10% (1/300) = 0,0333; (1765,12 * 0,0333)/100 * 14 дн. = 8,24 руб.;

период с 30.10.2009г. по 16.11.2009г. (18 дней) ставка рефинансирования – 9,5% (1/300) = 0,0317; (1765,12 * 0,0317)/100 * 18 дн. = 10,06 руб.;

период с 17.11.2009г. по 24.11.2009г. (8 дней) ставка рефинансирования – 9,5% (1/300) = 0,0317; (2400,56 * 0,0317)/100 * 8 дн. = 6,08 руб.

Сумма пени по требованию № 24921 от 19.10.2009 года рассчитывается, исходя из следующего расчета :

период с 09.12.2008г. по 23.04.2009г. (136 дней) ставка рефинансирования 13% (1/300) = 0,043; (1129,68 * 0,043)/100 * 136 дн. = 66,59 руб.;

период с 24.04.2009г. по 13.05.2009г. (20 дней) ставка рефинансирования – 12,5% (1/300) = 0,042; (1129,68 * 0,042)/100 * 20 дн. = 9,41 руб.;

период с 14.05.2009г. по 04.06.2009г. (22 дня) ставка рефинансирования – 12% (1/300) = 0,04; (1129,68 * 0,04)/100 * 22 дн. = 9,94 руб.;

период с 05.06.2009г. по 12.07.2009г. (38 дней) ставка рефинансирования – 11,5% (1/300) = 0,038; (1129,68 * 0,038)/100 * 38 дн. = 16,45 руб.;

период с 13.07.2009г. по 09.08.2009г. (28 дней) ставка рефинансирования – 11% (1/300) = 0,037; (1129,68 * 0,037)/100 * 28 дн. = 11,60 руб.;

период с 10.08.2009г. по 14.09.2009г. (36 дней) ставка рефинансирования – 10,75%

(1/300) = 0,036; (1129,68 * 0,036)/100 * 36 дн. = 14,57 руб.;

период с 15.09.2009г. по 15.09.2009г. (1 день) ставка рефинансирования – 10,5% (1/300) = 0,035; (1129,68 * 0,035)/100 * 1 дн. = 0,40 руб.;

период с 16.09.2009г. по 29.09.2009г. (14 дней) ставка рефинансирования – 10,5% (1/300) = 0,035; (1765,12 * 0,035)/100 * 14 дн. = 8,65 руб.;

период с 30.09.2009г. по 15.10.2009г. (16 дней) ставка рефинансирования – 10% (1/300) = 0,033; (1765,12 * 0,033)/100 * 16 = 9,42 руб.

Расчет пени налоговым органом судья находит обоснованным, подтверждающимся письменными доказательствами по делу. Правильность данного расчета судом проверена.

Кроме того, с ответчика в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб. в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 48 НКРФ, ст.ст. 91, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Межрайонной ИФНС России № 8 по Московской области срок для подачи искового заявления к Мандрину С.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за просрочку платежа.

Исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Московской области к Мандрину С.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за просрочку платежа удовлетворить.

Взыскать с Мандрина С.В. сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере --- рублей --- копеек, которая подлежит перечислению на счет № 40101810600000010102 БИК 044583001 Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705, ИНН 5072703604 УФК Московской области (Межрайонная ИФНС России № 8 по Московской области) ОКАТО 46216828000 КБК 18210601030101000110 и пени за просрочку платежа в размере 171 рубль 19 копеек, которые подлежат перечислению на счет № 40101810600000010102 БИК 044583001 Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва 705, ИНН 5072703604 УФК Московской области (Межрайонная ИФНС России № 8 по Московской области) ОКАТО 46216828000 КБК 182106030102000110.

Взыскать с Мандрина С.В. расходы по оплате государственной пошлины в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней.

Судья Киселева Т.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200