Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2010 г. г. Зарайск
Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Муштакова В.С., с участием прокурора Ульянова В.С., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-717/10 г. по заявлению Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области, выразившегося в непостановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения – плотины пруда на ручье без названия левом притоке (Адрес), и устранении допущенных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Зарайский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области, выразившегося в непостановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения – плотины пруда на ручье без названия левом притоке (Адрес), и устранении допущенных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Ульянов В.С. пояснил следующее.
В -------------2010 г. Зарайской городской прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального образования «Сельское поселение Каринское Зарайского района Московской области» расположено гидротехническое сооружение - плотины пруда на ручье без названия левом притоке (Адрес). Плотина земляная, водосброс трубчатый, площадь водоема ------------ га. Данное гидротехническое сооружение является бесхозяйной недвижимостью.
В нарушение ст. 225 ГК РФ Администрация сельского поселения Каринское Зарайского района не предприняла соответствующих мер по постановке указанного бесхозяйного имущества на учет.
По причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, не могут быть реализованы меры, установленные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений», поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местной самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, Зарайский городской прокурор, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области, выразившееся в непостановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - плотины пруда на ручье без названия левом притоке (Адрес), и обязать устранить допущенные нарушения путем обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного в срок до ----------- г.
Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области по доверенности Романьков А.И. считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку из смысла п. 3 ст. 225 ГК РФ Администрации сельского поселения Каринское Зарайского района предоставлено право обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного, а не возложена соответствующая обязанность.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатация, ремонт, реконструкция, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Постановка гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйной вещи не влечет права собственности, обязанности по содержанию и эксплуатации объекта, в связи, с чем не может устранить нарушения, по поводу которых обратился прокурор. При этом, сам факт, что данный объект является бесхозяйным, он не оспаривает. Кроме того, представитель заинтересованного лица считает, что в соответствии со ст.45 ГПК у прокурора нет оснований на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, т.к. заявлений от граждан не поступало. Доказательств нарушения прав граждан прокурором не представлено.
Всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, рассмотрев и оценив, представленные доказательства, с учетом мнений участников процесса и обоснованности их доводов и правовых позиций, суд отмечает следующее.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений», в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктами 8, 23, 26 части 1 статьи 6 Устава сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области от 24.01.2006 года №4/1 к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (л.д.31).
Согласно материалам проверки, проведенной в ----------- года Зарайской городской прокуратурой, на территории МО «Сельское поселение Каринское Зарайского района Московской области» расположено гидротехническое сооружение – плотины пруда на ручье без названия левом притоке (Адрес). Плотина земляная, водосброс трубчатый, площадь водоема ---------- га. Данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным недвижимым имуществом (л.д.6-8). По сведениям Федерального агентства водных ресурсов указанный объект в перечень комплексов гидротехнических сооружений, зарегистрированных в Российском регистре гидротехнических сооружений на 13.10.2010 г., расположенных в Зарайском районе Московской области не входит (л.д.9-10). Доказательств, подтверждающих нахождение плотины на балансе сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области в деле не имеется.
Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о данном объекте№ --------- от г. из Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.16), а также сведения из ГУП МО «МОБТИ» от исх.--------- от ------------ г. об отсутствии сведений о балансовой принадлежности данного гидротехнического сооружения (л.д.15) это подтверждает тот факт, что плотина пруда на (Адрес) является бесхозяйным имуществом.
По данной причине, учитывая неопределенность балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, меры, установленные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» не могут быть реализованы, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Московской области от 2 ноября 1998 года № 94/33 «О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества в Московской области» в целях обеспечения учета бесхозяйного недвижимого имущества в Московской области Правительство Московской области постановляет:
1. Главам муниципальных образований Московской области в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации принять меры по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества на территории муниципальных образований и постановке его на учет в Московской областной регистрационной палате по местонахождению объекта недвижимого имущества.
Таким образом, отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества.
При таких обстоятельствах, суд считает, что неисполнение Администрацией сельского поселения Каринское Зарайского района обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины пруда на ручье без названия левом притоке (Адрес), свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса, а также пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому, к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Учитывая, что гидротехнические сооружения могут представлять реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, суд считает обоснованным обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц с данным заявлением в суд.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований, заявленных Зарайским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области по постановке на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения - плотины пруда на ручье без названия левом притоке (Адрес).
Обязать Администрацию сельского поселения Каринское Зарайского района Московской области устранить допущенные нарушения путем обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного в срок до--------------- года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.С. Муштаков
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.01.2011Г. РЕШЕНИЕ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ